Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа
В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции[8,с. 2].
Введение 3-5
I.Теоретическая часть:
Понятие рентабельности. Система показателей 6-11
Анализ рентабельности. Методика анализа 11-22
Факторы повышения рентабельности 22-24
II.Аналитическая часть 25-37
III.Проектная часть 38-52
Заключение 53-54
Список использованных источников 55
В свою очередь, в составе каждой группы можно выделить конкретные показатели.
Рентабельность продаж:
- рентабельность всего объема продаж;
- рентабельность отдельных сегментов деятельности организации;
- рентабельность отдельных видов продукции и другое.
Рентабельность затрат:
- рентабельность всех затрат, то есть итога затрат оп экономическим элементам;
- рентабельность отдельных элементов затрат, то есть материальных затрат, затрат на оплату труда с отчислениями и так далее;
- рентабельность затрат по обычным видам деятельности, то есть в знаменателе коэффициента полная себестоимость продаж;
- доходность расходов, то есть величина доходов на один рубль расходов.
Рентабельность капитала:
- рентабельность всего примененного капитала(равна рентабельности всех активов, так как итоги актива и пассива балансов равны);
- рентабельность собственного капитала(финансовая рентабельность) и другое.
Рентабельность всех активов(экономическая рентабельность):
- рентабельность оборотных активов;
- рентабельность внеоборотных активов;
- рентабельность основных фондов;
- рентабельность производственных фондов (основных фондов и материальных оборотных активов)[1,с. 152-153].
Но чаще всего экономистов интересуют следующие виды рентабельности.
1.Рентабельность затрат - коэффициент равный отношению балансовой прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.
Рентабельность затрат
Рзатрат =(П до налогообложения /С) *100%, (1)
где П- прибыль,
С- себестоимость.
2.Рентабельность продаж- определяется, как отношение прибыли от реализации к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, то есть к выручке от реализации. Она рассчитывается по формуле 2:
Рпродаж=(Пот реализ./В)*100%, (2)
где В- выручка от реализации.
3.Рентабельность продукции- определяется как отношение прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции, характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль[3,с. 69]. Данный показатель рассчитывается по формуле 3:
Рпродукции=(Пот реал./С)*100%, (3).
4.Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала. Она рассчитывается из формулы 4, так:
Рперс = (Пчист/Среднесписочная численность) * 100 %, (4)
5.Рентабельность деятельности - отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и ее успехи в политике ценообразования[2,с. 65]. Рентабельность деятельности можно рассчитать по формуле 5:
Рд=(П/В)*100%, (5).
Из первого параграфа можно сделать вывод о том, что показатель рентабельности- комплексное и имеет большое значение для деятельности предприятия. Данных показателей существует большое множество так же, как и формул для их расчета. В данном параграфе нами были рассмотрены наиболее важные из них.
2.Анализ рентабельности. Методика анализа
Цель анализа рентабельности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал.
От уровня рентабельности зависит инвестиционная привлекательность организации, величина дивидендных выплат.
Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете трех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала и акционерного капитала.
Рентабельность всего капитала (всех активов) показывает, сколько чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала приходится на рубль вложенного в предприятие капитала. В международной практике финансового анализа показатель рентабельности всего капитала определяется по формуле 6:
Рвсего капитала=,%, (6);
где Проценты 2 - величина начисленных в анализируемом периоде процентов по кредитам, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, ден. ед.;
Проценты 1 - начисленные в анализируемом периоде проценты по кредитам, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, ден. ед.
Ставка НП - ставка налога на прибыль, %.
Валюта баланса определяется как средняя величина общей величины пассивов в рассматриваемом периоде, то есть как:
[Итого пассивов (на начало периода) + Итого пассивов (на конец периода)]/2.
В расчетах используются данные за период (не нарастающим итогом)[13,с. 10].
В настоящее время нередкой является ситуация, когда при расчете рентабельности всего капитала несколько отходят от классического алгоритма расчетов - в числителе формулы рассматривается исключительно чистая прибыль. Данный ход делает три основных показателя рентабельности более сопоставимыми, так как в этом случае используется единая база расчета - величина чистой прибыли.
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования вложенных в организацию собственных средств. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств, и рассчитывается по формуле 7.
Рсобств.капитала=,%, (7).
Аналогично рассчитывается и интерпретируется рентабельность акционерного капитала, определяемая как отношение чистой прибыли к величине акционерного (уставного) капитала организации[13,с. 15].
Для оценки результата деятельности
отдельных предприятий и
Так как в расчетах показателей рентабельности используются данные за анализируемый период, результат расчетов будет напрямую зависеть от продолжительности этого периода. Сравнение показателей рентабельности Re1=5% (Предприятие 1) и Re2 =8% (Предприятие 2) является корректным, только если оба коэффициента определены за одинаковые по продолжительности периоды анализа - то есть, оба показателя рассчитаны за месяц, квартал, полугодие, год.
Если же Предприятие1 проводило расчет по кварталам, а Предприятие2 - по годам, то в сопоставимом виде показатели рентабельности будут иметь значения Re1 = 5%* [360 дней/ 90 дней] = 20%, Re2=8%. Таким образом, сопоставимость показателей рентабельности будет обеспечена, если показатели будут приведены к единому интервалу анализа, например, к году.
Представление показателей рентабельности в годовом измерении наиболее удобно. Стоимость капитала на рынке (процентные и депозитные ставки) и макроэкономическое окружение (инфляция, ставка рефинансирования) характеризуются показателями в годовом выражении. При расчете рентабельности в годовом выражении создается адекватная база для оценки результатов деятельности конкретного предприятия и сравнения различных предприятий между собой.
Показатели рентабельности
рекомендуется приводить к
Для анализа эффективности управления структурой источников финансирования предприятия рассчитывается так называемый эффект рычага. Суть эффекта рычага заключается в следующем:
Предприятие, используя заемные средства, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственного капитала. Снижение или увеличение рентабельности собственного капитала зависит от средней стоимости заемного капитала (средней процентной ставки) и размера финансового рычага.
Финансовым рычагом называется соотношение заемного и собственного капитала организации (формула 8):
Финансовый рычаг=, (8).
Рекомендуется использовать в расчетах средние значения заемного и собственного капитала в анализируемом периоде - (данные на начало периода + данные на конец периода)/2. Однако встречается подход, при котором используются не средние, а абсолютные значения собственного и заемного капитала на конкретную анализируемую дату. Выбор метода расчетов - на основании средних значений или значений на конкретную отчетную дату - осуществляется в индивидуальном порядке.
Не сложно заметить, что финансовый рычаг - показатель, обратный коэффициенту автономии (1/Коэффициент автономии).
Средняя процентная ставка рассчитывается как отношение общей стоимости заемного капитала в анализируемом периоде к величине заемного капитала (формула 9):
Сред.процентная ставка=,%, (9);
где проценты в СБ - начисленные в анализируемом периоде проценты по кредитам, включаемые в себестоимость продукции, ден. ед.;
проценты из прибыли - начисленные в анализируемом периоде проценты по кредитам, относимые на финансовые результаты, ден. ед.; Проценты, относящиеся на финансовые результаты, не очищаются на величину ставки налога на прибыль.
Заемный капитал определяется как [Заемный капитал (на начало периода) + Заемный капитал (на конец периода)]/2.
Разница рентабельности всего капитала и средней процентной ставки носит название дифференциал рычага. Дифференциал рычага предоставляет информацию для выбора целесообразной структуры источников финансирования. В данном случае под выбором целесообразной структуры источников финансирования понимается выбор наиболее "дешевых" для организации источников[13, с.15].
Произведение финансового рычага на его дифференциал определяет величину эффекта рычага, которую можно рассчитать по формуле 10:
Эффект рычага=(Рентабельность всего капитала-Сред.процент.ставка)*
где в скобках-дифференциал рычага, а дробь- это финансовый рычаг.
Знак эффекта рычага (дифференциала рычага) отражает целесообразность увеличения заемного капитала:
То есть если рентабельность всего капитала меньше стоимости заемных источников финансирования, целесообразно увеличивать долю собственных средств.
Абсолютное значение эффекта рычага отражает степень влияния структуры источников финансирования на рентабельность собственного капитала.
Влияние структуры источников финансирования на рентабельность собственного капитала можно представить в виде формулы 11:
Р собств.капитала =Рвсего капитала+Эффект рычага, (11).
При расчете показателей рентабельности необходимо использовать единый подход - проводить расчет на основании средних значений за период анализа, либо на основании значений на конкретную отчетную дату. Это обеспечит сопоставимость результатов расчета.
Анализ факторов, повлиявших на изменение рентабельности собственного капитала, проводится с помощью формулы DUPONT. Формула DUPONT устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций. Это видно из формулы 12:
Р собств.капитала=, (12).
Оценка влияния изменений перечисленных показателей на рентабельность собственного капитала производится с помощью приема цепных подстановок. Согласно этому приему наибольшее влияние оказывает показатель, имеющий максимальную абсолютную величину коэффициента влияния.
Рентабельность собственного капитала и финансовая устойчивость имеют обратную зависимость. Достаточно обратить внимание на формулы коэффициента автономии(формула 14) и рентабельности собственного капитала(формула 13)[13,с. 17]:
Рсобств.капитала= , (13);
Коэфф-т автономии= , (14),[6,с. 13].
При увеличении собственного
капитала возрастает финансовая устойчивость
организации и снижается
В процессе анализа показателей рентабельности изучают динамику показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Информация о работе Рентабельность предприятия. Система показателей, порядок определения