Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:11, аттестационная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка обоснованных предложений по развитию системы управления закупками для государственных нужд в России в условиях ее реформирования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы управления государственными и муниципальными закупками;
• выполнить анализ системы управления государственными закупками на современном этапе;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления государственными закупками. 6
1.1. История развития государственных закупок в России. 6
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая систему государственных закупок. 9
1.3. Опыт организации государственных закупок в США 12
Глава 2. 18
2.1. Анализ развития системы управления государственными закупками 18
2.2.Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные закупки 26
2.3. Анализ функционирования общероссийского официального сайта закупок 31
Глава 3. Предложения по модернизации системы управления государственными закупками 36
3.1. Электронные аукционы как основной путь развития системы закупок 36
3.2 Мероприятия по противодействию коррупции в системе государственных закупок 41
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Чебоксарский филиал РАНХиГС

 

 

Факультет дополнительного образования

Направление: «Государственное и муниципальное управление»

Выпускающая кафедра: «Инновационные технологии в управлении»

 

 

 

 

Аттестационная работа

на тему:

«Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе»

 

 

Автор работы:

Слушатель  группы 11-ГП-33

профессиональной переподготовки

Иванов  Сергей Николаевич

Подпись_____________________

 

Руководитель работы:

Канд.пед.наук, доцент Ильина Л.Н.

Подпись _____________________

 

Заведующий выпускающей  кафедрой:

Канд. фил. наук, доцент

Алимова О.В.

Подпись _____________________

 

 

 

ЧЕБОКСАРЫ 2012 г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В условиях глобального экономического кризиса возрастает роль государственного регулирования процесса расходования бюджетных средств, осуществляемого через систему управления размещением заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, и направленного на сокращение и оптимизацию расходов бюджетов всех уровней. С 1999 г. для государственных закупок характерно динамичное увеличение их объемов. Так, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. совокупный объем государственных и муниципальных закупок увеличился на 21% и превысил 4,7 трлн. руб., что составляет 11,3% от стоимостного объема ВВП России [31]. Государственные закупки, составляющие основную часть расходов государственных ведомств, организаций и учреждений для осуществления государственных функций, выступают в качестве одного из важных факторов формирования среды ожидания для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочном периоде.

Увеличение объемов государственных заказов служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей и регулирования структуры отраслевой и региональной экономики. Кроме того, при сбалансированном регулировании объемов закупаемой продукции посредством государственных заказов может быть оказано позитивное влияние на динамику цен по определенным ее видам. Значительные расходы бюджетов всех уровней на государственные и муниципальные закупки актуализируют необходимость развития системы управления государственными закупками, анализ их роли и места в системе государственного регулирования экономики.

Совершенствование системы управления государственными закупками с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов, приобретает особую остроту в контексте политики развития высокотехнологичных отраслей национальной промышленности.

Председатель Правительства Владимир Путин поставил перед Минэкономразвития задачу разработать эффективную систему регулирования и контроля всех стадий госзакупок. Выступая на коллегии МЭР 23 апреля 2012 года, глава правительства заявил, что эта система должна включать в себя обоснование госзакупок, «установление начальной цены и существенных условий контракта - до проведения тендера», а также «мониторинг исполнения и аудит контрактов уже после завершения торгов» [31].

«Все сведения о госзаказе нужно сделать максимально открытыми, причем эта информация может быть использована для обжалования действий структуры, размещающей госзаказ», - считает Путин [31] .

Исходя из актуальности целью исследования является разработка обоснованных предложений по развитию системы управления закупками для государственных нужд в России в условиях ее реформирования.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• рассмотреть теоретические основы управления государственными и муниципальными закупками;

• выполнить анализ системы управления государственными закупками на современном этапе;

• разработать предложения по модернизации системы управления государственными и муниципальными закупками;

 • определить мероприятия по противодействию коррупции в системе государственных закупок.

Структура и объем соответствуют цели и задачам работы и включают: введение, три главы,  заключение, список источников и литературы, использованных в процессе исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы управления государственными закупками.

    1. История развития государственных закупок в России.

Существующий ныне порядок государственных закупок России - результат сложных преобразований и изменений, отразивших все коллизии истории Государства Российского.

Федеральный закон № 94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», призванный максимально регламентировать процедуры закупок, повысить прозрачность торгов и победить коррупцию, был принят 21 июля 2005 года. Сами по себе государственные закупки имеют давнюю историю в России. Интересен тот факт, какие нормативно-правовые документы в отношении государственных закупок действовали в нашей стране до закона 94-Ф3, и что явилось его прообразом. Не вдаваясь в подробный анализ этих документов, расставим лишь основные вехи.

Началом истории государственных закупок в России можно считать указ о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей 1654 года царя Алексея Михайловича. В 1682 году царём был провозглашён Пётр Алексеевич (будущий Пётр I Великий). Развёрнутые им масштабные реформы российского государства коснулись и системы государственных закупок. Появляются первые прообразы публичных торгов, акты, регламентирующие их. В 1715 году учреждена «Канцелярия подрядных дел» для управления делами по казенным подрядам и сбора недоимок по губерниям. Подчинялась она Камер-коллегии Сената. В военных ведомствах вопросами поставок занимались специальные должностные лица. Расширяются границы, Россия получает статус империи, выходит к морю, строится новая столица, флот, для строительства флота нужны верфи. Петр I сам составляет план Адмиралтейства, предназначенного для строительства кораблей. В 1721 году принимается «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи». Адмиралтейство должно было строиться «государственными работниками или подрядом». Этот документ стал фактически прообразом современных законов, регламентирующих проведение конкурсов. Последнее издание Регламента датировано 1731 годом [23].

Во времена правления Анны Иоановны принимается новый Регламент Камер-коллегии. Следующим документом, регулирующим поставки продовольствия, стал Регул провиантского правления, утверждённый при Елизавете Петровне в 1758 году. В 1775-76 годах императрица Екатерина II проводит реформирование государственного управления, составляется «Учреждение о губерниях», основной нормативный акт местного управления. Здесь имеется статья 118 «О контрактах, поставках и откупах». При Александре I существующее законодательство полностью пересматривается, в том числе и документы, регламентирующие публичные торги по казённым поставкам и подрядам. В первую четверть XIX века издаётся 107 актов по производству и обеспечению торгов. В 1802 году был издан «Устав о провианте для продовольствия войск», вводивший новые правила по заключению подрядов, в частности – «справочные цены», ныне известные как начальные или максимальные. Технический прогресс, рост городского и дорожного строительства, дальнейшее усложнение социальных и правовых отношений в обществе требуют усовершенствования российского законодательства, и в 1830 году принимается «Лист для торга», содержащий основные правила проведения торгов, такие как место проведения торгов, наименование предмета торгов и другие. Этот документ просуществовал до 1900 года, когда появилось «Положение о подрядах и поставках».

После 1917 года, в период гражданской войны и становления Советской власти до 1921 года не было никакой необходимости в публичных торгах на государственные поставки и подряды. Разруха и голод заставили новое руководство государства вернуться к капиталистическим отношениям в некоторых областях экономики, была провозглашена Новая экономическая политика (НЭП). Восстанавливается конкурсная практика. Учреждается контролирующий торги орган — РабКрИн (Рабоче-крестьянская инспекция), где разрабатывается «Положение о поставках и подрядах» от 30.11.1921 и Инструкция к нему, а в 1923 году контроль за торгами передаётся в Совет Труда и Обороны и выходят новое Положение и Инструкции к нему. Но постепенно НЭП свёртывается, начинается вытеснение частного капитала, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой, после 1930 года торги уже не проводятся, хотя их никто официально не отменял.

Вновь конкурсные торги начинают проводиться лишь через 70 лет. В 1997 году был принят Указ Президента от 08.04.1997№ 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Такова краткая хронология развития нормативно-правовых актов и законов, регламентирующих организацию и проведение государственных закупок в РФ. Подробное описание этих документов с глубоким анализом и проведёнными параллелями можно найти во многих справочниках и исследованиях.

Таким образом, анализ исторического развития системы конкурсных закупок для государственных нужд в России показал, что к началу XX века Россия имела довольно развитую институциональную и законодательную базы функционирования системы государственных закупок. Однако в связи с изменившимся политическим строем, а вследствие этого и экономической политикой, в нашем государстве к началу 90-х годов XX века был забыт весь накопленный в этой сфере опыт и знания.

Вместе с тем, анализ законодательной и нормативной методической базы новой эры конкурсных торгов в России, начавшейся еще в 90 - х гг., выявил ее очевидное несовершенство, что наряду с существующими серьезными проблемами в практике организации и проведения конкурсных торгов, препятствует эффективному функционированию системы конкурсных закупок.

Однако все эти отрицательные стороны не перевешивают положительного эффекта, которого удалось достичь, используя конкурсные механизмы при осуществлении государственных закупок. В связи с тем, что Россия, пока что, приобрела небольшой, как отрицательный, так и положительный опыт, в сфере закупок, и учитывая новизну данного механизма в российской практике, следует больше внимания уделять богатейшему мировому опыту, накопленному в XX веке. Именно его изучение и позволит избежать многих ошибок при создании законодательной и нормативно - методической базы конкурсных торгов в России. Многие практические проблемы в сфере госзакупок так же можно решать, применяя опыт развитых стран.

 

    1. Нормативно-правовая база, регулирующая систему государственных закупок.

Система государственных закупок  регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами и нормативными правовыми актами.

К настоящему моменту на региональном уровне распространяется действие следующих федеральных нормативных актов, регламентирующих процессы бюджетных закупок:

I часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит в себе ряд статей (статьи 447-449), регламентирующих порядок проведения конкурса. Однако содержание статьи 447 (пункты 2, 4, 6) фактически ограничивает сферу проводимых торгов конкурсами на реализацию активов, а также конкурсами, проводимыми в порядке исполнения решений суда;

II часть Гражданского  кодекса Российской Федерации  содержит 
ряд статей, непосредственно регламентирующих проведение конкурсов на 
закупку продукции для государственных нужд (статьи 527, 528, 766), но 
они вводят в действие лишь отдельные законодательные нормы, в целом 
не регламентирующие систему размещения государственного заказа;

Многие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют непосредственное отношение к государственным закупкам. К примеру, статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к бюджетным ассигнованиям, в числе прочих, относятся ассигнования на оплату государственных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд. А в п. 1 ст. 72 предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Однако следует отметить, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации не содержится определение государственных нужд, статья 71, в которой содержалось это понятие, утратила силу с 1 января 2008 года, а нового определения предложено не было.

Закон № 94-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2006 г., является главным законодательным актом в комплексе правового регулирования закупок. Данный федеральный закон отличается от предыдущих актов тем, что регулирует все виды размещения заказа – конкурсные и внеконкурсные. Действовавший до вступления в силу нового закона Федеральный закон № 97-ФЗ, регулировавший сферу закупок, на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, регламентировал только конкурсные процедуры размещения заказа, что не способствовало в полной мере эффективному расходованию средств соответствующих бюджетов.

Согласно законодательству Российской Федерации действуют единые правила организации и осуществления бюджетных закупок на федеральном, региональном и местном уровнях.

В целом, российское законодательство о закупках имеет целью повышение эффективности расходования бюджетных средств, предотвращение коррупции, обеспечение равного доступа всех потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к государственным заказам, а также укрепление национальной безопасности. Однако следует отметить, что для эффективного достижения поставленных целей законодательство о государственных закупках должно быть направлено на устранение пробелов и существующих противоречий в нор-мативных правовых актах, что, учитывая комплексный характер правового регулирования рассматриваемых отношений, является непростой задачей.

Информация о работе Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе