Пути повышения эффективности использования и воспроизводства рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и его результаты, поскольку с помощью рабочей силы создаётся прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию, а также к процессам восстановления рабочей силы, так как без труда работников не существует предприятия; без труда необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одно предприятие, учреждение, организация не может достичь своей цели.
В условиях развивающихся рыночных отношений правильная организация труда и заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности. Расходы на оплату труда составляют значительную часть себестоимости продукции, работ, услуг промышленных организаций. Поэтому нормы труда и его оплаты необходимо устанавливать, учитывая не только необходимость воспроизводства рабочей силы, но также конкурентоспособность продукции, работ, услуг на рынке товаров.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Теоретический раздел. Понятие о рабочей силе, ее соотношении
с трудовыми ресурсами, их эффективном использовании и восстановлении 6
1.1 Понятие рабочей силы и ее использование……………………. 6
1.2 Соотношение понятий “рабочая сила” и
“трудовые ресурсы”, “трудовой потенциал”………………………………. 7
1.3. Особенности исследования трудовых ресурсов предприятия.. 18
Аналитический раздел. Анализ эффективности использования
рабочей силы на ЧП “Резинщик”……………………………………………. 22
2.1 Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов
на предприятии……………………………………………………………….. 22
2.2. Анализ эффективности использования труда на предприятии.. 27
Прикладной раздел……………………………………………………. 30
3.1 Мероприятия, рекомендуемые для повышения эффективности
использования и восстановления рабочей силы предприятия……………. 30
3.2 Определение экономической эффективности от внедрения
мероприятий по повышению эффективности использования рабочей силы 33
Заключение………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы…………………………………… 43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭФФЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ_2.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ  ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К у р с о в а я  р а б о т а

Тема: «Пути повышения эффективности

использования и воспроизводства рабочей силы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса - 2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..        3

Теоретический раздел. Понятие о рабочей силе, ее соотношении

с трудовыми ресурсами, их эффективном использовании и восстановлении    6

  1.1 Понятие  рабочей силы и ее использование…………………….        6

  1.2 Соотношение понятий “рабочая  сила” и 

“трудовые ресурсы”, “трудовой потенциал”……………………………….        7

  1.3. Особенности исследования  трудовых ресурсов предприятия..      18

Аналитический раздел. Анализ эффективности использования

рабочей силы на ЧП “Резинщик”…………………………………………….     22

  2.1 Анализ обеспеченности и использования  трудовых ресурсов 

на предприятии………………………………………………………………..     22

2.2. Анализ  эффективности использования труда  на предприятии..     27

Прикладной раздел…………………………………………………….     30

  3.1 Мероприятия, рекомендуемые для  повышения эффективности 

использования и восстановления рабочей силы предприятия…………….     30

 3.2 Определение экономической эффективности от внедрения

мероприятий по повышению эффективности использования рабочей силы  33

Заключение………………………………………………………………. 40

Список использованной литературы…………………………………… 43

          Приложения………………………………………………………………  45

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Обоcнование выбора темы курсовой работы и ее актуальность.

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и его результаты, поскольку с помощью рабочей силы создаётся прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию, а также к процессам восстановления рабочей силы, так как без труда работников не существует предприятия;  без труда необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одно предприятие, учреждение, организация не может достичь своей цели.

В условиях развивающихся рыночных отношений правильная организация труда и заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности. Расходы на оплату труда составляют значительную часть себестоимости продукции, работ, услуг промышленных организаций. Поэтому нормы труда и его оплаты необходимо устанавливать, учитывая не только необходимость воспроизводства рабочей силы, но также конкурентоспособность продукции, работ, услуг на рынке товаров.

В современных условиях хозяйствования мало ответить на вопрос, как выполнено задание трудовым коллективом. Необходимо, прежде всего, выяснить, какие изменения труда произошли в процессе производства по сравнению с заданием. Эти изменения могут носить двоякий характер: положительный и отрицательный. И в данном случае задача анализа хозяйственной деятельности состоит в том, чтобы обнаружить все изменения, определить их характер и в последующем либо содействовать, либо противодействовать их развитию.

Выбор темы данной курсовой работы продиктован ее актуальностью на современном этапе экономического развития нашей страны, так как эффективное использование и качественное восстановление рабочей силы решающим образом повышает производительность труда, которая, в свою очередь, влияет на качество выпускаемой продукции, величину ее себестоимости и конкурентоспособность.

Проблемам организации производства и управления персоналом посвящено значительное количество работ зарубежных ученых, таких как М. Армстронг, И. Ансофф, Р. Аткинсон, Г. Беккер, С. Бир, П. Друкер, А. Смит и др. Среди научных трудов российских ученых в данной области можно выделить исследования Н.Г. Базадзе, А.П. Егоршина, В.И. Маслова, А.Я. Кибанова,       Ю.В. Прушинского, В.В. Травина, Н.И. Шаталовой. Вопросам общего и стратегического менеджмента посвящены работы О.С. Виханского, Ю.П. Анискина,     В.Р. Веснина.

Цели и задачи курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мер по эффекетивному использованию и восстановлению рабочей силы, в том числе – на реальном предприятии.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность рабочей силы;

–  определить особенности эффективного использования и способы восстановления рабочей силы;

 – изучить методику анализа использования рабочей силы;

– проанализировать эффективность использования рабочей силы на примере малого предприятия частной формы собственности «Резинщик»;

– изучить обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;

  • рассмотреть факторы и резервы роста производительности труда.

Объект и предмет исследования в курсовой работе.

Объектом исследования являются особенности повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Предметом исследования является эффективность использования рабочей силы на предприятии, включая также выявление резервов и основных направлений улучшения ее использования.

 

Методы исследования в курсовой работе.

В качестве методов исследования избраны анализ и синтез, методы диалектики, восхождения от общего к частному, анализ литературных источников, широко изучена периодическая литература соответствующего направления. Использованы также методы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Источниками информации послужили в курсовой работе данные статистического учета по труду, статистическая отчётность менеджера по кадрам, движению рабочих, социальные и годовые отчеты кооператива.

Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых различных школ и направлений, тематические публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций и семинаров, посвященных теоретическим вопросам и практическим проблемам стратегического управления персоналом промышленных предприятий.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

 ПОНЯТИЕ О РАБОЧЕЙ СИЛЕ, ЕЕ  СООТНОШЕНИИ С ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ,

ИХ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ

 

 

 

    1. Понятие рабочей силы и ее использование

Из курса экономической теории нам известно о том. что труд является основой богатства любого общества. Труд – это есть целесообразная деятельность  человека,  направленная на изменение предметов и сил природы в  целях  удовлетворения  его потребностей. Труд является главным фактором в  развитии  и  совершенствовании человека. В процессе труда складываются определенные  экономические отношения между людьми.

Труд реализуется в процессе производства, а оно предполагает взаимодействие трех факторов:

– труда и рабочей силы;

– предметов труда;

– средств труда.

В свою очередь, рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека. Они  составляют  материальную  основу  будущего   продукта. Всеобщим предметом труда является земля.

Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которую человек  помещает между собой  и  предметом  труда  и  воздействует на предмет труда.

Нас в данной курсовой работе интересует первый фактор – рабочая сила.

 

 

 

1.2 Соотношение понятий “рабочая сила” и “трудовые ресурсы”, “трудовой потенциал”

Уже в 60-80-е годы XVIII в. Адам Смит (1723-1790) достаточно детально изучил производство способностей человека к труду. Так же как и У. Петти А. Смит полагал, что самым бесспорным свидетельством процветания страны служит возрастание численности ее населения. Он считал, что способности человека к труду, являясь частью состояния определенного лица, становятся частью богатства всего общества, к которому человек принадлежит. По мнению данного экономиста, «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машин и инструментов, при помощи которых он работает» [181, с. 208]. А. Смит выделил в содержании способностей человека к труду физические силы работника и приобретенные полезные способности в виде знаний, умений, навыков, мастерства и опыта. Также он определил отличия простого и сложного труда и, соответственно, - менее и высокоразвитые способности работников. А. Смит отмечал, что качественное различие в способностях к труду «создается не столько природой, сколько привычкой, практикой и воспитанием» и порождается также «разнообразием занятий».

Другой выдающийся представитель английской школы классической политэкономии Давид Рикардо (1772-1823) полностью разделил систему взглядов А. Смита по рассматриваемому вопросу. В ряде его произведений уже встречается категория «рабочая сила». Рабочая сила, в понимании Д. Риккардо, – люди, работающие по найму или ищущие такую работу, а не их созидательные качества [12, с. 180].

Еще одним представителем данного направления является экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873), который представляет человека как цель, во имя которой существует богатство. Основной отличительной особенностью богатства у Дж. С. Милля является не материальность продукта, а его долговечность. Согласно взглядам этого экономиста, в качестве богатства может выступать «всякий продукт, который сочетает в себе и полезность, и способность к накоплению». Так, по мнению Дж. С. Мил-ля, мастерство, энергия и настойчивость рабочих считаются богатством страны, как и их инструменты, машины [5, с. 154]. Среди свойств человека, определяющих уровень его трудовых способностей, Дж. С. Милль выделял такое «ценное и довольно долговечное качество» как мастерство, физическую ловкость, смышленость, знания, квалификацию, также важное значение он отводил нравственным чертам работников [5, с. 140].

В результате исследований представителей английской школы классической политической экономии были определены положения, характеризующие как созидательные качества и способности людей, так и самих работников. Они придавали способностям человека к труду не только экономическую, но и социальную значимость.

Следующим ученым, занимающимся исследованием способностей человека к труду, был немецкий экономист, социолог, основоположник марксизма Карл Маркс (1818-1883), который разработал собственный подход к изучению трудовой деятельности человека на основе теории о рабочей силе как переменном капитале.

Формированию и развитию трудовых способностей К. Маркс придавал важное значение не только потому, что без знаний невозможно раскрыть «тайны капиталистического производства и воспроизводства в целом», но и потому, что сами эти свойства и качества человека являются «главным накопителем богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда, главной производительной силой общества» [4, т. 26, с. 306, т. 46, с. 222].

В отличие от представителей английской школы политической экономии, К. Маркс понимал под рабочей силой не какие-либо слои населения, а купленную предпринимателем часть совокупных творческих качеств работников. Рабочая сила представляет собой свойства индивида, «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [4, т. 23, с. 178]. Среди физических способностей он выделял мускульную силу, ловкость, верность глазомера, виртуозность и др. [4, т. 23, с. 361, 385, 406]. К духовным он относил способность абстрактного мышления, скорость мысленной реакции на внешние раздражители, сообразительность, знания, интерес к труду, производственный опыт и др.

Творческие свойства и качества работника, по мнению К. Маркса, могут создаваться только в процессе и в результате производства. «Для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование и воспитание» [4, т. 23, с. 182-183]. Он утверждал, что чем выше и сложнее квалификация рабочей силы, тем больше труда требуется на ее производство и воспроизводство, тем шире и сложнее та сфера, где происходит формирование более развитой рабочей силы [7].

Воспроизводство рабочей силы – это непрерывное восстановление и поддержание физических и умственных способностей человека, постоянное возобновление и повышение его профессионально-квалификационного и образовательного уровня. Воспроизводство рабочей силы является составной частью процесса общественного воспроизводства, включающего в себя воспроизводство общественного продукта и экономических отношений. Суть воспроизводства экономических отношений в том, что работник входит в процесс воспроизводства наемной рабочей силой и выходит из него наемной рабочей силой. То есть он не становится собственником средств производства, а продолжает и в последующих циклах воспроизводства продавать свои способности к труду, свою рабочую силу.

К. Маркс отмечал, что способности людей к труду не могут быть равными, так как «один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда или же способен работать дольше» [4, т. 19, с. 49]. Однако в своей теории он рассматривал преимущественно простую рабочую силу, затраты на обучение которой «совершенно ничтожные» [4, т. 23, с. 53, 183, 208-209].

В настоящее время затраты на повышение качества рабочей силы рассматриваются как нематериальные инвестиции, окупающиеся и приносящие прибыль. Поэтому любое современное предприятие, стремящееся к обеспечению конкурентоспособности и доходности, должно выдвигать на первый план производственные созидательные качества работника: знания, навыки, умения, опыт, творческую инициативу, мобильность, коммуникабельность и др.

Исследуя сущность качества рабочей силы, необходимо рассмотреть содержание понятия «рабочая сила», на которую в экономической литературе имеется две точки зрения.

Первый подход. Рабочая сила – это совокупность интеллектуальных, духовных и физических способностей человека к труду, которые приводятся в действие каждый раз для осуществления какого-либо конкурентного трудового процесса (трудовой деятельности) [9, с. 290].

С точки зрения марксистской теории «рабочая сила – это способность к труду», а ресурс труд с точки зрения ресурсного подхода – физические и духовные способности, которые могут принять участие в процессе труда или же, как вклад рабочей силы в производственную деятельность, как в физическом, так и в умственном плане. Авторы, ссылаясь на К. Маркса, указывающего, что лишь благодаря фактическому труду рабочая сила становится действительной рабочей силой, отмечают, что лишь в труде рабочая сила осуществляется определенным образом, зависящим от социально-экономического характера труда. Способ реального функционирования определяет уровень и характер развития рабочей силы [17, с. 107].

Информация о работе Пути повышения эффективности использования и воспроизводства рабочей силы