Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ розничного товарооборота и как такового розничного товарооборота настоящего предприятия, а конкретно компании ЗАО «Детский мир».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы розничного товарооборота торгового предприятия.
2. Рассмотреть структуру товарооборота и дать ему характеристику.
Введение 6
1. Теоретические основы розничного товарооборота торгового
предприятия
1.1. Структура товарооборота и его характеристика 9
1.2. Система показателей розничного товарооборота 18
1.3. Основные направления анализа структуры товарооборота
торгового предприятия 22
2. Оценка организационно-экономической деятельности
ЗАО «Детский мир»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Детский мир» 32
2.2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 60
3. Расчет экономической эффективности мероприятий по
увеличению розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
3.1. Разработка мероприятий и рекомендаций по
совершенствованию розничного товарооборота ЗАО «Детский мир» 67
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 68
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Приложения 102
3. Показатель эффективности
Этд = РТО / ФЗП, (25)
= 145 796,0 / 7 503 = 19,4;
= 156 562,0 / 7 820 = 20,02;
= 248 592,0 / 7 929 = 31,3.
4. Интегральный показатель
, (26)
5,17;
5,07;
8,02.
На рисунке 17 дана диаграмма показателей экономической эффективности хозяйственной деятельности универмага ЗАО «Детский мир».
Рисунок 17 – Динамика показателей экономической эффективности
хозяйственной деятельности универмага
Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности:
, (27)
ТИэхд = (8,02 / 5,17) ∙ 100% = 155,1 %.
Темп изменения интегрального показателя экономической эффективности хозяйственной деятельности равен 155,1 %.
Что касается инвестиционной деятельности предприятия то несколько лет назад, а точнее в 2006 – 2007 годах в здании универмага «Детский мир» был выполнен комплекс строительно-монтажных и ремонтных работ. В ходе данных работ производилась модернизации оборудования, в том числе внутренняя отделка площадей, а также был заменен фасад здания.
Все это направлено на развитие материальной базы ЗАО «Детский мир», привлечение покупателей и увеличение конкурентоспособности торгового предприятия, но в то же время это требует значительных финансовых затрат, в том числе привлечения банковских кредитов.
2.2. Анализ розничного товарооборот
Под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.
Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития.
В системе показателей развития предприятия товарооборот играет важную роль. Являясь основным показателем объема деятельности ЗАО «Детский мир», он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.
Товарооборот ЗАО «Детский мир» осуществляется в розничном виде и в малой степени оптовом. Продажа товаров на предприятии характеризуется тремя основными показателями, которые используются в процессе анализа и планирования:
Он характеризует объем продажи товаров в разрезе отдельных видов товарооборота. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота; общий объем оптового товарооборота; общий объем торгово-посреднического товарооборота. Сумма общего объема всех видов продаж характеризует валовой объем товарооборота предприятия.
Он характеризует структуру общего объема товарооборота отдельных видов в разрезе различных его форм (объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи; объем продажи товаров с немедленной их оплатой и объем продажи товаров в кредит и т.д.).
Таблица 12 – Товарооборот ЗАО «Детский мир»
за период 2007 – 2009 гг.
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Относительное отклонение (гр.4 – гр.2) |
Товарооборот (плановый) |
105 233,0 |
149 943,0 |
241 239,0 |
+ 136 006 |
Товарооборот (фактический) |
145 796,0 |
156 562,0 |
248 592,0 |
+ 102 796 |
Товарооборот на 1 квартал 2010 года (плановый) |
80 413 |
- | ||
Товарооборот на 1 квартал 2010 года (фактический) |
82 864 |
- |
Анализируя данную таблицу 12, следует то, что товарооборот предприятия ЗАО «Детский мир» увеличился на 102 796 тыс. руб., т.е. соответственно на 17,05 %, хотя в первых месяцах отчетного 2009 года наблюдался очень медленный подъем данного показателя, его динамику можно рассмотреть в таблице, которая представлена ниже.
Также товарооборот за 1 квартал 2010 года фактически составляет 82 864 руб., в то время как 2009 году за 1 квартал он составил 75 236,6. Таким образом, сравнивая и сопоставляя данные 1 кварталов 2009 и 2010 гг. получаем следующий результат, что товарооборот увеличился на 7 627,4 тыс. руб., т.е. на 1,1 %.
Таблица 13 – Динамика товарооборота по комплексам
универмага «Детский мир» в 2009 году, тыс. руб.
Комплекс |
Месяц |
Итого | |||||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь | ||
Мир детской моды |
8 565 |
9 460 |
9 784 |
8 346 |
8 677 |
9 353 |
8 563 |
11 784 |
8 356 |
8 264 |
7 352 |
7 478 |
105 982,0 |
Мир игрушек |
5 868 |
6 454 |
6 642 |
4 655 |
7 456 |
7 398 |
6 795 |
8 542 |
7 468 |
6 245 |
6 731 |
8 485 |
82 739,0 |
Подарки |
1 062 |
2 045 |
2 466 |
1 654 |
1 745 |
1 709 |
1 853 |
2 005 |
1 736 |
1 645 |
1 694 |
2 543 |
22 157,0 |
Мир подарков |
- |
874 |
1 422 |
899 |
1 034 |
1 288 |
1 356 |
1 462 |
1 369 |
1 263 |
1 145 |
1 537 |
13 649,0 |
Домашний текстиль |
- |
1 054 |
1 375 |
1 535 |
1 643 |
1 609 |
1 854 |
2 037 |
2 075 |
2 353 |
2 325 |
1 973 |
19 833,0 |
Товары для дома |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 321 |
1 564 |
1 347 |
4 232,0 |
Всего за месяц: |
15 495 |
19 887 |
21 689 |
17 089 |
20 555 |
21 357 |
20 421 |
25 830 |
21 004 |
21 091 |
20 811 |
23 363 |
248 592,0 |
В соответствии с таблицей 13, наблюдается динамика фактических изменений товарооборота по каждой секции / отделу за 2009 год.
Из таблицы следует, что, начиная с января 2009 года, уровень товарооборота был достаточно низким, но, тем не менее, ближе к концу года его уровень стабилизировался и, в общем, показатель товарооборота в этом году стал значительно больше, чем в 2007 году.
Чтобы более точно посмотреть динамику товарооборота можно обратиться к рисунку 18, на котором показаны его колебания, как, и на сколько он изменяется в каждом месяце.
В завершении необходимо сказать, что у предприятия «Детский мир» существует стабильный показатель товарооборота, хотя и имелись сильные колебания в сторону понижения. Но все же работа предприятия является стабильной, четкой и перспективной.
Предприятие «Детский мир» все время подстраивается под изменяющиеся условия внешней среды, тем самым оно является конкурентоспособным по всем параметрам.
Сегодня универмаг «Детский мир» по-прежнему остается флагманом цивилизованной, социально ориентированной торговли в Саратовской области. Универмаг «Детский мир», как и прежде, выполняет свою важнейшую функцию – является главным, уникальным специализированным магазином области, самым любимым и популярным у саратовцев.
Рисунок 18 – Динамика товарооборота
по отдельным комплексам ЗАО «Детский мир» в 2009 г.
Согласно 1 главы пункта 1.2 рассчитаем показатели товарооборота по следующим формулам:
1. Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:
2. Необходимо рассчитать динамику роста товарооборота в текущих ценах и процент выполнения прогноза продаж по следующим данным:
- фактический товарооборот прошлого года равен 156 562,0 тыс. руб.;
- фактический товарооборот отчетного года равен 248 592,0 тыс. руб.
3. Рассчитаем динамику товарооборота в текущих ценах:
248 592,0 / 156 562,0 * 100 = 158 %.
4. Индекс цен рассчитывается по формуле:
Iцен = Цотч / Цбаз,
Индекс цен равен 1,3 (130 / 100).
5. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
6. Рассчитаем фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах: 248 592,0 / 1,3 = 191 224 тыс. руб.
7. Рассчитаем динамику роста товарооборота в сопоставимых ценах: 191 224 / 156 562,0 * 100 = 122 %.
Как видно из расчетов, товарооборот отчетного года вырос по сравнению с прошлым годом в текущих ценах на 58 %, но после расчета динамики товарооборота в сопоставимых ценах оказалось, что товарооборот вырос также за счет увеличения цен. При неизменных ценах базового периода товарооборот составил бы всего 191 224 тыс. руб., или 122 %. Таким образом, товарооборот вырос в отчетном году за счет увеличения количества продажи товаров и увеличения цен.
Таблица 14 – Анализ ритмичности продаж, тыс. руб.
Периоды |
Товарооборот |
Удельный вес, % | ||
Прогноз |
Факт за 2009 год |
Прогноз |
Факт | |
I |
60 295 |
62 135 |
24,993 |
24,994 |
II |
60 299 |
62 139 |
24,995 |
24,996 |
III |
60 306 |
62 141 |
24,998 |
24,997 |
IV |
60 339 |
62 177 |
25,01 |
25,01 |
Итого за год |
241 239,0 |
248 592,0 |
100 |
100 |
На основе данных таблицы 14 составлен график ритмичности продаж в плановом и фактическом периодах за 2009 год.
Рисунок 19 – Динамика ритмичности продаж в универмаге
«Детский мир» за 2009 год
Объем фактического товарооборота превысил прогнозное значение на 3,4 % (248 592 / 241 239 * 100 = 103,04 %).
3. Расчет экономической эффективности мероприятий по увеличению
розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
3.1. Разработка мероприятий и рекомендаций по совершенствованию
розничного товарооборота ЗАО «Детский мир»
Проведенный на основе полученных данных анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Закрытого акционерного общества «Детский мир», позволяет сделать следующие выводы:
1. Розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его приемлемы в данных условиях.