Роль России на международном рынке информационных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило пе­реход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и опреде­лило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информати­зации, что отразилось на темпах роста и объемах информационных услуг. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов ин­формационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информационных услуг на мировом рынке, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повы­шения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ.

Содержание

Введение

Понятие и структура рынка информационных услуг
Характеристика и основные понятия
История развития рынка информационных услуг
Структура рынка информационных услуг
Россия на международном рынке информационных услуг
2.1 Роль России в рынке информационных технологий
2.2 Роль России в рынке компьютерных и информационных услуг
2.3 Роль России в рынке программного обеспечения

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya123.docx

— 472.64 Кб (Скачать файл)

Объем рынка интернет-услуг  составляет менее 5% от всего объема рынка телекоммуникаций России. Предоставление интернет-услуг — это молодое, динамично развивающееся направление, находящееся сейчас на стадии перехода в разряд массовых услуг.

 

В целом, сектор традиционной телефонии переживает определенный застой, темпы прироста его выручки, по прогнозам, не превысят в 2007-2010 гг. 5% в год. Основная перспектива развития проводной телефонии – переход  на цифровые технологии, с которым  этот сектор отрасли связи опоздал  лет на 5-6. Но, поскольку в сфере  предоставления услуг связи домашним хозяйствам эти операторы занимают традиционно сильные позиции, вполне можно ожидать определенного  возрождения этих компаний после  того, как у них пройдет волна  инвестиций в «цифру».

Любая национальная экономика  в значительной степени основывается на малом и среднем бизнесе. Для  России же формирование такой экономической  среды, где этот сектор играл бы заметную роль, оказалось делом достаточно сложным и проблематичным. Российские информационные потоки наполнены сведениями о крупном бизнесе. Нефтяная, газовая, металлургическая, химическая, лесная отрасли проводят громкие PR-компании, подпитывая финансами медийную среду. Они определяют рынок влияния для информационной сферы, которая в течение десятилетия мало занималась действенным освещением проблем жизни общества.

Информационное обеспечение  сырьевых отраслей тесно связано  с мировой информационной системой и подчиняется тем правилам, которые  уже давно сложились на рынке. После дефолта августа 1998 года в стране стал активно развиваться рынок внутреннего потребления. Возникла потребность в информационном обслуживании этого рынка, но должной информационной поддержки не было.

Следует уделить некоторое  внимание неразвитости средств обеспечения функционирования информационного рынка. В предыдущее десятилетие информационная сфера развивалась хаотично. Из-за макроэкономических сложностей информационное производство и, в частности, полноценный сбор информации, были чрезвычайно затруднены. Рынок наполнялся информационными продуктами и услугами, которые были выгодны производителям. Информационное обслуживание, как правило, связывалось с сырьевым сектором и новыми рыночными сферами, например, финансовой деятельностью или обеспечением безопасности бизнеса. Именно здесь в основном реализовывались высокотехнологичные продукты и услуги..

Несколько иначе складывалась информационная среда на внутреннем рынке потребления. До дефолта 1998 года потребности предприятий, работающих на внутренний рынок были ограничены, и поэтому многие вопросы решались на уровне неформальных информационных каналов. После августа 1998 года экономическая ситуация для российских производителей несколько улучшилась, и они, заботясь о своей конкурентоспособности, стали в большей степени обращать внимание на формирование информационной среды предприятия и использование специфичного инфокоммуникационного ресурса. Информационный рынок откликнулся на эти новые потребности, предложив множество организационных и технологических решений. Но общий спрос на них остается пока низким, что мешает масштабно развиваться информационному бизнесу.

Основная проблема информационного  рынка - явно недостаточное, на порядки  меньше, чем на западных рынках, количество средств для его полноценного развития.

Как еще одну проблему функционирования  рынка информационных услуг в России следует выделить отсутствие комплексности при информационном обслуживании

Сейчас отсутствие полноценного рыночной инфраструктуры, в том числе  информационной, в значительной степени  сказывается на потенциале развития различных отраслей российской экономики. В качестве примера приведем туристическую  отрасль, которая в полной мере демонстрирует  положительные результаты конвергенции традиционной деловой информации и  электронной коммерции.

Однако сейчас картина  представления России в веб-пространстве довольно удручающая. Сайтов о России в Сети на два порядка меньше, чем, например, о США, Великобритании или Канаде. Мало страниц на немецком, французском языках, хотя англоязычные туристы у нас составляют всего  порядка 7 %. Самые популярные сайты  о стране - зарубежные, например, сайт RussiaToday.com.

Таким образом, сейчас российской инфрастраструктуре рекламно-коммерческой информации не хватает комплексности. Хотя определенный переход от локальных продуктов к охвату целых отраслей уже наметился. Так, в концепции, разработанной правительством РФ, намечена современная маркетинговая стратегия продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках. Она включает в себя разработку и реализацию рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, проведение рекламно-информационных кампаний в СМИ, издание рекламно-информационной печатной продукции, организацию международных туристических выставок, сети информационных центров для иностранных и российских туристов, ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов, формирование современной статистики туризма.

В подобном комплексном информационном походе нуждается практически каждая отрасль российского хозяйства. По сути, в России в отличие от Запада не решен пока вопрос качественного производства многих видов информационных продуктов и услуг для массового потребителя в сфере экономики и бизнеса. Хотя в технологическом плане есть разнообразные возможности осваивать и более современные персонализированные услуги.

Таким образом российский рынок информационных услуг переживает период динамичного качественного развития, тенденции которого совпадают с общемировыми. Вместе с тем следует отметить значительную потенциальную емкость российского рынка информационных услуг во всех сегментах, что делает его очень привлекательным для инвесторов.

Как положительную тенденцию  следует выделить заботу государства  о развитии информационного рынка  в целом и направленные на его  развитие проекты в том числе и национальные.

В период становления мирового информационного производства информация превратилась в дешевый товар  широкого потребления. Практически  все ниши мирового информационного  рынка заняты конкретными лидерами. Главным следствием кризиса перепроизводства может стать утверждение супермонополий в каждом секторе ИТ-рынка и  предельное углубление их специализации.Ведущие производители готовы предлагать новые и новые технологии обработки и распространения информации, но потребители все избирательнее реагируют на инновации, часто выбирая более простые решения. Так, производители дали массовому потребителю возможность мобильного доступа в Интернет (WAP-услуги), повысили скорость передачи данных (GPRS-технология), но подавляющее большинство пользователей во всем мире заинтересовалось простейшей возможностью передачи коротких сообщений (служба SMS). Технологии настолько опережают реальный спрос, что существующие для связи и дистрибьюции контента сети не успевают окупить себя, как их уже заменяют новые. Многие аналитики полагают, что десятки миллиардов долларов, потраченных в Европе на лицензии мобильной связи третьего поколения, никогда не окупятся.

Период бурного роста  индустрии персональных компьютеров (ПК), мобильной связи и традиционного  Интернета закончился. Рынок входи  в фазу стабилизации. Резерв сбыта  продукции есть только в развивающихся  странах, где потолок охвата населения еще не достигнут. Но здесь развитие инфокоммуникационной отрасли в значительной степени сдерживается невысоким уровнем развития экономики и низкой платежеспособностью населения. Эти факторы в полной мере влияют и на развитие российского информационного рынка.

    2.2      Роль России в рынке компьютерных  и информационных услуг

      Мировой рынок информационных технологий (ИТ) в последние десятилетия динамично развивался, оказывая значительное влияние на характер изменения международного разделения труда. Локомотивом его роста в последние десять лет стал сегмент компьютерных услуг, доля которого в структуре рынка ИТ  в развитых странах мира составляет более 60%.

Ключевыми факторами, определившими  стремительное развитие отрасли  в России (по данным ОЭСР около 15% в 2010 г. и более 20% в 2011г.), стали следующие:

• экономический подъем в стране в начале 21 века и, соответственно, рост инвестиций в формирование инфраструктуры на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• реализация государственных программ поддержки развития отрасли;

• расширение партнерства российских компаний с крупнейшими производителями информационных технологий;

• освоение российскими компаниями новых рынков сбыта.

Стремительные темпы роста  российского рынка ИТ в последние годы объясняются, в первую очередь, высокими темпами роста российской экономики в условиях роста цен на минеральное сырье и топливо на мировом рынке. Это оказало значительный стимулирующий эффект на рост спроса на ИТ, как со стороны государственных учреждений, так и частных компаний. Необходимо отметить, что если на в конце 90-х гг. - начале 21 века основным стимулом динамичного роста внутреннего рынка информационных технологий в России было формирование необходимой инфраструктуры на базе информационных и телекоммуникационных технологий, то в последние годы рост спроса на информационные технологии и, соответственно, развитие рынка в значительно большей степени обусловлены стремлением компаний к приобретению дополнительных конкурентных преимуществ в условиях постоянно растущего уровня интеграции экономики страны в мировой хозяйство, а также перспектив вступления России в ВТО.

Структура российского рынка  информационных технологий. По специфике  развития рынок ИТ Россия на современном этапе очень близок к китайскому, для которого также в последние годы характерен высокий уровень спроса на внутреннем рынке, когда объемов потребляемых товаров и услуг на территории страны превышает размеры их экспорта. Тем не менее, по объему затрат на ИТ России пока не удалось обогнать страны-лидеры. Так, например, доля затрат на данный вид технологий по всем отраслям народного хозяйства в США составляет 3%, а в России 0,9%. Наибольший спрос на ИТ в России предъявляют компании оперирующие в таких секторах экономики страны, как банковский, телекоммуникационный и электроэнергетика, т.е. отрасли с наиболее значительными объемами баз данных.

Вторым по темпам развития сегментом российского рынка  ИТ стал сектор программного обеспечения. В последние 2-3 года одним из наиболее характерных направлений развития данного сегмента рынка информационных технологий стал быстрый рост, незначительно уступавший сектору компьютерных и информационных услуг. Данная тенденция объясняется, во-первых, сокращением объемов торговли нелицензионными, «пиратскими», копиями программных продуктов, а также ростом числа продаваемых компьютеров и стремлением компаний повысить свою инвестиционную привлекательность при выходе на IPO. Другой знаменательной тенденцией развития сегмента программного обеспечения стало расширение использования программного обеспечения с открытым кодом, как среди домашних хозяйств, так и среди ряда государственных учреждений. Широкое распространение данного вида ПО является характерной практикой в странах ЕС, НИС.

В области производства компьютерного  оборудования имеют место следующие  основные тенденции: импорт наиболее современных  образцов техники для обработки  значительных объемов информации в  цифровой форме (например, серверов, высоко производительных компьютеров) из стран  дальнего зарубежья, расширение производства компьютерной техники российскими  компаниями, постепенное снижение объемов  затрат на данный вид оборудования на внутреннем рынке страны.

Самым динамично растущим сегментом российского сектора  оборудования обработки и хранения информации в последние годы стала  индустрия создания суперкомпьютеров. В рейтинге ТОП 500 самых мощных суперкомпьютеров мира на Россию приходится 8 систем. Лидером  отрасли стала компания «Т-Платформы», которая специализируется не только на производстве оборудования, но и  на оказании услуг в области проведения высокопроизводительных вычислений. Несмотря на определенные препятствия, спрос  со стороны российских компаний на дынный вид компьютерных услуг постепенно возрастает. Существенные ограничения  накладывает ограниченное число  специалистов в области проведения расчетов на основе использования суперкомпьютеров, высокая стоимость оборудования и программного обеспечения. На момент создания в 2008 г. суперкомпьютера «СКИФ» Россия являлась обладателем самого мощной в странах СНГ системы  подобного класса. Создание центров  по обработке информации в цифровой форме стимулирует спрос на суперкомпьютеры  стране. Это крупные заказчики, в  том числе и государственные  учреждения, которые заинтересованы в расширении использования суперкомпьютерных  вычислений для расширения научной  и производственной деятельности. Развитие данного сегмента сдерживается недостатком квалифицированных специалистов для проведения подобных вычислений, высокой энергоемкостью суперкомпьютеров и значительными затратами на специализированное программное обеспечение. Стоимость постройки суперкомпьютера составляет 150-200 тыс. долл. за ТФлопс (триллион операций с плавающей точкой в секунду), Мощность суперкомпьютера СКИФ МГУ составляет 47,17 ТФлопс. Затраты на ПО могут составлять до 1 млн. долл.

Характер участия во внешней  торговле ИТ услугами и программным обеспечением. В России сегмент компьютерных и информационных услуг является одним из наиболее перспективных с точки зрения укрепления позиций страны как конкурентоспособного поставщика высоких технологий.

Важным шагом на пути диверсификации российского экспорта услуг стало  расширение внешней торговли компьютерными  и информационными услугами. В  первом десятилетии 21 века внешняя  торговля России данным видом услуг  росла стремительно, объем импорта  в этот период вырос более чем  в 20 раз, а экспорта почти в 4 раза. Это позволило стране войти в  число мировых лидеров – в 2008 г. доля России в объеме экспорта компьютерных и информационных услуг 15 стран-лидеров составила почти 1% . В последние годы в десятку  стран лидеров помимо России входят ЕС (27 государств), США, Индия, Ирландия, Китай, Израиль, Канада, Норвегия и Австралия.

Информация о работе Роль России на международном рынке информационных услуг