Предпринимательский риск и методы его снижение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Для экономики любой страны понятия малого и крупного бизнеса являются одними из ключевых. В то время как малый бизнес влияет на уровень развития экономики государства, способствуя повышению налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, развитию конкуренции, разработке и внедрению новых товаров и услуг, а также созданию рабочих мест, крупный бизнес выступает в роли каркаса национальной экономики, её основного представителя в мировом хозяйстве, важнейшего партнёра и оппонента государства при выработке и осуществлении промышленной политики. Таким образом, достаточно сложно переоценить влияние данных структур на экономику и развитие страны в целом.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Крупный и малый бизнес 5
1.1. Понятие малого бизнеса в российской экономике 5
1.2. Российский крупный бизнес как экономический феномен 9
1.3. Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса. 12

Глава 2. Взаимодействие малого и крупного предприятия на основе франчайзинга ( OOO «Шоколадница») 18
3.1. Франчайзинговая система в России. Франчайзинг ООО «Шоколадница» 18
3.2. Общая характеристика предприятия ООО «Шоколадница» 22
3.3. Оценка деятельности предприятия 25


Заключение 33


Список литературы 34


Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая- полная версия.5docx.docx

— 557.96 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Стр.

Введение                                                                                3

 

Глава 1.Крупный и малый бизнес                                                                5

1.1. Понятие  малого бизнеса в российской  экономике                       5

1.2. Российский крупный бизнес как экономический феномен         9                                                         

1.3. Формы  взаимодействия малого и крупного  бизнеса.                  12

 

Глава 2. Взаимодействие малого и крупного предприятия на основе франчайзинга ( OOO «Шоколадница»)                                                           18                                     

3.1. Франчайзинговая система в России. Франчайзинг ООО «Шоколадница»                                                                                                 18

3.2. Общая  характеристика предприятия   ООО «Шоколадница»       22                                         

3.3. Оценка деятельности предприятия                                                 25                                                                      

 

 

Заключение                                                                                       33

 

 

Список литературы                                                                                   34

 

 

Приложения                                                                                      35

 

 

 

 

Введение

 

    Для  экономики любой страны понятия  малого и крупного бизнеса  являются одними из ключевых. В то время как малый бизнес  влияет на уровень развития экономики государства, способствуя повышению налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, развитию конкуренции, разработке и внедрению новых товаров и услуг, а также созданию рабочих мест, крупный бизнес выступает в роли каркаса национальной экономики, её основного представителя в мировом хозяйстве, важнейшего партнёра и оппонента государства при выработке и осуществлении промышленной  политики. Таким образом, достаточно сложно переоценить влияние данных структур на экономику и развитие страны в целом.

   Что  касается российской экономики,  то в последнее время всё  большее влияние уделяется малому  бизнесу. Несмотря на то, что  он ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда, его роль в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

   Как показывает анализ, в процессе взаимодействия малых и крупных предприятий довольно часто удаётся выработать совместную стратегию выживания предприятий, поддерживающую обе структуры. Именно поэтому число малых предприятий, функционирование которых тем или иным образом связано с деятельностью крупных предприятий, по различным экспертным оценкам достигает 2/3.

   Таким  образом, проблема малого и  крупного бизнеса, возможности  их взаимодействия и взаимоподдержки,  развития различных форм подобного  взаимодействия является достаточно  важной и актуальной, причём не  только на уровне отдельных  предприятий, но также и в  общегосударственных интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КРУПНЫЙ И МАЛЫЙ  БИЗНЕС

 

1.1.Понятие малого бизнеса в российской экономике

  Хорошо  известно, что малое предпринимательство является одной из ключевых составляющих экономики страны и её хозяйственной структуры, так как повышает её гибкость, адаптивность и укрепляет стабильность поступательного экономического развития  за счёт привлечения новых рабочих рук. Именно малый бизнес, реализуя экономическую самодеятельность широких масс населения, выступает в роли социального демпфера1 современной экономики.

  В соответствии  с Законом № 88-ФЗ под субъектами  малого предпринимательства понимаются  коммерческие организации, в уставном  капитале которых доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами  малого предпринимательства, не  превышает 25% и в которых средняя  численность работников за отчётный  период не превышает следующих  предельных уровней (малые предприятия  по следующим отраслям):

    • в промышленности- 100 человек
    • в строительстве-100 человек
    • в транспортных услугах- 100 человек
    • в сельском хозяйстве- 60 человек
    • в научно-технической сфере- 60 человек
    • в оптовой торговле- 50 человек
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения- 30 человек
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50 человек

  Также  под субъектами малого предпринимательства  понимаются физические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица.

  В случае  если предприятия осуществляют  несколько видов деятельности (многопрофильные  предприятия), то они могут быть  отнесены к категории малых  по критериям численности рабочих  того вида деятельности, доля  которого является наибольшей  в годовом объёме оборота или  годовом объёме прибыли.

  Растущее  значение малых и средних предприятий  в промышленном развитии и  экспорте новых индустриальных  стран и стран с переходной  экономикой наглядно подтверждают  показатели доли занятости рабочей  силы в малом и среднем бизнесе:  Китай- 84,3%,  Индонезия- 79,2%, Республика  Корея- 78,5%2. В России вклад малого бизнеса в национальный продукт пока не превышает 10-15%, хотя около 20 млн. россиян полностью или частично живут на доходы, полученные в этой сфере занятости.

    Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то малые предприятия, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. Сектор МП отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест.

  Как правило, роль малого бизнеса в национальной экономике заключается в том,  что его развитие способствует:

- созданию новых рабочих  мест;

- внедрению новых товаров  и услуг;

- удовлетворению нужд  крупных предприятий;

- обеспечению специализированными  товарами и услугами

   Однако, говоря о состоянии малого  предпринимательства в условиях  современной экономики, необходимо  упомянуть о ряде факторов,  сдерживающих его развитие.

   В  первую очередь, это технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.

    Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.

   Также серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.

   И,  наконец, достаточно серьёзной  является проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала.

   Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Однако, на данный момент проблема налогообложения для малого бизнеса является наиболее насущной, ввиду того, что в России до сих пор не существует чётко отрегулированной системы налогов и сборов, которая могла бы рационально распределять и предоставлять налоговые льготы предпринимательству.

   В  последнее время малому бизнесу  уделяется всё большее и большее внимание, в особенности со стороны государства. Государственная поддержка предпринимательства изначально направлена на создание экономических, правовых и организационных условий для деятельности субъектов малого бизнеса. Основной задачей Федеральных программ поддержки малого предпринимательства является обеспечение формирования и развития институциональной среды малого бизнеса, увеличения численности малых предприятий и рост результативности этого сектора экономики.

    Предоставляя льготы определенным категориям малых предприятий, государство может увеличить приток капитала и  рабочей силы в определенных областях экономики. Однако, к сожалению, в Российской Федерации накоплен негативный опыт по предоставлению налоговых льгот определенным предприятиям. Так, в начале девяностых годов  многие спортивные и другие коммерческие организации  получили право на беспошлинный ввоз алкоголя и табака, что привело к заполнению рынка низкокачественной продукцией. Таким образом, государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны, а не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов.  

  Государственное  регулирование малого бизнеса  осуществляется во многих странах  мира, именно поэтому  малый  бизнес в них составляет 50 –  60%, а в некоторых странах до 90% ВВП. Благодаря системе государственного  регулирования, владелец малого  бизнеса имеет больше гарантий  того, что он не потеряет вложенные  средства, и получит большую свободу   действий при организации и  управлении предприятием.   

  В настоящее  время Правительство Российской  Федерации  предоставляет помощь  всем предприятиям малого бизнеса.  Начинающий предприниматель может  получить льготный кредит или  страховку, пройти упрощенную  регистрацию или получить консультацию  у специалиста. В некоторых  регионах нашей страны строятся  специальные «бизнес-инкубаторы»,  где будут собраны малые предприятия,  например, занимающиеся разработкой  инновационных технологий или работающие в сфере IT.  Разумеется, создать российскую «силиконовую долину» в ближайшее время вряд ли удастся, но привлечь инвесторов и предпринимателей для эффективной работы, путём обеспечения комфортных условий для предпринимательства вполне возможно.

 

1.2. Российский крупный бизнес как экономический феномен

 В отличие  от понятия малого бизнеса,  которое закреплено в законодательстве, официального определения крупного  бизнеса   не существует. Причина подобной ситуации вполне очевидна: малый бизнес является объектом специального государственного регулирования, тогда как крупный бизнес в особой поддержке государства не нуждается. Поэтому большинство отечественных экономистов опираются на критерии выделения крупного бизнеса, предложенные Я. Ш. Паппэ3.

  Так,  к крупному бизнесу относятся экономические агенты (субъекты), которые в процессе текущего функционирования оказывают существенное влияние на национальную экономику в целом, или, по крайней мере, на отдельные ее сектора. Другими словами в качестве критерия отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу выбирается её способность изменять экономические институты в сфере своей деятельности. Такая способность определяется прежде всего масштабами этой структуры, но иногда ключевую роль могут играть и другие факторы, например особенности её технологической специализации или рыночного позиционирования.

   Говоря  о крупном бизнесе в России, можно выделить две основные его формы, являющиеся основными на протяжении всего постсоветского периода и остающиеся таковыми и в настоящее время: интегрированная бизнес-группа и компания.

  Понятие  интегрированной бизнес-группы (ИБГ)  было введено Я Паппэ. Так  была названа совокупность экономических  агентов (юридических лиц), действующих  в разных отраслях и секторах  экономики, при этом:

1.Хотя бы часть элементов из этой совокупности представлена коммерческими организациями, т.е. целью их деятельности официально является максимизация прибыли.

Информация о работе Предпринимательский риск и методы его снижение