Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе ставились и решены следующие задачи:
- выявить и проанализировать основные причины формирования и экономические последствия внешних эффектов промышленных предприятий;
- определить возможности применения инструментария экономического анализа к проблемам экологии в связи с деятельностью промышленных предприятий;
- исследовать современные механизмы управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций эффективности их функционирования;
Введение………………………………………………………………………...3
Внешние эффекты: происхождение, сущность, типы…………………….5
Сущность внешних эффектов………………………………….…………..5
Отрицательные внешние эффекты………………………………………...7
Положительные внешние эффекты……………………………………....11
Внешние эффекты и окружающая среда………………………………...15
Влияние внешних эффектов на окружающую среду…………………...15
Государственное регулирование внешних эффектов и охрана
окружающей среды……………………………………………………………16
Налоги Пигу и субсидии …………………………………………………17
Применение теории внешних эффектов в экономической практике.
Теорема Коуза…………………………………………………………………20
Новые методы борьбы с загрязнением природной среды……………...23
3 Методы регулирования внешних эффектов на примере Республики
Беларусь ……………………………………………………………………….25
3.1 Защита окружающей среды – глобальная экономическая проблема….25
3.2 Особенности государственной политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь на современном этапе………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………...33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Бизнес-менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Практическое использование теории внешних эффектов. Природо-охранное регулирование.
Студентка
ВШУБ, 3-й курс, ВВВ-2 А.И.Берилло
Руководитель
ассистент кафедры
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
окружающей среды……………………………………
Теорема Коуза…………………………………………………………………
3 Методы регулирования внешних эффектов на примере Республики
Беларусь ……………………………………………………………………….25
3.1 Защита окружающей среды – глобальная экономическая проблема….25
3.2 Особенности государственной
политики охраны окружающей
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...33
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие
цивилизации увеличивает
Нарушения в природных
системах вызваны техногенным типом
экономического роста, специфическая
особенность которого заключается
в фактическом исключении из сферы
экономических интересов
Вместе с тем, масштабы,
направления и уровень
Недостаточный уровень
теоретического осмысления проблем
формирования внешних эффектов и
необходимость повышения
Целью курсовой работы является
исследование теоретических и
- выявить и проанализировать основные причины формирования и экономические последствия внешних эффектов промышленных предприятий;
- определить возможности применения инструментария экономического анализа к проблемам экологии в связи с деятельностью промышленных предприятий;
- исследовать современные механизмы управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций эффективности их функционирования;
- определить рамки государственного вмешательства в природоохранную деятельность на микроуровне и предложить перспективные формы государственного регулирования внешних эффектов промышленных предприятий;
Предметом проводимого в работе исследования являются механизмы и виды экологического управления.
Теоретическую и методологическую
основу исследования составили работы
отечественных и зарубежных ученых
в области экономической
Внешние эффекты: происхождение, сущность, типы
Иногда рынок не способен достичь парето-эффективного размещения ресурсов. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, поскольку базирует свою деятельность на денежных показателях. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком и получают отражение в цене. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц. Ранее предполагалось, что не существует никаких побочных эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Однако иногда последствия частной сделки оказывают влияние на экономическое положение третьих лиц, не принимавших в ней участие. Эти лица в одних случаях несут издержки, в других – получают выгоду, но рыночная цена этого не отражает. Реальные затраты, или полезность, оказываются больше заложенных в рыночной цене. Поэтому она неспособна передавать достоверную информацию, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.
В мировой науке данная проблема стала разрабатываться в начале 20-х гг. ХХ века и получила название внешних эффектов, или нерыночных взаимозависимостей. Одним из первых исследователей был английский экономист Артур Пигу, рассматривавший внешние эффекты с позиций нарушения условий конкурентного равновесия и влияния на благосостояние рыночных субъектов.
1.1 Сущность внешних эффектов
Внешний эффект имеет место всегда, когда действия некоторого домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. [15, с.236]
Под внешними эффектами (экстерналиями) мы понимаем влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом; в противном случае оно называется положительной экстерналией. При условии действия внешних эффектов интересы общества в результатах деятельности рынка простираются за пределы благосостояния покупателей и продавцов; они включают в себя и благополучие других людей, находящихся в сфере воздействия рынка. Так как покупатели и поставщики, принимая решения об объемах потребления или предложения, пренебрегают внешними эффектами, то в условиях экстерналий рыночное равновесие не позволяет осуществить аллокацию с высокими результатами. То есть рыночное равновесие не позволяет максимизировать общие блага общества в целом.
[10, с.178]
Отрицательный внешний эффект – стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом как производства, так и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Например, химическая компания, сбрасывающая в реку отходы и не возмещающая наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект производства. При наличии отрицательного внешнего эффекта альтернативная стоимость использования реки для сброса отходов не будет включена в состав предельных издержек производства продукции данной фирмы. Следовательно, предельные издержки использования реки не будут включены в цену продукции.
Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгод или полезности, связанной с использованием реки в рекреационных и коммерческих целях. Например, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, меньше ее полезности для купания, катания на лодке и для других альтернативных целей. Если бы удалось организовать переговоры о возмещении ущерба продавцами химической продукции и теми, кому наносится ущерб, например, рыбаками или отдыхающими, то цены на химическую продукцию возросли бы.
Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в ценах. Например, если вы доставляете удовольствие соседям, поддерживая свой сад и лужайку в привлекательном виде, вы создаете положительный внешний эффект, если соседи не платят за получаемое удовлетворение. Возможно, третьи лица не отказались бы взять на себя часть ваших расходов на садоводство. Но существование внешнего эффекта позволяет им получать выигрыш от ваших усилий бесплатно.
Аналогично вывозка мусора приносит выгоду не только продавцам и покупателям этой услуги. Если ваш сосед отказался от услуг мусорщика, вы и другие соседи, возможно, изъявили бы желание взять на себя часть издержек по вывозу мусора, поскольку вы выиграли бы от вывоза мусора с участка соседа.
Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, т.к. характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.
По результатам воздействия на субъект:
По направлениям действия:
По характеру воздействия на субъект:
По степени воздействия на субъект:
По влиянию на благосостояние других лиц:
По способу трансформации внешних эффектов:
Таким образом, все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ.
Предположим, что химические компании действуют в условиях совершенной конкуренции. Все фирмы данной отрасли загрязняют реки и озера. Предположим, что сброс каждой тонны отходов наносит ущерб в размере $10 третьим лицам, не производящим и не потребляющим химическую продукцию. На графике А, рис.1, показано, как совокупные внешние издержки (TEC), которые представляют собой совокупный ущерб, наносимый третьим лицам, изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. Совокупные внешние издержки неуклонно увеличиваются с ростом производства. Это подразумевает, что совокупный ущерб, являющийся результатом отрицательного внешнего эффекта, зависит от общего объема производства химической продукции. Чем больше объем выпуска в отрасли, тем больше вред, наносимый водной среде.