Рентабельность предприятия. Система показателей, порядок определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции[8,с. 2].

Содержание

Введение 3-5
I.Теоретическая часть:
Понятие рентабельности. Система показателей 6-11
Анализ рентабельности. Методика анализа 11-22
Факторы повышения рентабельности 22-24
II.Аналитическая часть 25-37
III.Проектная часть 38-52
Заключение 53-54
Список использованных источников 55

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_ek_predpriatia_3_kurs - копия.docx

— 250.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Кафедра экономики на предприятиях торговли

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                            

 

По дисциплине: Экономика предприятия

На тему:  «Рентабельность предприятия. Система показателей,

порядок определения»

 

               

Воронеж 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                           3-5

I.Теоретическая часть:

    1. Понятие рентабельности. Система показателей                                   6-11            
    2. Анализ рентабельности. Методика анализа                                        11-22
    3. Факторы повышения рентабельности                                                    22-24

II.Аналитическая часть                                                                                      25-37

III.Проектная часть                                                                                             38-52

Заключение                                                                                                         53-54

Список использованных источников                                                                55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема эффективности  занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции[8,с. 2].

Однако значений перечисленных  показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия.  Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что  показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования[10,с. 3].

Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев  оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере[8,с. 2].

Следовательно, тема курсовой работы, а именно рентабельности предприятия, является в наше время, как никогда, актуальной.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических основ показателей рентабельности, применения их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, выявление путей повышения рентабельности. Целью аналитическо- практической части является демонстрация полученных практических навыков при расчете и анализе влияния различных показателей на деятельность предприятия.

Для достижения поставленной цели теоретической части необходимо решить следующий круг задач:

-       дать  определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для  финансового анализа и охарактеризовать  основные области его применения;

-        рассмотреть  систему показателей рентабельности  в соответствии с их классификацией  на показатели рентабельности  хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

-       сделать  необходимые выводы по показателям  рентабельности.

Поставленная цель аналитико-проектной  части решается через следующую  задачу- расчет с помощью предоставленных  формул, таблиц и литературы требуемых показателей.

Предметом данной курсовой работы является рентабельность финансово-экономической  деятельности. А объектом- торговое предприятие.

При написании данной курсовой работы использовались учебная литература Войтоловского Н.В., Калининой А.П., Фокиной О.М., Хорошиловой О.В., Кондрашовой А.В., Николаевой Т.П., интернет источники, а также личные знания, полученные в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Рентабельность предприятия. Система показателей, порядок определения»

1.Понятие рентабельности. Система показателей

 

  Общеизвестно, что результаты  деятельности предприятий могут  быть оценены различными показателями, такими  как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства[10,с. 4]. Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности.

Рентабельность – это  степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью  целой системы относительных  показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel– доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к  сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества  фирмы используемого для организации  своей деятельности[10,с. 5].

    Рентабельность  предприятия (общая рентабельность) , определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала ( активов) , равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.  Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия[9,с. 4].

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение  дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим  эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить  эффективность управления предприятием, так как получение высокой  прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно  рассматривать как один из критериев  качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между  суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. При прогнозировании с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений[10,с. 6].

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Также, следует отметить, что показатель рентабельности важен  в следующем:

-увеличение рентабельности  обеспечивает победу предприятия  в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

-рентабельность имеет  важное значение для собственников  (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;

-кредиторов и заёмщиков  денежных средств уровень рентабельности  интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;

-динамика рентабельности  предприятия изучается налоговыми  службами, фондовыми биржами, министерствами;

-для предпринимателей  показатель рентабельности характеризует  привлекательность бизнеса в данной сфере.

Таким образом, можно сделать  вывод, что рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Далее рассмотрим, какие  системы показателей  рентабельности применяют чаще всего.

По данным официальной  отчетности коммерческих организаций  можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности. Они отличаются как по числителю, так и по знаменателю дроби.

В числителе дроби при  расчетах коэффициентов рентабельности могут быть использованы различные  показатели прибыли: прибыль до налогообложения, чистая прибыль, прибыль от продаж.

В знаменателе дроби при  расчетах коэффициентов рентабельности могут применяться следующие показатели[1,с. 151]:

- выручка от продаж;

- полная себестоимость продаж;

- средняя стоимость активов(имущества) организации;

- средняя сумма собственного капитала организации;

- сумма уставного капитала;

- средняя стоимость основных фондов;

- средняя стоимость оборотных активов;

- средняя стоимость производственных фондов и так далее.

В системе показателей  рентабельности можно выделить четыре основные группы:

  1. показатели рентабельности продаж, отражающие эффективность производства и продаж продукции, работ и услуг;
  2. показатели рентабельности затрат, отражающие эффективность затрат;
  3. показатели рентабельности капитала, отражающие эффективность использования капитала;
  4. показатели рентабельности активов, отражающие эффективность использования имущества коммерческой организации.

Информация о работе Рентабельность предприятия. Система показателей, порядок определения