Проблемы экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности России.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)

Это же противоестественно. Поэтому и не получается, и не получится.

Пора  российской цивилизации осознать свою ценность в полном объеме — от истории, культуры и экономики до судьбы каждого человека. Только тогда вернутся домой и наши ученые, и финансовый капитал, осевший в чужих цивилизациях.

Вот с  этого места и начинается экономическая  политика.

Становится  совершенно понятно, что «наши» —  это не только агрессивные юноши  комсомольского типа. НАШИ — это тысячи россиян разных национальностей, работающие на американскую, еврейскую, китайскую и прочие экономики. Наши — это многонациональная российская цивилизация.

«Оранжевые» вместе с «бело-голубыми» в Украине  в тысячу раз более «наши», чем благовоспитанные англичане или рациональные немцы.

Понятие «экономическая безопасность», как  относительно самостоятельный вид  безопасности, вкладывается в следующую  понятийную схему: безопасность — цивилизационная  безопасность — экономическая безопасность.

Термин  «безопасность» начали употреблять  еще в XII веке. Он означал спокойное  состояние духа человека, который  считал себя защищенным от любой опасности.

В России термин « государственная безопасность»  был впервые употреблен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года.

Впервые в политическом лексиконе понятие  «национальная безопасность» было употреблено в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта  конгрессу США, где он обосновал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности, национальными интересами.

В последующие  годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов. Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории национальных интересов.

В отличие  от американской концепции национальной и экономической безопасности, которая  реализует стратегию экспансии, прежде всего американских ценностей, существующие сегодня российские трактовки политической и экономической безопасности носят характер пассивной защиты, формируемой понятием «угрозы».

Указ  Президента Российской Федерации от 29.04.96 № 608 «О Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)», в котором экономическая безопасность России — это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.

Можно рассматривать экономическую безопасность как частный случай государственных  экономических интересов, когда  речь идет о государственной или  коммерческой тайне, интеллектуальной собственности, безопасности информационных или транспортных инфраструктур и т.д.

Однако  как только идея «угрозы» и, как сейчас говорят, «вызовов» становится определяющей позицию государства в международных  отношениях — неизбежен коллапс  всей инфраструктуры, обеспечивающей формирование экономической политики и внутри страны, и за рубежом.

Глобализация  экономики, свободное движение товаров  и услуг по всему миру ликвидировали  советскую и постсоветскую экономическую  стратегию производства товаров  и услуг «для себя». Глобальная экономика  — это «вызов», требующий цивилизационного, а не только государственного самоопределения.

Именно  и только на рубеже цивилизаций сегодня  решаются экономические проблемы.

Экономическая безопасность и конкурентоспособность  — два мифа, парализующие российскую экономическую мысль. Если стоит задача обеспечить экономическую безопасность и конкурентоспособность — у предприятия региона и в целом экономики нет практически никаких шансов развиваться в глобальном мире.

Задача  должна ставиться одна — создавать  товары или услуги, которые заведомо находятся вне конкуренции.

Думаю, сегодня необходимо ставить вопрос об информационном обеспечении процесса экономического развития России как  о самостоятельном виде деятельности по приведению в соответствие законодательных  и экономических процессов с ценностной основой российской цивилизации.

Это и  будет программа экономической  политики России. И ее основа — цивилизационные  интересы.

Эта работа требует серьезного переосмысления многих представлений, сложившихся  за последние годы у людей, отвечающих за экономическое развитие и экономическую безопасность России.

Видимо, такая работа не может осуществляться в рамках министерств и ведомств, поскольку она мгновенно парализуется административно-технологическими процессами.

Хочу  предложить участникам конференции собраться в расши ренном составе в октябре-ноябре этого года, чтобы попытаться выработать общецивилизационные принципы российской экономической политики.

Международный институт проблем устойчивого развития готов взять на себя организационную часть подготовки и проведения этого форума.

Мы готовы предоставить страницы журнала «Внешнеэкономические связи» для публикации материалов и  для дискуссии на тему «Экономическая безопасность в современном мире».

За последнее  десятилетие в мире произошли  значительные изменения геополитического и экономического характера. Да и Россия в потоке общего развития тоже не стоит на месте. Немудрено, что концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году и действующая по сей день, устарела как морально, так и по сути. Вопрос о разработке нового стратегического документа России, правда, появился не вчера или год назад. Секретарь Совбеза Николай Патрушев честно признал, что разработка стратегии началась в 2004-2006 годах, но по различным причинам, о которых он умолчал, так и не была представлена на подписание главе государства. А причин для ее принятия накопилось немало.

"Россия уже  другая и перешагнула переходный  период - развивается уверенно, вышла  на долгосрочный период развития", - подчеркнул президент Дмитрий  Медведев. В мире тоже немало  перемен - одни угрозы потеряли  свое значение, но при этом  появились новые.

Главная идея документа - "безопасность через развитие". Причем эта идея полностью увязана с концепцией социально-экономического развития России. Это еще одна особенность новой стратегии нацбезопасности. В ней не только подробно изложены политика России во внешнеполитической сфере и вопросы обороноспособности. Предметно обрисовываются и экономические интересы страны.

- Безопасность - это не только наше внешнеполитическое  окружение, вопросы поддержания  обороноспособности, но и вопросы  экономической безопасности, - объяснил глава государства. - Мы исходим из того, что экономическая безопасность - это также составная часть стратегии национальной безопасности. Мы должны следить за теми событиями, которые происходят в мире, в том числе за теми событиями, которые затрагивают экономические интересы нашей страны.

Свежий пример, когда интересы России не учитываются, случился буквально накануне, когда  в Брюсселе Украина и ЕС подписали документ в области энергетики, который предусматривает совместную модернизацию газотранспортной системы Украины. "Содержание этой декларации вызывает как минимум ряд вопросов, - заметил Медведев. - У нас на следующей неделе запланированы межгосударственные консультации на уровне председателей правительства двух стран. Чтобы определить, каковы последствия этого документа, может быть, нам следует перенести их на какой-то срок?" Последнее предложение уже адресовалось премьер-министру Владимиру Путину. "У нас возникает ряд вопросов, - признал он. - Ключевым фактором развития ГТС Украины объявляется объем прокачки газа. Это связано с необходимостью возвращения кредитных ресурсов, но газ ниоткуда не может взяться, кроме как из России. С нами этот вопрос никто не обсуждал". Так что прямо на Совбезе российско-украинские консультации решили перенести до выяснения всех обстоятельств.

Экономика в  стратегии безопасности описана  неспроста, а главное - вовремя. Мировой  финансовый кризис заставил по-иному  взглянуть все страны на вопросы  экономической безопасности. При этом Дмитрий Медведев особо обратил внимание, что кризис не является поводом для сужения горизонтов планирования. К планированию у государства отныне тоже будет иной подход. Оно должно окончательно стать стратегическим и превратиться в вертикаль. "Стратегическое планирование - это важнейший фактор устойчивого развития страны и обеспечения ее национальной безопасности, - заявил Медведев. - У нас долгое время доминируют ведомственные приоритеты, что не всегда способствует эффективному достижению единых стратегических целей. Подобная раздробленность мешает стране двигаться вперед". От раздробленности государство намерено избавляться путем единого порядка подготовки документов и тесной координации между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, а также гражданским обществом. "Фактически речь идет о формировании вертикали стратегического планирования под руководством главы государства, - охарактеризовал идею президент. - Оно, безусловно, должно опираться на четкую нормативную базу".

"Финансово-экономический кризис только обострил необходимость стратегического планирования, - заявил в свою очередь секретарь Совбеза Николай Патрушев, в общих чертах представляя стратегию. В связи с этим в последние месяцы некоторые положения документа были существенно доработаны, а содержательная часть стратегии увязывает вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Что касается политики России на международной арене, то она будет выстроена на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с опорой на международное право и обеспечение равной и надежной безопасности. "Для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику и намерена исключать затратную конфронтацию и новую гонку вооружений", - заявил Патрушев. Он также сообщил, что до конца года на подписание президенту планируется представить еще несколько стратегических документов. В частности, военную доктрину, стратегию продовольственной безопасности и концепцию национальной государственной политики.

Кстати

До 1 апреля президент  Дмитрий Медведев намерен, как он обещал ранее, подать декларацию о своих  доходах, имуществе и обязательствах. Это касается также супруги президента и несовершеннолетнего сына. К  этому же указом обязали и высокопоставленных кремлевских чиновников. Как сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, глава администрации президента Сергей Нарышкин подписал указ, в соответствии с которым до

1 апреля по  примеру главы государства должны  поступить чиновники уровня руководителя администрации, его заместителей, помощников президента, секретаря Совета безопасности, полномочных представителей президента в Совете Федерации, в Госдуме, в Конституционном суде и федеральных округах, а также заместителей секретаря Совета безопасности.

 

 

Патрушев: Завершение эпохи глобального противостояния двух противоположных социально-экономических систем и военно-политических блоков вывело на первый план вопросы конкуренции в экономической сфере. Не секрет, что большинство экономически развитых государств проводят политику в интересах ведущих фирм своих стран и транснациональных корпораций, которая зачастую нацелена на ослабление влияния России на мировых рынках. При этом ими используется мощный финансовый потенциал, а нередко и специфические способы воздействия спецслужб и связанных с ними организаций на происходящие в нашей стране социально-экономические процессы. То, что в глобальной конкуренции против России "используются все формы экономического, политического и журналистского давления", отмечал в недавнем радиотелевизионном общении с россиянами глава государства.  
 
В этих условиях обеспечение экономической безопасности, являющейся составной частью системы национальной безопасности, - одно из важнейших направлений нашей деятельности.  
 
При этом органы федеральной службы безопасности России своими специальными методами решают задачи по защите наиболее важных отраслей экономики, таких, как оборонно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, добывающие и перерабатывающие стратегическое сырье отрасли, кредитно-финансовая система и высокие технологии. Особое внимание нами уделяется в этой области повышению эффективности координации и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в условиях возникновения угрозы или совершения террористических акций на различных объектах энергетики, атомной промышленности, транспорта и других объектах обеспечения жизнедеятельности. 
 
Все это осуществляется на основе строгого соблюдения законности, и непременным условием деятельности органов безопасности в этой сфере является строгое соблюдение своей компетенции, невмешательство в дела хозяйствующих субъектов. В свою очередь при решении этой задачи мы опираемся не только на возможности своих специалистов, но и на аналитические и прогнозные разработки авторитетных представителей экспертного сообщества.  
 
известия: После паузы, пришедшейся на 90-е годы, в последнее время словосочетание "государственная тайна" все чаще встречается в выступлениях государственных деятелей, политиков, материалах российских СМИ. Что такое в современных условиях гостайна, и почему вопрос о ее надежной защите именно сейчас оказался в центре внимания государства и общества?  
  
Патрушев: Если ХХ век останется в истории развития человечества прежде всего как "ядерно-космическая" эпоха, то ХХI наверняка не обойдется без прилагательного "информационный". Действительно, сегодня информация, эффективные технологии ее сбора, передачи и обработки - это основа успешного проведения самостоятельного политического курса и развития конкурентоспособной экономики государства. Напомню, что в соответствии с формулировкой закона государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В этой связи мы никак не можем допустить снижения уровня защиты государственной тайны. 
 
В настоящее время отношение как к государственной, так и к интеллектуальной собственности изменилось. На наших глазах постепенно уходят в прошлое пробелы законодательной базы и предельно упрощенная регламентация международных контактов, которые процветали в 90-е годы и способствовали формированию в обществе мнения о возможности, скажем так, "свободного" обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.  
 
Сами субъекты хозяйственной деятельности, в особенности предприятия оборонного комплекса, научились оберегать свои разработки и технологии, а руководители этих организаций работают в тесном взаимодействии с органами федеральной службы безопасности.  
 
Однако на этом нельзя останавливаться. Мы будем стремиться создавать условия, способствующие предупреждению таких "утечек". Ведь эти сведения зачастую могут быть отнесены как к государственной тайне, так и к коммерческой, составляя интеллектуальную собственность российского государства, предприятий и компаний. Когда такие противоправные действия своевременно предотвратить не удается, мы, используя свой арсенал сил и средств, их пресекаем. И будем делать это и впредь. 
 
В 2005 году в области защиты государственной тайны проведено около 4 тысяч проверочных мероприятий. По выявленным фактам нарушения режима секретности на объектах проверок было возбуждено более 40 уголовных дел и около 300 дел об административных правонарушениях, приостановлено или аннулировано свыше 550 ранее выданных лицензий на право проведения работ с использованием сведений, составляющих гостайну, на имя руководителей соответствующих организаций внесено более 300 представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации и совершению преступлений.  
 
По проблеме обеспечения защиты секретных сведений в федеральные органы государственной власти направлено более 1000 информационных материалов.  
 
ФСБ России регулярно пресекает попытки отдельных лиц организовать незаконный экспорт за рубеж технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.  
 
Хотелось бы отметить, что современная научно-техническая деятельность - не удел гениальных одиночек, а, как правило, слаженная и кропотливая работа больших коллективов ученых, зачастую работающих в различных институтах и учреждениях. Поэтому особенно цинично выглядят попытки отдельных должностных лиц воспользоваться результатами этих коллективных научных исследований в собственных корыстных целях. 
 
В 2005 году бывшему директору уфимского Института проблем сверхпластичности металлов РАН Кайбышеву, гендиректору ЗАО "Компания ЦНИИМАШ-ЭКСПОРТ" Решетину предъявлено, в частности, обвинение в незаконном экспорте технологий.  
 
Кроме того, заместителю Решетина Твердохлебову и его помощнику Рожкину предъявлено обвинение в присвоении денежных средств. 
 
Подобные проблемы характерны не только для научных кругов. Так, завершено уголовное дело в отношении одного из руководителей департамента Минфина России, который передавал заинтересованным зарубежным представителям закрытую информацию, касающуюся проведения операций с зарубежными финансовыми активами России. 
 
известия: Николай Платонович, на фоне быстрого роста международных контактов нашей страны продолжают ли спецслужбы иностранных государств проводить разведывательные акции против России? 
 
Патрушев: В последние годы Федеральной службой безопасности неоднократно пресекались попытки ряда зарубежных разведок использовать политику "открытости" и расширение политических, научно-технических и внешнеэкономических связей нашей страны для получения данных об уровне оборонного потенциала России, направлениях перспективных разработок в военной области и научных исследованиях фундаментального характера. При этом некоторые иностранные "партнеры" пытаются добывать образцы новейшего российского вооружения и технической документации, необходимой для организации его безлицензионного производства. В этой связи хотелось бы обратить внимание на их устойчивый интерес к российским ученым-секретоносителям. 
 
Особым вниманием зарубежных спецслужб пользуется оборонно-промышленный комплекс и сфера военно-технического сотрудничества России.  
 
В связи с наращиванием оборонно-промышленным комплексом (ОПК) России своей производственной деятельности, ростом экспортных показателей, расширением контактов с иностранными партнерами ФСБ России проводит целенаправленную работу по выявлению на ранних стадиях и пресечению указанной разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб. 
 
Если говорить в целом об итогах деятельности по линии контрразведки, то в этом году пресечена деятельность 26 кадровых сотрудников и 67 агентов иностранных спецслужб. Выдворены из России 13 иностранцев, причастных к их деятельности.  
 
Кроме того, не меньшее внимание уделяем надежной защите государственных секретов, оказанию содействия в защите коммерческой тайны и интеллектуальной собственности в целом. 
 
ФСБ также в рамках своей компетенции содействует осуществлению комплекса мер, предпринимаемых президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации по дальнейшей нормализации ситуации в ОПК. И это, могу с удовлетворением отметить, дает свои плоды. Благодаря этим мерам ситуация в ОПК России постепенно нормализуется, очевидны перспективы ее улучшения.  
 
известия: Николай Платонович, ОПК - часть экономического организма России со всеми его реалиями, в том числе банкротствами. Как вы относитесь к банкротству как инструменту обеспечения экономической безопасности государства?  
 
Патрушев: Признаюсь, осторожно. Мы отдаем себе отчет в том, что процедура банкротства может являться одним из основных инструментов реформирования стратегически важных отраслей экономики. Однако приходится констатировать, что в реальности эта процедура, если ее применение осуществлять в интересах недобросовестных заказчиков, приводит к масштабной ликвидации предприятий и организаций, в том числе оборонно-промышленного комплекса, утрате контроля над стратегически важными отраслями промышленности, снижению мобилизационного потенциала экономики. 
 
По нашим данным, в настоящее время ряд коммерческих структур ведет активную работу по установлению контроля над деятельностью крупных предприятий и организаций, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства в целях получения сверхприбыли от распродажи их наиболее ликвидных активов, уникального оборудования и крупных имущественных комплексов. Доход только от одного такого контролируемого банкротства крупного высокорентабельного предприятия может составлять миллиарды рублей.  
 
При этом порожденная подобными акциями угроза экономической безопасности страны не исчерпывается прямым социально-экономическим ущербом. Принимая во внимание масштаб деятельности структур, специализирующихся на "заказных" банкротствах, а также особое значение объектов их устремлений, имеются основания полагать, что подобная схема ликвидации предприятий и организаций ведущих отраслей экономики Российской Федерации стимулируется в том числе за счет иностранного капитала.  
 
Результатом таких хищнических по сути действий зачастую, увы, становится свертывание программ фундаментальных и прикладных научных исследований, срыв исполнения гособоронзаказа и рост социальной напряженности.  
 
В этой ситуации мы, разумеется, не сидим сложа руки. Среди наших приоритетов - противодействие попыткам различных структур, в том числе криминальных, использовать процедуры приватизации и банкротства оборонных предприятий в целях, противоречащих интересам государства, а также разработка и осуществление, в пределах своей компетенции, комплекса мер по обеспечению и повышению уровня противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов оборонной промышленности. 
 
Так, в рамках противодействия попыткам "заказного" банкротства предприятий органами Федеральной службы безопасности выявлена попытка ликвидировать через процедуру банкротства уникальное предприятие российского ОПК "Омский завод транспортного машиностроения" - крупнейшее специализированное стратегическое предприятие, способное в полном объеме обеспечить капитальный ремонт и модернизацию находящихся на вооружении Российской армии танков Т-80. В результате принятых мер было достигнуто взаимопонимание с представителями исполнительной власти и крупных коммерческих кредиторов по вопросу о необходимости реализации мероприятий по предупреждению банкротства "Омсктрансмаша". Правительство РФ поручило заинтересованным органам исполнительной власти принять меры, направленные на восстановление производственной деятельности этого уникального предприятия. 
 
Также установлен факт вымогательства 5 млн долларов США представителями коммерческой структуры "Системное проектирование бизнеса" у акционеров ОАО "Подольский электромеханический завод" за прекращение процедуры банкротства этого крупного стратегического предприятия. Совместно с ДЭБ МВД России нами было проведено мероприятие, в ходе которого подозреваемый в совершении вымогательства был задержан. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Кроме того, получены данные о причастности представителей упомянутой коммерческой структуры к заказным процедурам банкротства целого ряда стратегических предприятий и организаций.   
 
Одновременно в целях обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну при осуществлении процедур банкротства таких предприятий, ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит работу по созданию необходимой нормативной правовой базы, регулирующей вопросы допуска лиц, участвующих в процедурах финансового оздоровления указанных предприятий.  
 
В результате в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" несколько недель назад внесены изменения, в соответствии с которыми арбитражный управляющий, назначаемый на такие предприятия, обязан иметь допуск к гостайне. Кроме того, Минюст и Высший арбитражный суд Российской Федерации издали соответствующие ведомственные нормативные правовые акты. 
 
известия: В прошлом году президент России Владимир Путин среди задач Федеральной службы безопасности упомянул "борьбу с оргпреступностью и коррупцией", призвав отечественные спецслужбы быть способными "профессионально и грамотно защитить честного предпринимателя от криминального и, если нужно, от административного давления". Какой вклад ФСБ вносит в дело борьбы с коррупцией в нашей стране и с какими проблемами сталкивается?  
 
Патрушев: Конечно, это комплексная задача, которую должны решать далеко не только спецслужбы и правоохранительные структуры, органы государственной власти, а также обязательно общественные организации. 
 
Кроме того, для нас как спецслужбы особую важность представляет, с одной стороны, эффективно выявлять противоправную деятельность должностных лиц, а с другой - избежать вмешательства в управление предприятиями и компаниями, в экономическую и финансовую жизнь в целом. 
 
С учетом этого органы безопасности занимаются борьбой с коррупцией на постоянной основе, применяя как профилактические меры, так и конкретные действия по пресечению данного вида правонарушений.  
 
При этом хочу отметить, что коррумпированное поведение должностных лиц дискредитирует власть, а сам государственный аппарат теряет надежность и управляемость. Коррупция также отсекает от предпринимательской деятельности честных людей и по- настоящему эффективных управленцев как в государственном, так и в частном секторах. Ее высокий уровень и недостаточно развитая антикоррупционная законодательная база являются препятствием для интеграции России в мировое сообщество.  
 
Именно поэтому в настоящее время осуществляется комплекс мер по созданию системы противодействия коррупции, уже дающих результаты. Так, за последнее время органами Федеральной службы безопасности выявлена и пресечена преступная деятельность целого ряда высокопоставленных чиновников государственной власти.  
 
Приведу некоторые примеры. Так, задержан за вымогательство взяток в крупных размерах один из заместителей директора департамента финансового контроля и аудита Минпромэнерго России - замначальника Управления кредитных организаций ФНС России. В суд передано уголовное дело в отношении двух высокопоставленных сотрудников таможенных органов. 
 
Приговорен к 3 годам лишения свободы без права занимать госдолжности в течение полутора лет вице-губернатор Корякского автономного округа, превысивший должностные полномочия и допустивший нецелевое расходование федеральных средств. 
 
известия: В борьбе с какими видами преступлений операции органов Федеральной службы безопасности приносят ощутимый экономический эффект? 
 
Патрушев: Одним из таких направлений нашей деятельности является пресечение преступлений, связанных с контрабандой и мошенничеством. В уходящем году в производстве следователей ФСБ находилось 250 уголовных дел о контрабанде в отношении 306 человек и 164 уголовных дела о мошенничестве в отношении 257 человек. 
 
В 2005 году судами рассмотрено 46 уголовных дел о контрабанде и 17 уголовных дел о мошенничестве. Осуждено 109 человек. 
 
Во взаимодействии с таможенными органами пресечены попытки контрабандного ввоза в Россию крупных партий ювелирных изделий иностранного производства весом около 200 кг. По предварительной оценке экспертов, общая стоимость контрабандного груза составила более 5 млн долларов США. 
 
Совместно с таможенными органами и МВД России весной этого года перекрыт крупномасштабный канал контрабанды промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Изъято промышленной продукции на сумму более 1 млн долларов США. Было задержано более 150 вагонов с товарами народного потребления иностранного производства (обувь, верхняя одежда, текстиль, автозапчасти).  
 
В 2005 году органами безопасности в результате реализации мер по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды изъято материальных ценностей на сумму 2,8 млрд рублей. 
 
известия: Бюджетные финансовые потоки России, безусловно, также представляют лакомый кусок для преступников. Занимается ли ФСБ предупреждением таких преступлений? 
 
Патрушев: Если рассматривать бюджетные средства как часть государственной собственности, которую мы обязаны защищать и оберегать, то ФСБ России рассматривает работу по контролю за целевым использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов как одно из важных направлений своей деятельности. Полагаю, что основой нашей деятельности в этой области является предупредительная работа, а не карательные санкции. 
 
Данная работа организуется и ведется на плановой основе во взаимодействии со Счетной палатой и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина России.  
 
В течение 2005 года ФСБ России, исполняя поручение председателя правительства РФ, смогла устранить из процесса обеспечения льготников ряд недобросовестных страховых медицинских организаций и не допустить нецелевого расходования 3 млрд бюджетных рублей. Кроме того, в результате оперативного сопровождения реализации федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" предотвращено нанесение ущерба госбюджету на сумму свыше 4 млрд рублей. При этом также выявлены факты хищений на сумму более 800 млн рублей.  
 
известия: Как ФСБ взаимодействует с Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ) и что делается для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?  
 
Патрушев: Органы Федеральной службы безопасности активно участвуют в борьбе с легализацией преступных доходов. В тесном взаимодействии с ФСФМ и МВД России нами достигнуты определенные результаты. Пресечен ряд источников финансирования и несколько каналов поступления материальных и финансовых средств террористическим и экстремистским группировкам.  
 
Так, в Астраханской области в результате совместных с ФСФМ и МВД России мер возбуждено 21 уголовное дело в отношении группы лиц  из числа приверженцев идей "ваххабизма", приобретавших крупные суммы наличной иностранной валюты за деньги, полученные в результате незаконной предпринимательской деятельности. Оборот этих операций превышал 25 млн долларов США в год, а значительная часть денег переводилась в ряд стран Ближнего и Среднего Востока. 
 
В этой связи уместно затронуть вопросы, связанные с предполагаемым расширением деятельности зарубежных банковских структур в России. В решении этой проблемы необходимо учитывать в приоритетном порядке интересы борьбы с финансированием терроризма и отмыванием преступных капиталов. Именно на это обратил внимание президент России на встрече с представителями банковского сообщества в Новосибирске. В.В. Путин высказался за сохранение запрета на деятельность филиалов иностранных банков на территории нашей страны в связи с "невозможностью в современных условиях отслеживать движение денег, капиталов". Об этом красноречиво свидетельствует и практика.  
 
В Санкт-Петербурге недавно была пресечена деятельность преступной группы, организовавшей так называемую "теневую биржу" по обналичиванию и легализации денежных средств, полученных преступным путем, переводу капитала за границу и незаконному возмещению НДС. Установлено, что общая сумма средств, проведенных через эту "теневую биржу" за период с 2003 по 2005 год, составила десятки миллиардов рублей. Расследование продолжается.  
 
С нашей точки зрения, именно развитие национальной банковской системы будет способствовать эффективности борьбы с указанными видами преступлений. 
 
известия: Николай Платонович, в 2003 году Пограничная служба, к тому моменту пять лет охранявшая морские биоресурсы России, возвращена в состав ФСБ. С какими проблемами сталкиваются пограничники при осуществлении этих функций? Какова ваша оценка ситуации в отрасли и что нужно сделать для обеспечения экономической безопасности страны в этой сфере?  
 
Патрушев: С этого времени одним из наших приоритетов наряду с оснащением и модернизацией пограничной инфраструктуры стало благоустройство жизни и быта самих пограничников и членов их семей. К сожалению, этим ключевым аспектам ранее не уделялось должного внимания. 
 
Ваши коллеги в СМИ широко обсуждают проблемы, с которыми каждый день сталкиваются пограничники при охране морских биоресурсов. Главная среди них - масштабный сверхлимитный вылов ценных пород рыбы, крабов и других водных биоресурсов в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ с последующим их незаконным вывозом за рубеж и сокрытием вырученных валютных средств на счетах в иностранных банках. По оценкам экспертов, стоимость незаконно добываемых и вывозимых за пределы России биоресурсов может достигать 1 млрд долларов США в год.   
 
Представляется, что это межведомственная проблема, решением которой в комплексе должны заниматься практически все органы государственной власти. 
 
В свою очередь, Пограничная служба уже предпринимает комплекс дополнительных мер, направленных на противодействие незаконному вывозу морских биоресурсов за рубеж и другим нарушениям в сфере их добычи.  
 
Для усиления контроля за деятельностью промысловиков в территориальных водах и исключительной экономической зоне России наши подразделения береговой охраны делают акцент на активное использование авиации и космических средств. Мы развиваем морскую составляющую с учетом использования самого передового зарубежного опыта. Занимаемся оснащением подразделений береговой охраны современными кораблями и эффективными техническими средствами контроля. В 2005 году эти меры позволили изъять более полутора тысяч тонн незаконно выловленной морепродукции. 
 
ФСБ России предложены изменения в российское законодательство с целью упрощения порядка пограничного оформления рыболовных судов, выходящих на промысел в российскую экономическую зону. В комплексе с рядом других, в том числе экономических, мер это должно способствовать повышению заинтересованности рыбопромышленников в глубокой переработке рыбной продукции на российском берегу, а не в вывозе за рубеж сырья. 
 
известия: Как бы вы подытожили итоги работы ФСБ по обеспечению  экономической безопасности России в уходящем году?  
 
Патрушев: ФСБ России, как и прежде, работает над выявлением внешних и внутренних угроз безопасности страны, включая экономические аспекты этой деятельности в условиях ускоряющегося процесса глобализации мировой экономики. 
 
В результате нашей работы в прошедшем году предотвращено нанесение ущерба государству на сумму 41,5 млрд рублей, а также обеспечено дополнительное поступление в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации средств на сумму 2,9 млрд рублей. Выявлена и пресечена противоправная деятельность значительного числа коррупционеров в органах государственной власти различного уровня.  
 
Результаты, как видите, есть. Хочу отметить, что все это было бы невозможно без помощи со стороны населения, на которое служба все в большей степени опирается в борьбе с разномастной преступностью и терроризмом. Только в этом году на "телефон доверия" ФСБ России поступило более 3200 звонков. Могу заверить, что эти сведения оказались полезны не только для нас, но и для наших коллег из других правоохранительных структур. 
 
При этом хотел бы вновь подчеркнуть, что деятельность органов Федеральной службы безопасности в этой сфере подчинена выполнению общей для всех государственных органов задачи - содействия оптимальному социально-экономическому развитию страны в рамках тех приоритетов, которые определяются руководством России. 
 
Пользуясь предоставленной мне возможностью, поздравляю всех, кто посвятил свою жизнь трудному и ответственному делу защиты интересов государства, обеспечения его безопасности, с профессиональным праздником - Днем работника органов безопасности. Желаю сотрудникам, ветеранам, вашим родным и близким крепкого здоровья, счастья и благополучи

Информация о работе Проблемы экономической безопасности РФ