Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа
Базу рыночной экономики формирует понятие конкуренции, в качестве основной движущей силы развития и изменений взаимоотношений субъектов, действующих в этой среде. Самым успешным участником данного состязания будет тот, кто обладает умением и навыком устоять в конкурентной борьбе на внешнем и отечественном рынках.
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Сущность управления конкурентоспособности организации 8
1.2. Методы оценки конкурентоспособности организации 13
1.3 Методы повышения конкурентоспособности организации 16
Глава 2. Анализ оценки конкурентоспособности ООО «Камская Долина-плюс» 26
2.1. Общий анализ деятельности ООО «Камская Долина-плюс» 26
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 28
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности 35
Глава 3. Совершенствование управления конкурентоспособностью ООО «Камская Долина-плюс» 48
3.1. Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Камская Долина-плюс» 48
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий 53
Заключение 62
Список используемых источников 65
Приложения
Анализ динамики актива бухгалтерского баланса позволяет сделать вывод, что стоимость имущества увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 403320 тыс. рублей или в 2,24 раза и по сравнению с 2011 годом на 302370 тыс. рублей, или на 72 %.
По состоянию на 01.01.2013 года стоимость имущества ООО «Камская Долина-плюс» составила 726330 тыс. рублей против 323010 тыс. рублей в 2009 году. Преимущественно увеличение стоимости имущества предприятия произошло за счет роста оборотных активов. В частности запасы в 2012 году увеличились по сравнению с 2010 годом на 280470 тыс. рублей или в 3,37 раза %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом запасы увеличились на 247170 тыс. рублей или в 2,63 раза. Преимущественно увеличение произошло за счет роста товаров для перепродажи на складе. Это свидетельствует о расширении ассортимента ООО «Камская Долина-плюс». Также следует отметить рост дебиторской задолженности. В 2011 году дебиторская задолженность предприятия ООО «Камская Долина-плюс» составила 201825 тыс. рублей, что больше чем в 2010 году на 67260 тыс. рублей или на 26 %. В 2012 году дебиторская задолженность увеличилась 32490 тыс. рублей по сравнению с 2011 годом и на отчетную дату составила 201825 тыс. рублей. В качестве положительного момента следует отметить, что на предприятии ежегодно проводится обновление материально-технической базы. Ежегодно приобретаются новые холодильные витрины, стеллажи и прочее торговое оборудование, что повышает наглядность выкладки товаров и увеличивает товарооборот в целом.
Проведем анализ динамики и структуры пассива предприятия (таблица 2).
Таблица 2
Динамика и структура источников финансирования
Группы активов |
На 31.12.2010 г. |
На 31.12.2011 г. |
На 31.12.2012 г. |
Изменения 2011 к 2010 году |
Изменения 2012 к 2011 году | |||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
абсолютные изменения, тыс. руб. |
темп роста, % |
абсолютные изменения, тыс. руб. |
темп роста, % | |
Всего источников |
323010 |
100,00 |
423960 |
100,00 |
726330 |
100,00 |
403320 |
224,86 |
302370 |
171,32 |
Собственные источники |
15420 |
4,77 |
20415 |
4,82 |
35940 |
4,95 |
20520 |
233,07 |
15525 |
176,05 |
Заемные источники, в т.ч. |
307590 |
95,23 |
403545 |
95,18 |
690390 |
95,05 |
382800 |
224,45 |
286845 |
171,08 |
долгосрочные заемные источники |
270 |
0,08 |
795 |
0,19 |
4470 |
0,62 |
4200 |
1655,56 |
3675 |
562,26 |
краткосрочные заемные источники |
40170 |
12,44 |
57105 |
13,47 |
78285 |
10,78 |
38115 |
194,88 |
21180 |
137,09 |
кредиторская задолженность |
267150 |
82,71 |
345645 |
81,53 |
607635 |
83,66 |
340485 |
227,45 |
261990 |
175,80 |
Оценка динамики и структуры источников финансирования позволяет сделать следующие выводы. В качестве положительной динамике следует отметить увеличение собственных источников предприятия. Так в 2012 году собственные источники предприятия увеличились на 20520 тыс. рублей или в 2,33 раза. По сравнению с 2011 годом собственные источники увеличились на 15525 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2013 года составили 35940 тыс. рублей. Преимущественно увеличение произошло за счет роста нераспределенной прибыли предприятия. Долгосрочные заемные источники предприятия представлены прочими долгосрочными обязательствами. Их величина в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 3675 тыс. рублей и составила 298 тыс. рублей.
Краткосрочные обязательства предприятия ООО «Камская Долина-плюс» представлены краткосрочными кредитами и займами и кредиторской задолженностью. Сумма краткосрочных кредитов и займов на предприятии ежегодно увеличивается, что связано с недостатком денежных средств на приобретение товаров и на развитие предприятия в целом. В 2012 году сумма краткосрочных кредитов и займов увеличилась на 21180 тыс. рублей и на начало 2013 года составила 78285 тыс. рублей. Кроме того, для предприятия характерны высокие темпы роста кредиторской задолженности. Такая динамика обоснована высокими темпами роста дебиторской задолженности и недостатком денежных средств на предприятии. Во избежание дальнейшего роста обязательств перед поставщиками ООО «Камская Долина-плюс» следует пересмотреть систему управления дебиторской задолженностью, а также усовершенствовать работу с поставщиками за счет поиска наиболее выгодных условий поставок.
Основной проблемой, выявленной в ходе финансового анализа деятельности ООО «Камская Долина-плюс» по балансу является высокая доля запасов, дебиторской задолженности в структуре имущества предприятия, недостаток денежных средств и, как результат, высокие темпы роста кредиторской задолженности.
В условиях рыночной экономики важное значение играет оценка финансовых показателей, в том числе показателей товарооборота, стоимости покупных товаров, прибыли. Рассмотрим динамику финансовых результатов по таблице 3.
Таблица 3
Динамика финансовых результатов ООО «Камская Долина-плюс»
Показатель |
2010 г. |
2011г. |
2012 г. |
Изменение 2012 г. к2010 г. |
Изменение 2012 г. к 2011 г. | ||
абсолютное изменение, тыс. руб. |
темп роста, % |
абсолютное изменение, тыс. руб. |
темп роста, % | ||||
Товарооборот тыс. руб. |
294270 |
440340 |
713670 |
419400 |
242,52 |
273330 |
162,07 |
Стоимость покупных товаров, тыс. руб. |
170670 |
308610 |
536760 |
366090 |
314,50 |
228150 |
173,93 |
Валовый доход, тыс. руб. |
123600 |
131730 |
176910 |
53310 |
143,13 |
45180 |
134,30 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
44010 |
77610 |
93330 |
49320 |
212,07 |
15720 |
120,26 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
59670 |
35640 |
51150 |
-8520 |
85,72 |
15510 |
143,52 |
Анализ финансовых результатов работы свидетельствует о положительной динамике. Товарооборот увеличился в 2012 году по сравнению с 2010годом на 419400 тыс. рублей и по сравнению с 2011 годом на 273330 тыс. рублей или на 63 %.
Из динамики следует, товарооборот увеличился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 63 %, в то время как стоимость покупных товаров увеличилась на 74 % Это свидетельствует о том, что преимущественно товарооборот возрастает за счет инфляционных и прочих внешних факторов. Предприятию целесообразно пересмотреть политику работы с поставщиками.
Следует отметить уменьшение чистой прибыли в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 8520 тыс. рублей. В 2012 году ситуация ООО «Камская Долина-плюс» удалось исправить, однако чистая прибыль не достигла уровня 2011 года и по состоянию на 01.01.2013 года составила 15510 тыс. рублей.
Проанализируем товарооборот в разрезе основных ассортиментных групп. В ассортименте ООО «Камская Долина-плюс» представлены продовольственные товары и товары собственного производства и непродовольственные товары (таблица 4).
Таблица 4
Анализ динамики и структуры ассортимента в разрезе товаров
Группа товаров |
2010г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение 2012 г. | ||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
К 2009 г., тыс. руб. |
К 2010 г., тыс. руб. | |
Товарооборот всего |
294270 |
100,00 |
440340 |
100 |
713670 |
100 |
419400 |
273330 |
Алкогольная продукция |
253013 |
85,98 |
391462 |
88,90 |
637590 |
89,34 |
384576,6 |
246127,5 |
Другие товары |
41257 |
14,02 |
48878,1 |
11,10 |
76080 |
10,66 |
34823,4 |
27201,9 |
Анализ товарооборота отражает что на долю первых приходится в 2010 году 86 % всего товарооборота. При этом на протяжении анализируемого периода сохраняется тенденция к увеличению доли алкоголя. Так доля алкогольной продукции в 2012 году составила порядка 90 %.
Таблица 5
Анализ товарооборота по кварталам
Показатель |
На 31.12.2010 г. |
На 31.12.2011 г. |
На 31.12.2012 г. |
Изменение 2012 г. к | ||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
2010 г. |
от 2011 г. | |
Товарооборот всего |
294270 |
100,00 |
440340 |
100,00 |
713670 |
100,00 |
419400 |
273330 |
1 квартал |
62091 |
21,1 |
89389 |
20,3 |
166999 |
23,4 |
104908 |
77610 |
2 квартал |
67094 |
22,8 |
18146 |
20,3 |
138452 |
19,4 |
71358 |
120306 |
3 квартал |
76216 |
25,9 |
5099 |
28,1 |
170567 |
23,9 |
94351 |
165468 |
4 квартал |
88870 |
30,2 |
1596 |
31,3 |
237652 |
33,3 |
148783 |
236056 |
Анализ товарооборота поквартально отображается, что наибольший объем реализации приходится на третий и четвертый квартал, что связано с наличием праздничных и предпраздничных дней в этот период. Так в 4 квартале удельный вес товарооборота составляет в 2012 году 33,3 %,что связано например с предновогодними праздниками.
Прежде чем оценить уровень конкурентоспособности, оценим внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
Внешняя среда компании может быть дальнего и непосредственного окружения.
Внешняя средства дальнего окружения воздействует на деятельность предприятия посредством влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов.
Влияние данных факторов оценивается посредством проведения РЕST – анализа.
Эксперты1 выделили следующие политические факторы, которые оказывают влияние на рынок алкоголя:
- политическая стабильность в России (влияние которой проявляется в стабилизации национальной валюты, росте доходов потребителей);
- стабильность отношений со странами поставщиками товаров, в том числе в части таможенного регулирования;
- инвестиционная политика государства (выделение средств на проекты, связанные с разработкой новых технологий в области производства и реализации алкоголя).
Экономические факторы, оказывающие влияние на рынок алкоголя:
- экономический рост страны, который способствует развитию коммерческой деятельности в области торговли продажи алкоголя, ежегодный прирост 12-15%;
- налоговая политика, которая может повлечь за собой как активизацию (снижение налога на прибыль в Пермском крае до 15,5%), так и стагнацию деловой активности (повышение социальных взносов (с ЕСН));
- инфляция, которая оказывает влияние на изменение цен на товары, рассматриваемой компании, в 2012 г инфляция составила 6,6%.
Эксперты выделили следующие социальные факторы:
- повышение уровня социальной защищенности населения (нет резких скачков инфляции, кризис прошёл);
- повышение уровня благосостояния населения, по сравнению с 2011 г, в 2012 г средняя заработная плата выросла на 16,2%;
- стремление покупать качественные товары.
Технологические факторы, оказывающие влияние на деятельность компании следующие:
- увеличение инноваций в технологиях организации торговли;
- ускорение развития РR технологий;
- рост использования Интернет - технологий в торговле
Процедура РЕST-анализа предполагает оценку вероятных событий, поэтому на основании выделенных политических, экономических, социальных и технологических факторов сначала были сформированы возможные события. Далее эксперты оценили по 10 бальной шкале возможность и вероятность наступления этих событий. Соответствующие результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6
РЕST анализ деятельности ООО «Камская Долина-плюс»
Факторы влияния |
Положительное |
Отрицательное |
Итого | ||
Описание |
Вероят-ность |
Описание |
Вероят-ность | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Политические |
Сохранение политической стабильности в обществе |
7 |
Резкое обострение политической нестабильности |
-3 |
4 |
Стабильность отношений со странами-поставщиками товаров |
6 |
Ухудшение отношений со странами-поставщиками товаров |
-4 |
2 | |
Увеличение числа инвестиционных проектов в области торговли |
6 |
Уменьшение числа инвестиционных проектов в области торговли |
-4 |
2 | |
Итого |
19 |
-11 |
8 | ||
2. Экономические |
Продолжение экономического роста, сопровождаемое укреплением роста курса рубля |
4 |
Замедление экономического роста, сопровождаемое снижением курса рубля |
-6 |
-2 |
Стабильность налоговой политики |
6 |
Нестабильность налоговой политики |
-4 |
2 | |
Снижение инфляции |
4 |
Рост инфляции |
-6 |
-2 | |
Итого |
14 |
-16 |
-2 | ||
3. Социальные |
Повышения уровня социальной защищенности населения |
5 |
Снижение уровня социальной защищенности населения |
-5 |
0 |
Повышение уровня благосостояния населения |
5 |
Снижение уровня благосостояния населения |
-5 |
0 | |
Повышение стремления покупать качественные товары |
7 |
Снижение стремления покупать качественные товары |
-3 |
4 | |
Итого |
17 |
-13 |
4 | ||
4. Технологические |
Увеличение инноваций в технологиях организации торговли |
6 |
Снижение инноваций в технологиях организации торговли |
-4 |
2 |
Ускорение развития РR технологий |
8 |
Замедление развития РR технологий |
-4 |
4 | |
Рост использования Интернет - технологий в торговле |
4 |
Снижение использования Интернет -технологий в торговле |
-6 |
-2 | |
Итого |
18 |
-14 |
4 | ||
Общий итог |
68 |
-54 |
14 |