Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
В последние 3-4 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.
Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.
Однако макроэкономические условия в России пока что не дают полностью использовать потенциал потребительского кредитования. Далеко не все коммерческие банки активно действуют на рынке розничных услуг. В этой связи, на мой взгляд, следует обратить внимание на ряд проблем и трудностей в деле дальнейшего развития системы кредитования физических лиц в нашей стране.
В Великобритании потребительский кредит предоставляется клиенту для приобретения практически любого товара или оплаты услуг: ссуда на потребительские цели (consumer loan), формирование личного кредитного плана (personal credit plan); ссуда с погашением в рассрочку (instalment loan); потребительская денежная ссуда с разовым погашением (single payment personal cash loan); ссуда под страховой полис (policy loan); ссуда частному лицу на неотложные нужды (use-as-you-please loan) и др.Ссуды выдаются после анализа кредитоспособности клиента на суммы свыше 500 Евро кратные 100, причем верхнего лимита кредитования не существует. Банк самостоятельно определяет возможности клиента по погашению ссуды.
В отдельных случаях банки идут
на предоставление клиентам льгот при
получении потребительских
Другим видом целевых
В Великобритании ипотечные ссуды включают, такие как: ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи заемщиком его старого дома (bridging loan); ссуда на покупку дома (housing loan), предлагаемая физическим лицам, как правило, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью; ссуда на улучшение (ремонт) дома (home improvement loan), предоставляемая домовладельцу, планирующему реконструкцию, перестройку или ремонт принадлежащего ему дома; ссуда фермеру на улучшение земельных угодий (improvement loan) и др.
Рассмотрим расчет параметров сделки потребительского кредитования. Проиллюстрируем методику расчета параметров сделки потребительского кредитования на примере постепенно погашаемых кредитов (installment credit).
Финансовая деятельность по предоставлению кредита предполагает использование различных методов погашения задолженности, а также последовательностей определения параметров кредитной сделки, выбор которых зависит чаще всего от статуса кредитора (если банк или кредитное учреждение за базовый параметр берут процентную ставку, то розничный торговец может отталкиваться от разработанного им графика погашения задолженности).
При этом, объявляя график погашения кредита покупателю, розничный продавец (retailer) должен четко понимать, какую ставку процентов он применяет и какое финансовое бремя ложится в итоге на заемщика. В практике потребительского кредита США эти параметры входят в число прочих, которые кредитор должен «раскрыть» при заключении сделки.
Для определения годовой ставки поставщики потребительского кредита (vendors), как правило, пользуются специальными таблицами годовых процентных ставок (annual percentage rate), которые позволяют получить величину ставки, исходя из графика погашения долга.
В потребительском кредите
S = P(1 + ni),
где S - наращенная сумма долга;
P - выданный кредит;
n - срок кредита в годах;
i - ставка процентов за период.
Разовый погасительный платеж будет исчисляться как q = S/nm, где q - сумма разового погасительного платежа; m - количество погасительных платежей в году.
В связи с тем, что проценты начисляются на всю сумму долга, а фактическая его сумма периодически уменьшается во времени, эффективная процентная ставка (по фактически использованному кредиту) оказывается заметно выше, чем ставка по условию потребительского кредита.
Для измерения эффективной
A = R / anj,
где R - член ренты.
Оценка эффективной ставки сводится,
следовательно, к расчету коэффициента
приведения такой ренты по данным,
характеризующим условия
anj = n/(1 + ni).
Значение искомой ставки рассчитывают
из полученного коэффициента приведения.
Получаемая таким образом ставка
годовых сложных процентов
Поскольку практика потребительского
кредита предполагает начисление процентов
сразу на всю сумму кредита, одна
из задач, возникающих при планировании
погашения задолженности, заключается
в определении остатка
Обобщим это правило для n лет и p платежей в году. Тогда последовательные номера месяцев в обратном порядке представляют собой величины t = pn, pn-1, pn-2, ..., 1, а сумма этих чисел будет равна: Q = pn(pn + 1)/2.
Доли от общей суммы процентов, следовательно, составят t/Q. Теперь находим абсолютные суммы процентных платежей: (t/Q)Pni, где P - первоначальная сумма долга.
«Правило 78» позволяет использовать при погашении потребительского кредита метод равных срочных уплат. В соответствии с этим методом на протяжении всего срока погашения заемщиком регулярно выплачивается фиксированная величина, часть которой идет в погашение долга, а другая часть выплачивается в виде процентов за заем. Величина долга систематически убывает. В связи с тем, что процентные выплаты уменьшаются, увеличиваются суммы, идущие на погашение долга. Фиксированная величина одной регулярной выплаты, равная Y, может рассматриваться как постоянная рента, поэтому, приравняв первоначальную сумму долга текущей величине этой ренты, получим:
Y = P1/anj,
где anj - коэффициент приведения годовой ренты со ставкой j.
Зная размер срочной выплаты, можно разработать план погашения кредита при условии, что проценты начисляются на остаток долга.
Рассмотрим более подробно применение в России практики автокредитования, т.к. в последние годы кредитование покупки автомобиля в России превратилось из эксклюзивной банковской практики в повседневную.
Машины для банка, по большому счету, ничем не отличаются от дачных домиков или мебели в городских квартирах: все это товары, на которые клиент готов взять под проценты деньги. Поэтому кредит на автомобиль можно взять и «неавтомобильный». Скажем, Сбербанк предоставляет валютные (долларовые) кредиты под 14% годовых или рублевые под 22%. Основные документы, которые необходимо предоставить,- это составленная бухгалтерией вашего предприятия справка о ваших доходах и уплаченных налогах плюс поручительства от двух до четырех (в зависимости от суммы кредита) человек. Официальные справки о доходах-налогах поручителей в этом случае также необходимы, причем все участники - заемщик и поручители - должны иметь высокую «белую» зарплату: ежемесячный платеж по кредиту вообще во всех банках не может превышать 35-50% от ежемесячного дохода клиента. Зато полученные столь тернистым путем деньги вы можете использовать по своему усмотрению: хоть купить автомобиль, хоть проиграть в казино. Банк это проверять не будет - лишь бы вы ему платили согласно графику. Естественно, кредиты с обтекаемой формулировкой «на неотложные нужды» выдает и множество коммерческих банков.
Целевой же автомобильный кредит как
банковский продукт имеет свои особенности.
Вот его минусы для клиента. Во-первых,
при составлении договора с любой
кредитной организацией минимум 30%
стоимости авто вы должны выплатить
сразу. Во-вторых, купленная вами машина
до выплаты банку всей суммы оформляется
ему в залог. Клиенту выдается
только свидетельство о госрегистрации
авто, а его ПТС (кто не знает -
паспорт транспортного
Теперь о плюсах. Положив в свой сейф ПТС вашего авто, банк застраховался от недобросовестного кредитного поведения клиента: если перестанете платить, он может отнять машину. Поэтому автомобильные кредиты банки выдают технологически проще и, как правило, на более крупные суммы, чем нецелевые кредиты. Это преимущество является для многих потребителей решающим, перевешивая упомянутые сложности.
Серьезный передел - или формирование,
назвать можно по-разному - российского
рынка автокредитования произошел
именно в 2002 году. Это было вызвано
тем, что в апреле 2002 года ЦБ отозвал
лицензию у Инвестиционной банковской
корпорации (ИБК). ИБК выдавала автомобильные
кредиты с начала 2000 года, возродив
тем самым рынок, практически
умерший после кризиса 98-го года.
Именно эта финансовая организация
задавала тон на рынке: приблизиться
к ее показателям конкуренты не могли.
Есть даже мнение, что прочие банки
предоставляли автокредиты
Оценки рынка специалистами несколько разнятся. По одним данным, на середину 2009 года годовой объем московского рынка составляет $150-170 млн, что при среднем размере кредита в $18 тыс. составляет чуть меньше 10 тыс. кредитов в год. По этим расчетам, рынок автокредитования по сравнению с серединой 2007 года вырос в пять раз. Есть и более впечатляющие «свежие» оценки - $250 млн в год, однако, по мнению большинства опрошенных специалистов, эти цифры завышены. Так или иначе, нынешняя ситуация позволяет говорить если не о буме, то о бурном развитии автомобильного кредитования (подобная тенденция, впрочем, наблюдается и в прочих сферах кредитования).15
Глава 3. Анализ развития потребительского кредитования
3.1. Проблемы потребительского кредитования в России до и после кризиса.
Постепенно, потребительское кредитование в России приобрело массовый характер. Так, по итогам 2004 года объем рынка потребительского кредитования России вырос почти вдвое по сравнению с 2003 годом и достиг 535,8 млрд рублей. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит, составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети, как «М_Видео», «Эльдорадо», «МИР». На территории данных организаций в среднем представлено по 5_10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.