Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В последние 3-4 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.
Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.
Однако макроэкономические условия в России пока что не дают полностью использовать потенциал потребительского кредитования. Далеко не все коммерческие банки активно действуют на рынке розничных услуг. В этой связи, на мой взгляд, следует обратить внимание на ряд проблем и трудностей в деле дальнейшего развития системы кредитования физических лиц в нашей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая потреб кред.docx

— 109.50 Кб (Скачать файл)

После настоящего бума потребкредитования в 2007 году, когда темпы роста рынка  составляли 60%, в текущем году этот показатель, по мнению экспертов, может  быть менее 45%. Это связано с постепенным  снижением объема продаж бытовой  техники, являющейся одним из основных товаров, приобретаемых в кредит. Тем не менее, по прогнозам специалистов, в 2008 году совокупный рынок потребкредитов может достигнуть 200 млрд руб. По данным Центрального банка, на начало 2008 года просроченная задолженность граждан  по банковским кредитам составила более 100 млрд. рублей. По экспертным оценкам, в действительности она выше официальной  статистики в 2,5 раза.

Однако прошедший 2008 год был  очень сложным для банковского  сектора нашей страны, и особенно для кредитных рынков, в виду сложившейся  кризисной финансовой ситуации.

Во-первых, одной из проблем потребительского кредитования явилась проблема просроченной ссудной задолженности. Так по данным таблицы 1 видно, что её величина за период 2006-2008 гг. увеличилась с 19,9 млрд. руб. до 133,9 млрд. руб. на 114,0 млрд. руб. или 572,9 % или в 6,7 раза [5, с. 21]. В первые же два квартала 2008 года у банков не было тревоги по поводу возможного увеличения числа просроченных кредитов, что нельзя сказать на конец 2008 г.

Следствием значительной просроченной задолженности осенью 2008 г. явилось ужесточение условий предоставления заемных средств клиентам банков. Так, к примеру, с момента начала кризиса ликвидности произошло ужесточение требований к заемщикам по некоторым экспресс-кредитам и кредитным картам. Сократилось количество кредитных предложений на рынке. Появился список «некредитуемых сфер деятельности». Недавно работники финансовой сферы могли взять потребительский кредит без всяких проблем, а сегодня картина изменилась и данная область относится к категории повышенного риска.

Во-вторых, другая проблема потребительского кредитования заключается в том, что на доступность кредитов для  населения в смысле готовности банков выдавать такие кредиты сильно повлияло наличие у коммерческих банков «длинных»  денег. Попросту говоря у банков их имеется немного. Речь идет о тех  деньгах населения, которые могли  бы путем их внесения в банки в виде вкладов перераспределиться в выданные кредиты. Деньги населения - это, скорее всего, ресурсы, которые уже выбраны. К сожалению, большая часть населения уже «сидит» в кредитах, а не в депозитах, т.к. проводимая процентная политика - при высокой инфляции поддерживались низкие процентные ставки - отбила всякую охоту к сбережениям. В стране ещё достаточно много людей, которым просто нечего сберегать, они могут обслуживать только свои текущие потребности. Так, в первые два квартала этого 2008 года у банков было достаточно ликвидных средств, и депозитная база продолжала наращиваться, что нельзя сказать на конец 2008 г.

В-третьих, следует отметить, что  поскольку рынок потребительских  кредитов контролировался в основном тремя банками - «Русским Стандартом», Хоум Кредитом и Урса Банком, которые  направляли в рынок деньги, привлеченные с мирового рынка, - то полная заморозка  международного кредитования не может  не сказаться на темпах роста рынка  в ближайшие месяцы и даже год. Динамика рынка потребительского кредитования прямо коррелирует с тенденциями  финансового рынка в целом. И  в настоящий момент, так же как  и все остальные сегменты сферы  кредитования, рынок потребкредитов сократился под воздействием кризиса  ликвидности.

В-четвертных, во втором полугодии  2008 г. в виду повышения ставки рефинансирования с 10 % в июне 2008 г. до 13 % в декабре 2008 г. были резко повышены процентные ставки по кредитам. Ставки по потребительским кредитам выросли на 5-10 пунктов к значениям летних месяцев. Этот шаг сильнее всего ударил по карманам заемщиков. Особенно пострадали клиенты банков, заключившие кредитные договора с плавающей процентной ставкой.

В таблице 1 представлена информация по процентным ставкам потребительского кредитования ряда коммерческих банков до и после удорожания кредитных ресурсов.

Таблица 1

 

Название Банка

Название кредита

Процентная ставка до начала кризиса

Процентная ставка после  кризиса

 

1

2

3

4

 

Джии Мани банк

Потребительский кредит (в  наличной форме) + «Оптимальный»

15%

15,0

20,0

 

Сбербанк

Кредит на неотложные нужды

16,0

21,0

 

Банк Москвы

Кредит на неотложные нужды

17,0

23,0

 

ОТП Банк

Кредит наличный

19,0

25,0

 

МДМ-Банк

Потребительский кредит

20,0

26,0

 

Уралсиб

Кредит без обеспечения

20,9

26,0

 

Райфайзенбанк

Персональный кредит

17,0

27,0

 

ВТБ 24

Кредиты наличными

24,0

28,0

 

Стройкредит

Потребительский кредит

23,5

29,0

 

Альфа-Банк

Потребительский кредит

26,0

31,0

 

Русский стандарт

Кредиты наличными

29,0

36,0

 

Продолжая рассматривать проблемы потребительского кредитования в России до и после кризиса, можно добавить следующее.

В-пятых, изменилась мотивация клиентов, оформляющих потребительский кредит. Раньше одолженные средства использовались исключительно напрямую, то есть на неотложные нужды. Теперь заемщиками гораздо  чаще стала рассматриваться возможность  перекредитования. Это особенно актуально  для тех, кто оформлял кредиты  в валюте, в том числе на покупку, например, автомобиля. «Психология  клиентов в отношении к потребительскому кредитованию также претерпела изменения - нередки случаи, когда заемщики прибегают к данному продукту, рефинансируя свои долларовые займы  в рубли. Таким образом, потребительский  кредит приобретает все большее  значение для населения как реальный инструмент получения доступа к  крупным нецелевым займам».

В-шестых, с рынка потребительского кредитования ушли «непрофильные» банки  и малые игроки. Из-за высокого роста  просроченной задолженности выдачу кредитов приостановили и некоторые  основные банки. Таким образом, выбор  у потенциального клиента сегодня  тоже несколько сократился, что добавило негативного влияния на результаты потребкредитования в 2008 году. «Успешное  развитие российского банковского  сектора во многом было обусловлено  дешевыми западными ресурсами, а  также притоком ликвидности от экспорта сырья. Сейчас основная тенденция на рынке банковской розницы - сокращение объемов кредитования. Главной причиной этому стал рост стоимости фондирования».

Таким образом, основным итогом 2008 года явилось замедление развития потребительского кредитования, что обусловлено неблагоприятной  экономической ситуацией и снижением  доходов населения. Эта тенденция, по прогнозам, будет сохраняться и в последующие годы. 16

До тех пор пока макроэкономическая обстановка не стабилизируется, о возобновлении  темпов роста рынка потребкредитования можно забыть. Прогнозы аналитиков носят позитивный характер только в  рассуждениях о долгосрочной перспективе - населению деньги на неотложные нужды  требуются постоянно. Однако утверждать, что рынок «потребов» в ближайшем  будущем сумеет достичь, а уж тем  более превзойти свои показатели, например, 2007 или начала 2008 года, сегодня  просто невозможно.

В условиях когда рынок потребительского кредитования развивается стремительными темпами, у участников этого рынка  увеличиваются объемы просроченной дебиторской задолженности. На 1 апреля 2009 года объем кредитования физических лиц составил 3,871 трлн. рублей. Объем  просроченной задолженности по кредитам физических лиц на 1 апреля 2009 года составил - 182,1 млрд. рублей. Общая доля просрочки  по кредитам физических лиц на 1 апреля 2009 года - 4,7%. (на 01 апреля 2008 - 3,3%). За первые три месяца 2009 года прирост просрочки  составил 22,6%.

В период с 1 октября 2008 по 1 февраля 2009 года по данным ЦБ РФ просрочка юридических  лиц увеличилась более чем  на 100%. В марте 2009 года доля просроченной задолженности по корпоративным  кредитам составила 3,1%.

Можно предположить, что доля просроченной задолженности по розничным кредитам в портфелях банков составит не менее 10%-15% к концу 2009 года. На сегодняшний  день существуют прогнозы, согласно которым  объем долгов может превысить 20% и достичь 30%.

Подобная ситуация сложилась и  на рынке товаров и услуг. В  период 1 апреля 2008 года по 1 апреля 2009 года прирост дебиторской задолженности  по договорам поставок и реализации товаров и услуг увеличился на 226,3%.

В условиях сложившейся на рынке  ситуации кредитные и торговые организации  уделяют повышенное внимание взысканию  просроченной задолженности и расширяют  сотрудничество с коллекторскими агентствами, так как у многих из них накопился  критический объем долгов, с которыми они самостоятельно уже не справятся.17

3.2. Перспективы  развития рынка потребительского  кредитования в РФ

С августа 2008 года в России происходит сокращение портфеля кредитования. Первоначально  банки практически остановили выдачу кредитов. Первая половина 2009 года прошла для банков под знаком реструктуризации задолженностей и дефицита хороших  заемщиков. Кроме того, во всех отраслях от третьего квартала 2009 года ждали  второй волны кризиса, что сдерживало и желание банков кредитовать, и  потребности клиентов в получении  новых заемных средств. В четвертом  квартале банки стали искать новые  возможности для развития, и в  результате попытки активизировать процесс кредитования, предпринимаемые  с середины 2009 года, могут дать синергетический  эффект вкупе с возобновлением активности потребителей банковских услуг. Поэтому  одной из наиболее важных тенденций 2010 года является возобновление положительной  динамики роста всех сегментов рынка  потребительского кредитования населения. 
В течение 2009 года ЦБ РФ десять раз произвел снижение ставки рефинансирования, воздействуя на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитным организациям. С 28 декабря 2009 года ставка рефинансирования составляет 8,75% (против 13% на начало года).  
По мнению экспертов рынка, снижение ставки рефинансирование поможет возрождению потребительского кредитования в России, но лишь отчасти, ведь размер ставок по кредитам зависит не только от ставки рефинансирования, но и от возможностей банков привлекать более дешевые средства, от ситуации на мировых рынках в целом.

Без сомнения, объемы потребительского кредитования в России будут расти  ускоренными темпами. По оценкам  консалтинговой фирмы Baker&McKenzie, число  потенциальных заемщиков среди  частных лиц в ближайшие два  года составит 2 млн. человек. Для подобных прогнозов есть все предпосылки, а также заинтересованность всех вовлеченных в процесс сторон: заемщиков, продавцов товаров длительного  пользования и банков. Первые, благодаря  упрощению процедуры получения  кредитов, продемонстрировали невиданный ранее интерес к ним. Вторые ощутили  на себе эффект роста продаж в результате запуска программ потребительского кредитования (например, у компании «Рольф», официального дистрибьютора Mitsubishi, более 10% совокупных продаж сейчас приходится на сделки в кредит). Третьи получили наглядный пример, продемонстрировавший новые возможности потребительского кредитования в России.

Не в последнюю очередь рост потребительского кредитования стимулирован внесением в Налоговый кодекс статей о контроле над расходами  физического лица. Обнаружив серьезные  расхождения между декларированными доходами и расходами либо не имея информации о доходах, налоговые  органы должны будут требовать пояснений  по этому факту.

Чтобы обойти этот закон, многие декларируют  получение потребительского кредита  как источник средств для крупной  покупки. В качестве кредитора можно  называть и физическое лицо, но услуги банка предпочтительнее, т.к. ему  не требуется подтверждать свои источники  доходов. При этом контроль над источниками  погашения этих кредитов не предусмотрен. Этот фактор настолько весом, что, например, в программе ипотечного кредитования «Дельта-кредит» даже введен запрет на досрочное погашение кредитов в течение первых трех месяцев  после получения кредита.

Следует ожидать следующего сценария развития событий:

  • начало региональной экспансии уже вовлеченных в потребительское кредитование банков;
  • появление на рынке новых участников, а также повышение активности традиционных игроков — например ИБК и Пробизнесбанка, работающих со средствами, предоставленными фондом США–Россия (TUSRIF);
  • повышение активности иностранных банков и фондов в связи с сужением традиционного рынка потребительских кредитов вследствие начала рецессии и сокращения темпов роста потребительских расходов за рубежом.

Все перечисленные события смогут сформировать цивилизованный кредитный  рынок, способный в значительной степени стать инструментом стимулирования потребительского спроса и, как следствие, ускорения экономического роста.18

Информация о работе Потребительское кредитование