Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.
Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:
- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;
Введение
3
1
Теоретические аспекты местного самоуправления
5
1.1
Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития
5
1.2
Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления
14
1.3
Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
26
2
Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления
34
2.1
Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане
34
2.2
Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК
44
2.3
Развитие финансового механизма в области местного самоуправления
48
3
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
59
Заключение
65
Список использованной литературы
68
Приложение А (справочное)
70
- о государственных и муниципальных служащих;
- о полномочиях и обязанностях органов государственного управления на всех уровнях;
- об изменении прав собственности.
Основное законодательство должно определять и такие вопросы как:
- статус столицы;
- финансовые полномочия местных органов управления.
Без новых бюджетных механизмов, правил налогообложения, гарантированных и независимых доходов местных органов самоуправления не может быть реализован механизм принятия независимых решений.
2 Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления
2.1 Состояние и развития местного самоуправления в Казахстане
В 1991 году в связи со сменой изменения, в 1989 году государственного строя были созданы органы местного самоуправления на уровне Административно-
Законодательные акты, которые сыграли важную роль в процессе формирования местной администрации:
- Закон «О бюджете» изменен в 1999 году на Закон «Об публичных финансах», регулирующий вопросы, связанные с доходной и расходной частью бюджета отдельной территориальной единицы;
- Законы «О доходах единицы местного самоуправления». Законы имеют краткосрочный характер (несколько лет) и определяют источники финансирования местного самоуправления, в частности порядок выдачи субвенций и дотаций;
- Закон «Правила введения Закона о местном самоуправлении» и Закона «О работниках местного самоуправления» от 10 мая 1990 года, уточняющий способы трансформации органов государственной администрации на местном уровне в органы местного самоуправления.
Важной также, с точки зрения муниципального имущества, является структура органов местного самоуправления, их компетенция и поставленные перед ними задачи. Законодательным органом, выбранным на тайном и всеобщим голосовании. Совет, в состав которого входит от 15 до нескольких десятков депутатов, выбирают каждые 4 года. Количество депутатов зависит от количества жителей, проживающих на данной территории.
В 2002 году был изменен порядок избрания бургомистра на уровне гмины, теперь бургомистра выбирают сами жители, а его полномочия возросли.
Аким руководит всей администрацией, которая насчитывает от нескольких десятков до нескольких сот работников.
Единицы местного самоуправления выполняют собственные задачи, а также задания центральной администрации или других единиц местного самоуправления, делегированные им на основании закона либо подписанных соглашений. Основной задачей акимата является удовлетворение общественных потребностей жителей, в частности:
- управление земельным хозяйством и охрана окружающей среды;
- организация дорожного движения, строительство и ремонт дорог, улиц, мостов, площадей;
- водоканалы и обеспечение жителей водой, система канализации и очистка сточных вод, ассенизация коммунальных отходов и свалок, обеспечение жителей электроэнергией и теплом;
- локальный общественный транспорт;
- здравоохранение;
- социальная помощь и обеспечение центров опеки;
- коммунальное жилищное строительство;
- образование, в том числе образование в начальных школах, детских садах и других воспитательных учреждениях;
- культура, создание коммунальных библиотек и культурных центров;
-физическая подготовка, подготовка тренеров физкультурно-спортивной рекреации, предоставление спортивного инвентаря;
- предоставление рынков и мест для торговли;
- озеленение и благоустройство коммунальных земель;
- содержание коммунальных кладбищ;
- поддержка общественного порядка, противопожарная безопасность;
- содержание коммунальных, административных объектов и оборудования;
- обеспечение социальной, медицинской и юридической поддержки беременным женщинам.
В 1999 году была проведена еще одна реформа администрации: создано 16 регионов, названных областях, регионах, а также районах.
Аргументом для введения именно такой организационной структуры было создание сильных регионов, которые могли бы разрабатывать и внедрять стратегии развития, принимая во внимание специфику каждого из них. Число 16 - результат компромисса между авторами реформы (с логической точки зрения надо бы было создать только 10-12 регионов) и политическим давлением со стороны больших городов, которые хотели стать региональными центрами. Часть заданий, которые легли на плечи местного самоуправления, выходили далеко за рамки одной гмины, с другой стороны, воеводства охватывали слишком большие территории, и поэтому был создан промежуточный уровень: свыше 300 районов. Оба новых уровня управляются органами местной администрации, однако на воеводском уровне отдельно действует также еще и орган центральной администрации. Во время реформы полномочия районов практически не изменились, однако другие, вводимые в то же время реформы значительно изменили объем задач финансирования районов.
Районы выполняют общественные задачи, имеющие более общий характер, такие как:
- общественное образование – здравоохранение;
- социальное обеспечение;
- семейная политика;
- помощь инвалидам;
- транспорт и публичные дороги;
- культура и охрана культурного наследия;
- физическая культура и туризм;
- геодезия, картография и кадастр;
- хозяйствование недвижимостью;
- планировка застройки территории и строительный надзор;
- хозяйствование водными ресурсами;
- охрана окружающей среды и природы сельское хозяйство, лесничество и рыболовство;
- общественный порядок и безопасность граждан;
- противопожарная охрана и защита от наводнений, предупреждение и защита от других катаклизмов, которые наносят ущерб здоровью граждан и окружающей среде;
- противодействие безработице и активизация местного рынка труда;
- защита прав потребителей;
- содержание административных объектов, принадлежащих повяту, и оборудования общественного назначения;
- обороноспособность;
- сотрудничество с организациями местного самоуправления.
Регионы выполняют более общие, региональные задания, такие как:
- общественное образование, в том числе высшее образование;
- здравоохранение;
- культура и охрана культурного наследия;
- социальное обеспечение;
- просемейная политика;
- модернизация сельских земель планировка застройки территории;
- охрана окружающей среды;
- хозяйствование водными ресурсами;
- общественный транспорт и дороги;
- физическая культура и туризм;
- защита прав потребителей;
- обороноспособность;
- общественная безопасность;
- противодействие безработице и активизация местного рынка труда.
Местное самоуправление нуждалось в имуществе. Так как органы местного самоуправления принимали на себя часть задач центральной администрации, определенная часть общенационального (государственного) имущества переходила гмине. Органы центральной администрации, управляющие государственным имуществом, согласно закону, должны были передать часть имущества гминам. Имущество, передаваемое гминам, должно было полностью принадлежать государству, о чем должны свидетельствовать соответствующие документы. Это касается как недвижимости, так и движимого имущества согласно Закону «О местном самоуправлении» от 10 мая 1990 года и закону «О работниках органов местного самоуправления». Из Закона следует, что местному самоуправлению передается государственное имущество, принадлежащее органам центральной администрации, а также подчиненным им структурам. Были переданы все активы: недвижимость, движимое имущество, право собственности на предприятия. Передача происходила на основании решения Воеводы (представитель центральной администрации в регионе, всего в Казахстане их было 49 человек), который имел право принять такое решение только в том случае, если имелись документы, подтверждающие право собственности государства на передаваемое имущество. Во времена правления коммунистов в Казахстане существовала частная собственность, однако, забирая большую часть имущества, власть не заботилась (иногда она просто не могла этого сделать) о том, чтобы забираемое имущество стало принадлежать им формально. Поэтому большая часть имущества нуждалась в легализации перед тем, как была передана органам самоуправления. Однако следует признать, что большая часть имущества, а особенно недвижимость и инфраструктура для предоставления коммунальных услуг была передана в 1993 году. В 1991 году создали инвентаризационные комиссии для инвентаризации имущества. Так как часть передаваемого имущества входила в состав более крупных, региональных предприятий (например, региональные энергетические предприятия), государственный орган разделял предприятия на более мелкие части, находящиеся на территории районов, однако районы могли договориться между собой и создать совместное коммунальное предприятие.
Подводя итоги, можно сказать, что процедура передачи имущества, согласно закону, была сама по себе процедурой одноразовой и простой в том случае, если имущество имело урегулированный правовой статус. Однако в спорных случаях только после долговременных правовых процедур имущество могло перейти к гминам. Были случаи, когда гмины распоряжались дорогами, которые находились на земельных участках с неопределенным правовым статусом.
Важным элементом реформы была передача сельским округам компетенций связанных с начальным образованием. Передача наступила 1 января 1994 года вследствие увеличения полномочий и заданий сельских округов. Это, конечно, не означает, что сельским округам приняли на себя все эти задания сразу за один день, имелась возможность продлить срок принятия полномочий до 1 января 1996 года. Сельскому округу было передана сеть школ (имущество и школьные здания), а также обязанности по финансированию образования.
Передача школ происходила согласно Закону «О системе образования» от 7 сентября 1991 года, В законе было сказано, что школьное имущество, переданное гминам, включается в состав коммунального имущества с момента передачи. С этого момента гмины становились обладателем всего школьного имущества, а, в частности, земельных участков и школьных зданий. Следует напомнить, что в 90-х годах произошли изменения в сети школ. Эти изменения произошли по нескольким причинам. Во-первых, демографические изменения, уменьшение количества детей школьного возраста привело к закрытию из-за низкого числа учащихся некоторых школ. Поэтому органы гмин принимали решения о концентрации детей в больших школах и предоставлении транспорта детям из более отдаленных окрестностей, Таким образом, появились пустые школьные здания, которые можно было использовать для других целей.
В 1999 году была проведена реформа школьного образования и введен новый дополнительный уровень между начальной и средней школой: 3-летние гимназии. Эта дополнительная ступень в системе образования лежит в компетенции гмины, и для нее должны быть выделены отдельные здания. Конечно, вначале гмины не имели свободных зданий и организовали гимназии в зданиях начальных школ, однако за последние три года гмины обязаны были найти средства для строительства новых школ. Таким образом, произошли изменения в сети школ: старые школьные здания часто не используются, с другой стороны, строятся новые школы.
Следует отметить, что передача начальных школ гмине не была единственным шагом по увеличению их компетенции за последние годы. Аналогичным образом в 1992 году гминам были переданы детские сады. Однако наиболее ощутимые результаты, с точки зрения имущества единиц местного самоуправления, все-таки принес процесс передачи школ.
По тому же принципу в 1990 году гминам было передано коммунальное жилье. Коммунальное жилье - это квартиры, являющиеся собственностью гмины (раньше государства), в которых проживают в основном малообеспеченные граждане. В последнее время количество коммунальных квартир, принадлежащих гмине, выросло благодаря передаче в собственность акиматов так называемых «заводских квартир». Это были квартиры, построенные заводами для своих работников, однако часть средств для строительства финансировалась государством. В связи с тем, что квартиры для своих работников строили преимущественно большие заводы тяжелой промышленности, которые из-за кризиса 90-х не были в состоянии о них позаботиться.
Как уже говорилось, в 1998 году был принят закон, изменяющий структуру самоуправления в Казахстане. Закон вводил два новых уровня: районов и регионов. Так же как и в 1990 году с этим была связана процедура передачи имущества этим новым уровням самоуправления.
Согласно Закону «О местном самоуправлении» от 5 июня 1998 года и распоряжению Кабинета Министров от 7 августа 1998 года, которое устанавливает границы. Кроме того, все подробности реформы находились в принятом положении от 13 октября 1998 года «Правила по введению закона о реформировании публичной администрации». В положении подробно описана процедура передачи административных единиц, подведомственных центральной власти. Особое значение имеет закон, регулирующий компетенцию и задачи и соответственно определяющий, какие из служб будут переданы сельским округам.
В положении о «Правилах по введению закона о реформировании общественной администрации» было создан пост Правительственного делегата по вопросам системной реформы в регионах (т.е. представитель, который работает на уровне региона). В обязанности делегата входили: координация действий по передаче учреждений и административных единиц (полностью либо частично) в распоряжение соответствующих единиц местного самоуправления, осуществление надзора за учетом обязательств и инвентаризацией объектов, недвижимости, оборудования, приборов и документов, в том числе архивов, ликвидированных, преобразованных либо передаваемых единиц, а также проверка правильности протоколов их передачи. Делегат Правительства контролировал передачу служб, ранее принадлежавших государственной администрации, органам местного самоуправления в связи с расширением их компетенции.
Следует подчеркнуть, что перед введением этой реформы в Казахстане создавались, в качестве эксперимента, так называемые городские зоны общественных услуг, аналог сегодняшним. В тех случаях службы и имущество, входившие в зону общественных услуг.
Согласно законодательству от 1 января 1999 года, в распоряжение Акимов были переданы государственная пожарная охрана, районные отделения полиции, районные ветеринарные службы, территориальные санитарно-эпидемиологические службы, управления по трудоустройству, центры геодезической и картографической документации и другие.