Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.

Содержание

Введение 5
1. Рынок труда: понятие, основные элементы 7
2. Основные модели регулирования рынка труда в экономически развитых странах 19
3. Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период. 30
Заключение 43
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ пО МАКРОЭКОНОМИКЕ рабочий вариант дополнена Франция.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

Уровень экономически активного населения  за исследуемый промежуток с 2000 по 2008 гг. в обеих странах возрастал (за исключением небольшого спада  в Великобритании в 2003 г.). В среднем, численность экономически активного  населения выше в Соединенном Королевстве, однако это скорее обусловлено большей численностью всего населения этого государства в целом. Немаловажная деталь: данный показатель в Великобритании переходит за отметку 50%, в то время как во Франции он не превышал 45%. Также стоит отметить, что в последние два десятилетия в этих странах наблюдается старение экономически активного население, что требует от государств принятия соответствующих мер.

Во Франции, где уровень безработицы  более высокий, нежели в Соединенном  Королевстве, прослеживается более явная «концентрация» безработицы в определенных возрастных группах (от 20 до 24 лет и от 55 до 64 лет).

К 2007 г. наибольшая доля занятых французов  и британцев приходилась на сферу  услуг. Однако в 2000-2003 гг. весомая доля занятого населения, особенно во Франции (в которой эта часть даже поначалу превышала численность работающих в сфере услуг), трудилась в промышленности. В сельском хозяйстве, в котором заняты меньше всего работников в обоих государствах, в Великобритании работает на 2% меньше, нежели во Франции.

Итак, как сначала  и предполагалось, давние и во многом продуктивные взаимоотношения Соединенного Королевства и Французской Республики оставили свой отпечаток: было отмечено все же больше сходств, нежели различий. Но в то же время проглядываются достаточно яркие специфические черты каждой из выбранных для анализа стран.

Проанализировав рынок труда нашей страны можно сказать, что на сегодняшний день рынок труда в Беларусь является несбалансированным: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой - велико количество безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.

В нашей стране значительный экономический ущерб  наносится государству, главным образом, незарегистрированной безработицей. В этой связи возникает необходимость содействия переходу незарегистрированных безработных в сферу регистрируемой безработицы, поскольку последняя в наибольшей мере подвержена государственному регулированию. Вместе с тем, экономический ущерб от безработицы не только характеризует нереализованный трудовой потенциал, но и свидетельствует о значительных возможностях улучшения использования трудового потенциала и повышения результативности общественного воспроизводства посредством снижения уровня безработицы в стране.

Перспективы стабилизации белорусского рынка труда в свете  мирового финансового кризиса выглядят пока весьма туманно. С одной стороны, безработица в период экономической депрессии - вполне объяснимое и ожидаемое явление. Производители стремятся максимально уменьшить затраты, увольняя одних сотрудников и сокращая зарплаты другим в связи с переизбытком силы на рынке труда. Данные меры позволяют предприятиям в кратчайшие сроки оптимизировать производство и выжить в ситуации кризиса. С другой стороны, в нашем государстве существует официальный запрет на увольнение работников с госпредприятий, коих большинство. Поэтому, ожидать массового всплеска открытой безработицы не приходится. Оборотная сторона данной проблемы состоит в том, что стремительно возрастает скрытая безработица, которая наиболее разрушительна для экономики.

Исследуя структуру  и динамику рынка труда в Беларуси, можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя, регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы.

Практика регулирования  занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).

Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).

Методологическая  непроработанность вопроса о  сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости.

Административный  запрет на массовые высвобождения обусловил  снижение доли безработных по причине  высвобождения, ликвидации предприятий  и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию.

Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Ванкевич, Е.В. Исследование занятости и безработицы в республике Беларусь / Е В. Ванкевич // Вестік БДЭУ. - 2008. - № 11. – С. 38 – 42.

2.  Вилькель, О. Мир и труд: есть вопросы/ О. Вилькель // Отдел кадров. – 2009. - № 2. – С. 106 – 113.

3.  Заславский, И.Е. Труд, занятость, безработица/ И.Е. Заславский – М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы. – 1992. – 312 с.

4.  Зиберт, У.С. Регулирование рынка труда: некоторые результаты сравнительного анализа/ У.С. Зиберт//Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – С. 12-19.

5.  Котшер, З.А. Структура занятости населения в республике Беларусь: проблемы совершенствования/ З.А. Котшер // Отдел кадров. – 2009. - № 3. – С. 24 – 29.

6.  Кузьмин, С.А. Рыночная экономика и труд/ С.А. Кузьмин – М: Наука, 2002. – 245 с.

7.  Мониторинг рынка труда Республики Беларусь за 2009 год/ Главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Мн.: Финансы и статистика – 2010. – 64 с.

8.  Пилуй, М., Злотников Л. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости / Белорусский банковский бюллетень. – 2009. – № 3. – С. 32 – 46

9.  Пристанев, А.А. Рынок труда: занятость и безработица/ А.А. Пристанев. – Киев: Місто, 1999. - 187 с.

10.  Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.И. Рофе – М.: Издательство «МИК», 1998. – 360 с.

11.  Романчук, Я. Новые тенденции на рынке труда в странах ОЭСР/ Я. Романчук // Экономика и управление в зарубежных странах. – 2008. - № 1. – С. 24-29.

12.  Кобяк, О.Г. Рынок труда Беларуси и механизмы его регулирования/ О.Г. Кобяк // Финансы. Учёт. Аудит. – 2009. - № 11. – С. 11 – 15.

13.  О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 01.07.2006 по состоянию на 4.10.2010 // Национальный реестр правовых актов Республик Беларусь – 2009. - № 12. – С. 12 – 14.

14.  Праневич, А. Рынок труда в условиях кризиса/ А. Праневич // Директор. – 2010. - № 2. – С. 44 – 52.

15.  Соколова, Н.Г. Белорусский рынок труда: тенденции развития и механизмы регулирования/ Н.Г. Соколова// Социология. – 2010. - № 3. – С. 6 – 17.

16.  Спиридонов, Ю. Факторы занятости в экономике РБ // Белорусский банковский бюллетень. – 2010. - № 39. – с. 34 – 38.

17.  Селищев, Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 560 с.

18.  Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. – Мн.: Минстат РБ, 2010. – 609 с.

19.  Стоцкий, А. Регулирование рынка труда в развитых странах/ А. Стоцкий// Экономика и управление в зарубежных странах. – 2007. - № 5. – С. 27-32.

20.  Ушакова, В.А. Будут ли увольнять с работы в Беларуси?/В.А. Ушакова// Завтра твоей страны. – 2009. - № 3. – С. 2.

21.  Филимонов, А.К. Последствия борьбы с безработицей по-белорусски/ А.К. Филимонов // Завтра твоей страны. – 2009. - № 4. – С. 11 – 16.

22.  Чубрик, А. О безработице в Беларуси / А.О. Чубрик // Завтра твоей страны. – 2009. - № 2. – С. 4.

23.  Якушев, А. Политика занятости в системе социальной политики государства /А. Якушев // Белорусская думка. – 2009. - № 11. – С. 14 – 18.

24.  http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/realizacija - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – на дата доступа: 11.02.2012.

25. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php - официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь – на дату доступа 11.02.2012

26. http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/new_url_801035031 - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – дата доступа: 11.02.2012.

27. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011/13.pdf - официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь – на дату доступа 11.02.2012

28. Зенькова, Л.П. Макроэкономика Учебное пособие. – Мн.:«ИВЦ Минфина, 2007.– 45-51 с.

29. Интернет ресурс - http://migracia.info/trud/273-sravnenie-rynkov-truda-velikobritanii-i-frantsii.html?showall=1

 


Информация о работе Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период