Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; затраты на тенге товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные элементы и статьи затрат.
Правильный выбор базы
распределения постоянных расходов
по видам продукции и ее обязательное
использование при
Для того, чтобы определить как себестоимость выпускаемой продукции влияет на ценовую стратегию предприятия, мы приводим анализ себестоимости растительного масла «Иртыш».В растительных маслах различных сортов к переменным затратам относятся: основное сырье (масло гидротарированное, масло дезодорированное); вспомогательные материалы (бутылки 0,5 л., этикетки, пленка термоусадочная, крышки). Условно постоянные затраты: накладные производственные расходы (электроэнергия, вода); заработная плата основных и вспомогательных рабочих; социальные отчисления; цеховые расходы (уборка помещения, чистка оборудования); ремонт и содержание оборудования.постоянные расходы: амортизационные отчисления; обслуживание вспомогательных производств.
Таблица 3 - Фактическая себестоимость растительного масла «Иртыш»
№ |
Показатели |
тенге/ тонна |
% |
Сырье и материалы |
150623,8 |
77,1 | |
ТЭР |
806,97 |
0,4 | |
Накладные расходы |
10724,99 |
5,5 | |
Оплата труда персонала |
5138,4 |
2,6 | |
Отчисления от оплаты труда |
943,83 |
0,5 | |
Итого производственная себестоимость |
168237,8 |
86,1 | |
Расходы периода |
27137,49 |
13,9 | |
Итого полная себестоимость |
195375,3 |
100 | |
Цена реализуемой продукции |
239760,8 |
П р и м е ч а н и е – Рассчитано по данным АО «Вита»
В таблице 3 приводим состав
и структуру себестоимости
Несмотря на наличие таких преимуществ повременной формы оплаты труда, как легкость расчетов, простота учета трудовых затрат, ей присущи существенные недостатки, к основным из которых относятся: отсутствие заинтересованности в росте производительности труда, которая повлияет на снижение удельного веса постоянных затрат, нерациональное построение трудового процесса, отсутствие условий для планирования и учета трудовых затрат в зависимости от объемов производства, для определения численности и расстановки рабочих, количества оборудования, отсутствие взаимосвязи между результатами труда и его оплатой. Поэтому считаем, что целесообразно применять сдельную форму оплаты труда, и особенно на технологических стадиях, когда имеется возможность и необходимость увеличения выпуска продукции. Возможно также применение сдельной формы оплаты труда в отдельных вспомогательных производствах.
Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, необходимо учитывать на отдельных счетах аналитического учета по местам их возникновения.
К значительным потерям производственных ресурсов ведет отсутствие учета брака на предприятиях масложировой промышленности. Потери от брака должны списываться ежемесячно на затраты соответствующего вида производства и включаться в себестоимость жировых изделий, произведенных на основе нестандартной продукции, что позволит уменьшить себестоимость основного вида продукции.
Далее мы проанализируем себестоимость соевого масла.
Таблица 4 - Фактическая себестоимость соевого масла (данные за 2012 год).
№ |
Показатели |
тенге/ тонна |
% |
Сырье и материалы |
61492,59 |
48,2 | |
ТЭР |
9009,555 |
7,1 | |
Накладные расходы |
171,6 |
0,1 | |
Оплата труда персонала |
4565,535 |
3,6 | |
Отчисления от оплаты труда |
840,72 |
0,7 | |
Итого производственная себестоимость |
76080 |
59,6 | |
Расходы периода |
51560,28 |
40,4 | |
Итого полная себестоимость |
127640,3 |
100 | |
Цена реализуемой продукции |
186026,2 |
П р и м е ч а н и е – Рассчитано по данным АО «Вита»
В структуре себестоимости соевых масел сырье и материалы занимают 48,2%, но доля расходов периода большая (40,4%). На предприятии в производстве соевой продукции надо искать резервы снижения расходов периода.
Исходя из анализа, на
наш взгляд, экономической основой
возможности использования стра
Акционерное общество «VITA» производит три вида майонеза: Провансаль-VITA, Оливковый и Витасой. На предприятии только один производственный отдел. Затраты на рабочую силу - 150 тенге в час, включая дополнительные выплаты. Затраты по использованию оборудования - 450 тенге в час. Планируемая прибыль - 30%.
Финансовый результат производственно-коммерческой деятельности АО «VITA» за 2009-12 гг. отражен в таблице 5.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Выпуск продукции, усл.тонн |
197157,09 |
111693,90 |
24474,26 |
28716,5 |
Выручка от реализации, тыс. тенге |
17349824 |
13403268 |
3915882 |
4307470 |
Себестоимость, тыс. тенге |
11386516 |
10527360 |
3644744 |
3717639 |
Прибыль от продаж, тыс. тенге |
5963308 |
2875908 |
271138 |
589831,1 |
Рентабельность продукции, % |
52,37 |
27,32 |
7,44 |
15,87 |
Далее приведен анализ формирования данных финансовых результатов по годам рассматриваемого периода (2010–2012годы) – таблицы 6-8
Таблица 6 - Финансовый результат деятельности АО «VITA» за 2010 год
Показатель |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
Выручка от реализации, тыс. тг. |
75792,63 |
81465,55 |
86123,80 |
91851,21 |
335233,19 |
Объем продаж майонеза, кг |
280070,55 |
323731,55 |
320731,08 |
362466,82 |
1287000,00 |
Выручка от реализации, тыс. тг. майонеза "Провансаль-VITA" |
62947,36 |
66589,95 |
73522,89 |
76559,43 |
279619,63 |
Объем продаж майонеза, кг |
225982,25 |
256115,19 |
262581,76 |
299060,28 |
1043739,48 |
Цена реализации, тг. |
278,55 |
260,00 |
280,00 |
256,00 |
|
Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Оливковый" |
11498,44 |
13760,52 |
11682,15 |
14071,33 |
51012,45 |
Объем продаж майонеза, кг |
47910,18 |
62547,84 |
54084,04 |
58145,98 |
222688,04 |
Цена реализации, тг. |
240,00 |
220,00 |
216,00 |
242,00 |
|
Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Витасой" |
1346,83 |
1115,07 |
918,75 |
1220,45 |
4601,11 |
Объем продаж майонеза, кг |
6178,12 |
5068,52 |
4065,28 |
5260,56 |
20572,48 |
Цена реализации, тг. |
218,00 |
220,00 |
226,00 |
232,00 |
|
Полные затраты за период, тыс. тг. |
59118,25 |
65172,44 |
71482,75 |
55651,45 |
251424,89 |
Прибыль от продаж, тыс. тг. |
16674,38 |
16293,11 |
14641,05 |
36199,76 |
83808,30 |
Таблица 7 - Финансовый результат деятельности АО «VITA» за 2011 год
Показатель |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
Выручка от реализации, тыс. тг. |
47416,41 |
67196,07 |
57882,21 |
71573,55 |
244068,24 |
Объем продаж майонеза, кг |
185629,56 |
251789,12 |
215235,66 |
248245,67 |
900900,00 |
Выручка от реализации, тыс. тг. майонеза "Провансаль-VITA" |
37037,83 |
54271,34 |
47456,48 |
61974,09 |
200739,75 |
Объем продаж майонеза, кг |
148151,30 |
201004,98 |
178407,84 |
213703,78 |
741267,89 |
Цена реализации, тг. |
250,00 |
270,00 |
266,00 |
290,00 |
|
Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Оливковый" |
9989,35 |
12474,81 |
10173,22 |
9267,02 |
41904,40 |
Объем продаж майонеза, кг |
35676,24 |
48729,74 |
35695,50 |
33096,49 |
153197,97 |
Цена реализации, тг. |
280,00 |
256,00 |
285,00 |
280,00 |
|
Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Витасой" |
389,24 |
449,91 |
252,51 |
332,44 |
1424,10 |
Объем продаж майонеза, кг |
1802,02 |
2054,40 |
1132,32 |
1445,40 |
6434,14 |
Цена реализации, тг. |
216,00 |
219,00 |
223,00 |
230,00 |
|
Полные затраты за период, тыс. тг. |
41726,43 |
45693,32 |
45148,12 |
62686,70 |
195254,59 |
Прибыль от продаж, тыс. тг. |
5689,97 |
21502,74 |
12734,09 |
8886,85 |
48813,65 |
Рентабельность продаж, % |
12,00 |
32,00 |
22,00 |
12,42 |
20,00 |
Таблица 8 - Финансовый результат деятельности АО «VITA» за 2012 год
Показатель |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
Выручка от реализации, тыс.тенге |
87621,47 |
86640,62 |
85067,09 |
99766,84 |
359096,03 |
Объем продаж майонеза, кг |
269077,90 |
279983,70 |
261408,83 |
297640,57 |
1108111,00 |
Выручка от реализации, тыс. тг. майонеза "Провансаль-VITA" |
58576,42 |
54063,68 |
55799,65 |
72320,60 |
240760,34 |
Объем продаж майонеза, кг |
183051,30 |
186426,48 |
177141,74 |
219153,33 |
765772,85 |
Цена реализации, тг. |
320,00 |
290,00 |
315,00 |
330,00 |
|
Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Оливковый" |
28478,41 |
32044,68 |
27430,81 |
24828,35 |
112782,26 |
Объем продаж майонеза, кг |
83760,04 |
91556,22 |
77707,69 |
68967,64 |
321991,59 |
Цена реализации, тг. |
340,00 |
350,00 |
353,00 |
360,00 |
|
Выручка от продаж, тыс. тг. майонеза "Витасой" |
566,64 |
532,27 |
1836,63 |
2617,89 |
5553,43 |
Объем продаж майонеза, кг |
2266,56 |
2001 |
6559,4 |
9519,6 |
20346,56 |
Цена реализации, тг. |
250,00 |
266,00 |
280,00 |
275,00 |
|
Полные затраты за период, тыс. тг. |
67401,13 |
72200,51 |
73971,38 |
59339,94 |
272912,98 |
Прибыль от продаж, тыс. тг. |
20220,34 |
14440,10 |
11095,71 |
40426,90 |
86183,05 |
Рентабельность продаж, % |
23,08 |
16,67 |
13,04 |
40,52 |
24,00 |