Прогноз конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью индивидуальной работы является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетингового исследования рынка.
Задачи индивидуальной работы:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Выбор и характеристика объекта исследования………………………..5
2 Анализ масштаба и потенциала рынка…………………………………..9
2.1 Характеристика товарного рынка………………………………9
2.2 Анализ масштаба рынка…………………………………………10
2.3 Диагностика конкурентной среды………………………...........12
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка……………….....17
2.5 Анализ привлекательности рынка……………………………...20
3 Анализ сбалансированности рынка……………………………………...23
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка………………...23
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса………………………….23
3.3 Оценка экономического состояния предприятия………..........25
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка…………………………........26
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка……..................27
4.2 Определение тенденций развития рынка………………………29
5 Анализ ценовой ситуации…………………………………........................32
5.1 Анализ уровня цен………………………………….....................32
5.2 Анализ колеблемости цен……….................................................34
6 Прогнозирование рыночного спроса……………………………...............40
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса...40
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего….41
7 Анализ поведения покупателей на рын…………………………………...43
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений……………43
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей……….............45
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия………………….47
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_kosova.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

Группа покупателей с низким достатком (25% опрошенных) приобретают, в основном покупают стандартные рюкзаки по низким ценам. Самая подходящая торговая точка для данного целевого сегмента – магазин «Школьник», где цены, как говорится, не кусаются.

Группа покупателей с высоким достатком (15% опрошенных). Приобретают школьные рюкзаки известных марок таких, как «Tiger Family», «Herlitz », «Erich Krause» и «Brauberg» по достаточно высоким ценам. Многие из таких покупателей являются новаторами, поэтому быстро признают новые товарные марки, появляющиеся на рынке. Большое внимание уделяется комплектности и дизайну.

 

7.2 Анализ уровня удовлетворенности  покупателей

Успех коммерческой деятельности предприятия зависит от того, насколько удовлетворен покупательский спрос. На основе опроса репрезентативной группы покупателей проведем анализ уровня удовлетворенности спроса ведущими продавцами школьных рюкзаков в Кургане.

Показатель уровня удовлетворенности спроса определим по модели с "идеальной точкой":

,

где Q - оценка потребителями товарного предложения предприятия;

Wi - важность для потребителей i-й характеристики товарного предложения;

Bi - оценка i-й характеристики товарного предложения с точки зрения потребителей;

Ii - идеальное значение i-й характеристики с точки зрения потребителей;

r - показатель, означающий при r = 1 постоянную, а при r = 2 убывающую граничную пользу.

Сведем результаты опроса в таблицу 22.

 

Таблица 22 - Оценка удовлетворенности покупателей

Характеристика товарного предложения

Wi

Bi

Ii

Тенденции

Удельный вес ответов по оценке тенденции, %

1. Ассортимент товаров

 

0,245

 

4,14

5

Расширение

0,64

Без изменений

0,36

Сужение

-

2. Качество предлагаемых  товаров

 

0,38

 

4,36

5

Улучшение

0,43

Без изменений

0,57

Ухудшение

-

3. Цена товара

 

0,265

 

4,21

5

Снижение

0,07

Без изменений

0,43

Увеличение

0,5

4. Уровень сервиса

0,11

4,21

5

Улучшение

0,57

Без изменений

0,43

Ухудшение

-


 

= 0,75

Q = 0,75 - отсюда можно сделать вывод, что покупательские потребности, в целом по всех характеристикам, удовлетворены.

Однако, можно отметить, что удовлетворенность качеством школьных рюкзаков является наиболее высокой по баллам характеристикой (4,36) и при этом имеет наибольший коэффициент значимости для потребителей. Наименьший уровень удовлетворенности (4,14) показала характеристика «Ассортимент товаров» – это говорит о том, что выбора, предоставленного в магазинах города недостаточно для максимального удовлетворения потребности в рюкзаках. Что касается удовлетворенности потребителей ценами и уровнем сервиса, характеристики получили одинаковое количество баллов (4,21), говорящих о не полной удовлетворенности качеством обслуживания и величиной цен.

Оценка тенденций:

Ассортимент товаров. Тенденция расширения ассортимента (64% опрошенных) – именно так с точки зрения покупателей будет развиваться рынок школьных рюкзаков в нашем городе. Для потребителей важен широкий ассортимент, чтобы было из чего выбрать. Другие 36% думают, что широта ассортимента останется на прежнем уровне. Тех, кто говорил бы о сужении – нет.

Качество предлагаемых товаров. Большинство опрошенных (57%) уверены, что качество рюкзаков улучшаться не будет, и наоборот, 43% верят в улучшение качества данных товаров в наших магазинах. Тех, кто бы говорил об ухудшении качества – нет.

Цена товара. Потребители подтвердили тенденции о росте цен на школьные рюкзаки. 50% опрошенных видят тенденцию к повышению цен, причем оценивают это как само собой разумеющееся. 43% утверждают, что цена на рюкзаки останется без изменений и будет расти только в пределах инфляции. Также 7% опрошенных верит в снижении цен на рюкзаки.

Уровень сервиса. 57% опрошенных отметили тенденцию роста уровня сервиса и 43% то, что он не изменится. Но, ни один из опрошенных не заявил о тенденции снижения уровня сервиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Проектирование стратегии  конкуренции предприятия

Для основных предприятий, функционирующих на рынке школьных рюкзаков в городе Кургане, с учетом их позиций по величине рыночной доли с использованием матрицы конкурентных преимуществ (таблица 23) обоснуем выбор стратегии, имеющей активную или пассивную направленность.

 

Таблица 23 - Матрица конкурентных преимуществ

Позиция на рынке

Упреждающие стратегии

Пассивные стратегии

Лидер рынка

"Захват"

"Защита"

"Перехват"

"Блокировка"

Претенденты на лидерство

"Атака"

"Прорыв"

"Окружение"

"Следование по курсу"

Избегающие прямой конкуренции

Сосредоточение "сил на участке"

"Сокращение позиций"

"Сохранение позиций"

"Обход"


 

  1. Лидер рынка – оптово-розничная компания «Буратино» (42%) занимает доминирующее положение на рынке, вносит наибольший вклад в его развитие, предлагая большой ассортимент товаров для различных сегментов рынка.

По моему мнению, стратегия предприятия на данный момент пассивная. «Блокировка рынка» — стремление не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях, в случае компании «Буратино» - это ассортимент. Хорошо развитая сбытовая сеть, постоянство и надежность поставщиков позволяют иметь широкий выбор рюкзаков различных уровней цен, что, конечно, привлекает покупателей, не давая шанса конкурентам.

  1. Претендент на лидерство – магазин «Детский мир» (26%) является основным конкурентом лидера рынка.

По моему мнению, магазин «Детский мир» придерживается упреждающей стратегии «Атака в лоб» («фронтальная атака») — использование преследователем достигнутого над лидером превосходства для установления конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества «Детского мира» по сравнению с «Буратино» - это активная рекламная деятельность, высокий уровень сервиса, а также предложение коллекционных товаров и эксклюзивных товаров.

  1. Последователь – магазин-салон «Августин» (15%) занимает на сегодняшний день позицию избегания прямой конкуренции. Избегающими прямой конкуренции являются предприятия, которые намерены мирно сосуществовать с лидером и согласны со своим положением на рынке. Стратегия магазина «Августин» пассивная - «сохранение позиций» — поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво). По моему мнению, «Августин» не рассматривается лидером рынка как конкурент, так как рюкзаки не является основной спецификацией магазина.
  2. Последователь – оптово-розничная сеть «Школьник» (13%) Позиция на рынке – избегание прямой конкуренции, предприятие, намерено мирно сосуществовать с лидером и согласно со своим положением на рынке.

Рюкзаки магазинов «Школьник» рассчитаны в основном на население с низким доходом и не отличаются особым дизайном, именно поэтому, я считаю, магазины «Школьник» сложно рассматривать как конкурента «Буратино».

 

 

 

 

 

Заключение

В результате данного индивидуального задания были освоены методики анализа конъюнктуры товарного рынка.

В первых двух разделах был проведен анализ масштаба и потенциала рынка, и было выяснено, что главная тенденция развития рынка школьных рюкзаков — его уверенный рост. В рамках конкурентного анализа были выяснены сильные и слабые стороны конкурентов. В результате был выявлен лидер - оптово-розничная компания «Буратино» (42%), претендент на лидерство – магазин «Детский мир» (26%), и 2 последователя - магазин «Августин» (12%) и оптово-розничная сеть  «Школьник» (15%).

В третьем разделе проведен анализ сбалансированности рынка, в результате которого можно сказать о привлекательности бизнеса и рынка, а также можно отметить перспективы экономического состояния магазина «Буратино» - лидера рынка как хорошие.

В четвертом разделе проведен анализ тенденций и устойчивости рынка, который указывает, что прирост товарооборота рюкзаков связан с увеличением роста цен на них. Также построена трендовая модель с целью определения тенденций развития рынка.

Пятый раздел включает в себя анализ ценовой ситуации. Анализ показал, что средняя стоимость школьного рюкзака вполне приемлема для среднестатистического жителя Кургана. Также можно сделать вывод о существовании  тенденции постоянного изменения цен то в большую, то в меньшую сторону, характеризующаяся резкими скачками. Такое изменение цен на школьные рюкзаки является результатом окончания школьного сезона и применения сезонных скидок.

В шестом разделе был определен прогнозируемый уровень спроса на 2014 год: по среднему проценту его прироста - 6 888 школьных рюкзаков, по методу экспоненциального взвешенного - 6 470 шт. Причиной расхождения в прогнозах является то, что функция экспоненты не соответствует столь быстрому росту рынка. Экспоненциальный прогноз имеет смысл при прогнозировании на рынках с затухающим ростом (стабилизирующихся). Следует придерживаться прогноза по среднему проценту прироста показателя спроса, это обуславливается перспективами дальнейшего роста рынка школьных рюкзаков в Кургане и оптимистичной оценкой экспертов в данной области.

Также были выявлены стратегии развития основных четырех продавцов школьных рюкзаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. /Под общей редакцией Г.Л. Багиева.3-е из. - СПб.: Питер, 2005.

2.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 2004.

3. Косова С.А. Конъюнктурный  анализ товарных рынков. Методические  указания к выполнению курсового  проекта. – Курган: Редакционно-издательский  отдел КГУ, 2005.

 

 

 

 


Информация о работе Прогноз конъюнктуры рынка