Пути снижения себестоимости продукции на предприятии (на примере предприятия АО «VITA»г.Алматы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; затраты на тенге товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные элементы и статьи затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

себестоимость.doc

— 2.54 Мб (Скачать файл)

Правильный выбор базы распределения постоянных расходов по видам продукции и ее обязательное использование при фактическомкалькулировании оказывает существенное влияние на определение степени доходности отдельных видов изделий, работ и услуг, учитывая, что в современных условиях продажная цена устанавливается рынком, а налоги – государством.

Для того, чтобы определить как себестоимость выпускаемой  продукции влияет на ценовую стратегию предприятия, мы приводим анализ себестоимости растительного масла «Иртыш».В растительных маслах различных сортов к переменным затратам относятся: основное сырье (масло гидротарированное, масло дезодорированное); вспомогательные материалы (бутылки 0,5 л., этикетки, пленка термоусадочная, крышки). Условно постоянные затраты: накладные производственные расходы (электроэнергия, вода); заработная плата основных и вспомогательных рабочих; социальные отчисления; цеховые расходы (уборка помещения, чистка оборудования); ремонт и содержание оборудования.постоянные расходы: амортизационные отчисления; обслуживание вспомогательных производств.

 

Таблица 3 - Фактическая себестоимость растительного масла «Иртыш»

Показатели

тенге/ тонна

%

Сырье и материалы

150623,8

77,1

ТЭР

806,97

0,4

Накладные расходы

10724,99

5,5

Оплата труда персонала

5138,4

2,6

Отчисления от оплаты труда

943,83

0,5

Итого производственная себестоимость

168237,8

86,1

Расходы периода

27137,49

13,9

Итого полная себестоимость

195375,3

100

Цена реализуемой продукции 

239760,8

 

П р и м е ч  а н и е – Рассчитано по данным АО «Вита»

 

В таблице 3 приводим состав и структуру себестоимости гидратированного масла «Иртыш» (данные за 2012 год). В  структуре себестоимости 77,1% занимают сырье и материалы (для сравнения в сливочном масле 71,3%), транспортно-эксплуатационные расходы всего лишь 1,2%, накладные расходы - 5,5%, оплата труда персонала – 2,6%. В настоящее время основной формой оплаты производственных рабочих и специалистов в масложировой промышленности является повременная форма.

Несмотря на наличие  таких преимуществ повременной  формы оплаты труда, как легкость расчетов, простота учета трудовых затрат, ей присущи существенные недостатки, к основным из которых относятся: отсутствие заинтересованности в росте производительности труда, которая повлияет на снижение удельного веса постоянных затрат, нерациональное построение трудового процесса, отсутствие условий для планирования и учета трудовых затрат в зависимости от объемов производства, для определения численности и расстановки рабочих, количества оборудования, отсутствие взаимосвязи между результатами труда и его оплатой. Поэтому считаем, что целесообразно применять сдельную форму оплаты труда, и особенно на технологических стадиях, когда имеется возможность и необходимость увеличения выпуска продукции. Возможно также применение сдельной формы оплаты труда в отдельных вспомогательных производствах.

Затраты, связанные с  содержанием и эксплуатацией  оборудования, необходимо учитывать на отдельных счетах аналитического учета по местам их возникновения.

К значительным потерям  производственных ресурсов ведет отсутствие учета брака на предприятиях масложировой промышленности. Потери от брака должны списываться ежемесячно на затраты соответствующего вида производства и включаться в себестоимость жировых изделий, произведенных на основе нестандартной продукции, что позволит уменьшить себестоимость основного вида продукции.

Далее мы проанализируем себестоимость соевого масла.

 

Таблица 4 - Фактическая себестоимость соевого масла (данные за 2012 год).

Показатели

тенге/ тонна

%

Сырье и материалы

61492,59

48,2

ТЭР

9009,555

7,1

Накладные расходы

171,6

0,1

Оплата труда персонала

4565,535

3,6

Отчисления от оплаты труда

840,72

0,7

Итого производственная себестоимость

76080

59,6

Расходы периода

51560,28

40,4

Итого полная себестоимость

127640,3

100

Цена реализуемой продукции

186026,2

 

П р и м е ч  а н и е – Рассчитано по данным АО «Вита»

 

В структуре себестоимости  соевых масел сырье и материалы занимают 48,2%, но доля расходов периода большая (40,4%). На предприятии в производстве соевой продукции надо искать резервы снижения расходов периода.

Исходя из анализа, на наш взгляд, экономической основой  возможности использования стратегических факторов ценообразования является диверсификация производства. Этот процесс, с одной стороны, позволяет более эффективно использовать ресурсы предприятия, что приводит к экономии на издержках, с другой стороны, делает более адекватной реакцию предприятия на конъюнктурные сдвиги за счет выпуска нескольких видов продукции.

Акционерное общество «VITA»  производит три вида майонеза: Провансаль-VITA, Оливковый и Витасой. На предприятии  только один производственный отдел. Затраты  на рабочую силу - 150 тенге в час, включая дополнительные выплаты. Затраты по использованию оборудования - 450 тенге в час. Планируемая прибыль - 30%.

Финансовый результат  производственно-коммерческой деятельности АО «VITA» за 2009-12 гг.  отражен в таблице 5.

Таблица 5 – Динамика основных показателей производственно-коммерческой деятельности  АО «VITA»

Показатели

2009

2010

2011

2012

Выпуск продукции, усл.тонн

197157,09

111693,90

24474,26

28716,5

Выручка от реализации, тыс. тенге

17349824

13403268

3915882

4307470

Себестоимость, тыс. тенге

11386516

10527360

3644744

3717639

Прибыль от продаж, тыс. тенге

5963308

2875908

271138

589831,1

Рентабельность  продукции, %

52,37

27,32

7,44

15,87


 

Далее приведен анализ формирования данных финансовых результатов по годам рассматриваемого периода (2010–2012годы) – таблицы 6-8

 

Таблица 6 - Финансовый результат деятельности АО «VITA» за 2010 год

Показатель

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Выручка от реализации, тыс. тг.

75792,63

81465,55

86123,80

91851,21

335233,19

Объем продаж майонеза, кг

280070,55

323731,55

320731,08

362466,82

1287000,00

Выручка от реализации, тыс. тг. майонеза "Провансаль-VITA"

62947,36

66589,95

73522,89

76559,43

279619,63

Объем продаж майонеза, кг

225982,25

256115,19

262581,76

299060,28

1043739,48

Цена реализации, тг.

278,55

260,00

280,00

256,00

 

Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Оливковый"

11498,44

13760,52

11682,15

14071,33

51012,45

Объем продаж майонеза, кг

47910,18

62547,84

54084,04

58145,98

222688,04

Цена реализации, тг.

240,00

220,00

216,00

242,00

 

Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Витасой"

1346,83

1115,07

918,75

1220,45

4601,11

Объем продаж майонеза, кг

6178,12

5068,52

4065,28

5260,56

20572,48

Цена реализации, тг.

218,00

220,00

226,00

232,00

 

Полные затраты  за период, тыс. тг.

59118,25

65172,44

71482,75

55651,45

251424,89

Прибыль от продаж, тыс. тг.

16674,38

16293,11

14641,05

36199,76

83808,30


 

Таблица 7 - Финансовый результат деятельности АО «VITA» за 2011 год

 

Показатель

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Выручка от реализации, тыс. тг.

47416,41

67196,07

57882,21

71573,55

244068,24

Объем продаж майонеза, кг

185629,56

251789,12

215235,66

248245,67

900900,00

Выручка от реализации, тыс. тг. майонеза "Провансаль-VITA"

37037,83

54271,34

47456,48

61974,09

200739,75

Объем продаж майонеза, кг

148151,30

201004,98

178407,84

213703,78

741267,89

Цена реализации, тг.

250,00

270,00

266,00

290,00

 

Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Оливковый"

9989,35

12474,81

10173,22

9267,02

41904,40

Объем продаж майонеза, кг

35676,24

48729,74

35695,50

33096,49

153197,97

Цена реализации, тг.

280,00

256,00

285,00

280,00

 

Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Витасой"

389,24

449,91

252,51

332,44

1424,10

Объем продаж майонеза, кг

1802,02

2054,40

1132,32

1445,40

6434,14

Цена реализации, тг.

216,00

219,00

223,00

230,00

 

Полные затраты  за период, тыс. тг.

41726,43

45693,32

45148,12

62686,70

195254,59

Прибыль от продаж, тыс. тг.

5689,97

21502,74

12734,09

8886,85

48813,65

Рентабельность  продаж, %

12,00

32,00

22,00

12,42

20,00


 

 

Таблица 8 - Финансовый результат деятельности АО «VITA» за 2012 год

 

Показатель

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Выручка от реализации, тыс.тенге

87621,47

86640,62

85067,09

99766,84

359096,03

Объем продаж майонеза, кг

269077,90

279983,70

261408,83

297640,57

1108111,00

Выручка от реализации, тыс. тг. майонеза "Провансаль-VITA"

58576,42

54063,68

55799,65

72320,60

240760,34

Объем продаж майонеза, кг

183051,30

186426,48

177141,74

219153,33

765772,85

Цена реализации, тг.

320,00

290,00

315,00

330,00

 

Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Оливковый"

28478,41

32044,68

27430,81

24828,35

112782,26

Объем продаж майонеза, кг

83760,04

91556,22

77707,69

68967,64

321991,59

Цена реализации, тг.

340,00

350,00

353,00

360,00

 

Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Витасой"

566,64

532,27

1836,63

2617,89

5553,43

Объем продаж майонеза, кг

2266,56

2001

6559,4

9519,6

20346,56

Цена реализации, тг.

250,00

266,00

280,00

275,00

 

Полные затраты  за период, тыс. тг.

67401,13

72200,51

73971,38

59339,94

272912,98

Прибыль от продаж, тыс. тг.

20220,34

14440,10

11095,71

40426,90

86183,05

Рентабельность  продаж, %

23,08

16,67

13,04

40,52

24,00

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на предприятии (на примере предприятия АО «VITA»г.Алматы)