Пути совершенствования управления пассивами в ОАО "Успех"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение сущности и структуры пассивов банка, особенностей управления пассивами в банковской практике и выработка путей совершенствования управления пассивами в ОАО "Успех" на основании теоретических знаний в области банковского менеджмента и практического анализа.
Для выполнения поставленной цели потребуется решить следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:
1) изучить экономическую сущность и состав пассивов банка, их особенности, и раскрыть основные функции пассивов коммерческого банка;

Содержание

Введение 4
1. Экономические основы и механизм управления пассивами коммерческого банка 7
1.1. Экономическая сущность и состав пассивов коммерческого банка 7
1.2. Теоретические основы механизма управления пассивами в коммерческом банке 18
2. Анализ механизма управления пассивами в ОАО "Успех" 37
2.1. Анализ состава, структуры и динамики пассивов в ОАО "Успех" 37
2.2. Анализ качества управления пассивами в ОАО "Успех" 49
3. Пути совершенствования управления пассивами в ОАО "Успех" 64
3.1. Основные направления совершенствования управления пассивами в ОАО "Успех" 64
3.2. Предложения по повышению качества управления пассивами в ОАО "Успех" 76
Заключение 89
Список литературы 93

Вложенные файлы: 1 файл

ООО Успех.docx

— 241.17 Кб (Скачать файл)

3. Пути  совершенствования управления пассивами  в ОАО "Успех"

3.1. Основные  направления совершенствования  управления пассивами в ОАО "Успех"

На основании анализа во второй главе дипломной работы можно сделать вывод о том, что управление операциями по формированию ресурсной базы банка "Успех" и их качеством имеют первостепенное значение в его деятельности. Это связано с тем, что формирование и управление пассивами банка во многом определяет возможности и масштабы его активных операций, а, следовательно, и объем получаемого банком дохода. Кроме того, стабильность пассивов банка "Успех", их величина и структура служат важнейшими факторами надежности, а значит и степени доверия клиентов и инвесторов к банку. И, помимо этого, цена пассивов, которыми располагает банк, в значительной степени оказывает влияние на размер получаемой им прибыли. Таким образом, успешное управление пассивами банка "Успех", как и любого другого банка, состоит в адекватном понимании взаимосвязи межу риском и доходностью, поскольку традиционно, чем выше величина риска, тем больше составляет доход, и, наоборот, чем ниже риск операции, тем более низкий доход банк получает в результате ее проведения.

Управление пассивами является неотъемлемым элементом в деятельности банка и нацелено на достижение и поддержание их достаточности, что предполагает формирование определенной величины собственных средств и обязательств, необходимых для обеспечения адекватной базы роста при расширении объемов проводимых банком операций, при освоении новых видов банковских продуктов и новых рынков.

Собственный капитал составляет основу деятельности банка "Успех". Управление собственным капиталом включает приемы и методы, которые позволяют банку поддерживать достаточный размер капитала и увеличивать его адекватно активам и рискам, обязательствам и иным нормативным требованиям. В их число входят: операции с собственными акциями; управление доходами и политика дивидендов. Это позволяет обеспечить рост капитализируемой прибыли, при этом позиции акционеров остаются стабильными, укрепляясь количественно. Вместе с тем чрезмерное увлечение капитализацией может привести к уменьшению дивидендов, а соответственно и к снижению рыночной стоимости бизнеса банка. А управление обязательствами банка состоит, в первую очередь, в достижении оптимального сбалансированного влияния двух важнейших факторов - целей банка и интересов его клиентов.

Таким образом, ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления пассивами коммерческого банка "Успех".

Анализ действующей системы управления пассивами банка "Успех" позволяет выделить ряд особенностей, обусловленных масштабом и спецификой деятельности банка, которые в основном определяются качеством их роста:

1) значительная доля межбанковского  кредитования в обязательствах  банка, доля которого занимает  почти 30 % в структуре пассивов  банка (см.: Приложение 3). Данная особенность  объясняется развитым сотрудничеством  крупных западных банков с  банком "Успех" в части недорогого  кредитования благодаря активной  деятельности дочерней компании  банка "Успех-лизинг";

2) значительная доля средств  юридических лиц в обязательствах  банка, доля которого занимает 40 % в структуре пассивов банка (см.: Приложение 3);

3) значительная доля собственных  выпущенных долговых ценных бумаг  в обязательствах банка, доля  которого занимает в среднем 15 % в структуре пассивов банка (см.: Приложение 3).

В соответствии с данной спецификой своего бизнеса банку необходимо выработать определенную стратегию, направленную на совершенствование управления его пассивами, и наметить основные направления повышения эффективности управления (см.: Рисунок 4).

Рисунок 4.- Основные направления совершенствования управления пассивами банка

В зависимости от временного горизонта можно выделить краткосрочный и долгосрочный аспекты в управлении пассивами. В краткосрочном аспекте (от трех до двенадцати месяцев) основное внимание уделяется текущим изменениям во внешней и внутренней среде. Другими словами, основная задача управления – сохранение заданных количественных параметров в условиях постоянных колебаний стоимости и обязательств, и активов банка, и изменений затрат банка. А цель управления пассивами в данном случае соответствует максимизации чистого процентного дохода при заданном уровне риска или, наоборот, минимизации риска при заданном уровне чистого процентного дохода. Равновесие между риском и доходом должно быть достигнуто посредством установления нейтральности по отношению к изменениям процентных ставок, рыночным колебаниям, операционным, кредитным рискам.

В долгосрочном аспекте акцент переносится на максимизацию рыночной стоимости капитала. Суть такого управления пассивами заключается в том, чтобы определить рыночную стоимость обязательств, учитываемых как на балансе, так и за балансом на основе будущих денежных потоков, дисконтированных по ставке процента.

Таким образом, управление пассивами банка "Успех" подразумевает управление структурой баланса банка, оперативное изменение структуры баланса в зависимости от параметров окружающей среды, максимизацию прибыли в пределах заданны величин риска, установленных в финансовой стратегии банка.

Разработка конкурентной стратегии управления пассивами банка "Успех" представляет собой общее направление, которое включает в себя большое количество конкретных целей и задач. По сути, стратегия управления пассивами – это модель возможностей, целей, задач, политики, и планов банка по достижению уровня совершенного управления пассивами банка, которые определяют, что банк представляет собой сейчас и чем он хочет быть в будущем. Иными словами, стратегия банка – это план или программа действий банка, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность, его развитие при любых экономических условиях и в долгосрочной перспективе приводящая к намеченной цели. Процесс выбора стратегии, логически следуя за процессом определения целей, сводит воедино представления об имеющихся и предполагаемых возможностях, ее сильных и слабых сторонах, потенциале и так далее.

Успех реализации стратегии банка зависит от анализа факторов внешней среды, как позитивных, так и негативных. Данные факторы никогда не находятся в состоянии покоя и усиливают свое влияние на банковскую сферу деятельности из-за своих динамических изменений, которые должен принять банк при разработке стратегии. Основными составляющими внешних условий деятельности коммерческого банка являются микроокружение (непосредственное окружение) и макроокружение.

Микроокружение представляет собой область прямого и постоянного контакта внутренней среды банка, которая включает в себя потребителей банковских продуктов, партнеров, конкурентов, рынок рабочей силы. Структура взаимоотношений этих субъектов, находящаяся под влиянием географических, демографических и социально-психологических факторов, непосредственно определяет наличие или отсутствие у банка дополнительных возможностей развития и является "полигоном" для осуществления его деятельности.

Макроокружение банка формирует общие условия функционирования банка и его взаимодействия с внешней средой. Ее составляющие представляют собой факторы, определяющие позиционирование банка на рынке, продуктовую направленность, прочие возможности для ведения бизнеса. При анализе этой составляющей рассматриваются следующие уровни общественных отношений: общеэкономический, общеполитический, нормативно-правовой, социальный, технологический.

Стратегия банка в области управления пассивами описывает принципы направления привлечения ресурсов и предполагает: оценку необходимого совокупного объема финансирования; определение объемов собственных финансовых источников; обобщение кредитных альтернатив финансового рынка, а также осуществление заимствований. В зависимости от условий внешней и внутренней среды получат развитие стратегические подходы, представленные на рисунке 5.

Рисунок 5.- Основные стратегии управления пассивами

Стратегия проникновения на рынок основана на том, что банк осваивает уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же банковский продукт или услугу, что и конкурент. Такая стратегия имеет место в условиях роста или не насыщенности целевого рынка такими услугами. Однако в данном случае банку следует быть готовым к усиленной конкуренции на рынке.

Стратегия развития рынка означает, что банк стремится расширить рынок сбыта оказываемых услуг, но не за счет проникновения на уже существующие рынки, а благодаря осуществлению поиска и созданию новых рынков и сегментов.

Стратегия разработки новых услуг осуществляется путем создания принципиально новых, но чаще модификацией уже имеющихся услуг и реализацией их на имеющихся рынках.

Стратегия диверсификации предполагает стремление банков к выходу на новые для них рынки, и для этого банки вводят в свой ассортимент новые виды услуг.

Интеграционная стратегия предполагает создание совместно с другими субъектами рынка новых финансовых услуг либо модернизацию существующих. В рамках данной стратегии может проводиться создание синдикатов банка для осуществления конкретной программы или кредитования крупного проекта.

Планирование величины, состава и структуры пассивов банка "Успех" и проведение в соответствии с ним необходимой политики управления пассивами банка представляет собой второе направление совершенствования управления пассивами банка. В настоящее время эта проблема привлекает пристальное внимание. Практика показала, что банки не должны ослаблять внимание к процессу формирования своих кредитных портфелей, поскольку ссудные операции, наряду с приемом денег во вклады, являются для банка той группой операций, которые проявляют сущность банка. Рациональное использование ресурсов способствует достижению прибыльности и институциональному развитию коммерческого банка.

Планирование банковских ресурсов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе проводится исследование внутренней и внешней среды. На втором этапе планируется объем привлеченных ресурсов, а также объем размещенных средств. Третий этап предполагает оценку плановой величины привлеченных и размещенных ресурсов, то есть расчет показателей доходности. Для того, чтобы начать планировать объем привлеченных средств, необходимо оценить фактические расходы и доходы по привлечению средств. Далее следует рассчитать показатели доходности, рассчитываются процентная маржа и коэффициент доходности.

При изучении методики управления пассивами в ОАО "Успех", выявлено, что в основе стратегии банка лежит план. Таким образом, для реализации первого направления совершенствования управления пассивами банка необходимо провести усовершенствование планирования их величины, состава и структуры. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными, он придает банку определенность и индивидуальность. Цель предполагает тактические решения – способы извлечения прибыли от операций, сроки и условия исполнения, а также спектр предлагаемых банковских продуктов и услуг, приближенный план роста валюты баланса и капитала банка, клиентской базы, структуру и динамику активов и пассивов банка, план по увеличению прибыли.

Следующее направление совершенствования управления пассивами в коммерческом банке "Успех" представляет собой увеличение собственного капитала банка для поддержания финансовой устойчивости и сглаживания негативных последствий различных рисков.

Увеличение собственных ресурсов банка гарантируется:

1) устойчивой работой банка  и возможностью увеличения уставного  капитала путем капитализации  собственных средств (фондов, прибыли);

2) сроком существования  банка и добросовестным выполнением

им финансовых обязательств. Это создает интерес у потенциальных

инвесторов к приобретению акций данного банка и к формированию

дополнительных источников уставного капитала;

3) правильным и достаточным  объемом формирования страховых

резервов как источника собственного капитала.

Расширение деятельности банка "Успех" на рынке ценных бумаг является четвертым направлением совершенствования управления пассивами в коммерческом банке "Успех", так как таким образом банк активно привлекает потенциальных инвесторов и создает базу для аккумуляции денежных средств.

Расширение базы анализа рисков деятельности банка "Успех" с целью сокращения величины потенциальных рисков и увеличения величины получаемой банком прибыли, а также мероприятия банка по их предотвращению необходимо для мониторинга за величины проявления имеющихся рисков банка и осуществления им своевременных мер по их нейтрализации.

Расширение базы анализа рисков деятельности банка "Успех" в первую очередь может быть реализовано через применение методик, отраженных в специализированном соглашении Basel II. Basel II предъявляет требования к минимальному размеру банковского капитала таким образом, что банки обязаны оценивать операционные, рыночные и кредитные риски, а также резервировать капитал на их покрытие. Реализация базовых принципов Basel II требует коренного пересмотра применяемых сегодня подходов в области корпоративного управления (ориентированного на риски), использования информационных и аналитических систем, а также распределения капиталов в банках. Особую сложность для коммерческих банков представляет проблема управления операционными рисками, которые соглашение Basel II (в отличие от Basel I) требует учитывать при резервировании капитала, а также в качестве составляющей части системы всестороннего управления рисками банковской деятельности.

Информация о работе Пути совершенствования управления пассивами в ОАО "Успех"