Роль профсоюза в экономических прблемах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является формирование понимания места и роли профсоюзов в истории государства и общества, их участия и возможностей в защите социально-экономических прав трудящихся. Это позво¬лит узнать историю международного и отечественного профсоюзного движения, более глубоко понять правовую основу и практические направления их деятельности, осмысленно применять нормы трудового законодательства, которые в ос¬новном разработаны и по предложениям или при непосредственном уча¬стии профсоюзов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 263.24 Кб (Скачать файл)

В целях обеспечения взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами  по снижению травматизма на производстве в отраслях с наиболее высоким  уровнем гибели и травмирования людей техническая инспекция труда ФПБ в составе мобильных групп, созданных для оперативного выявления нарушений требований охраны труда, в течение года принимала участие в проведении проверок в строительной отрасли при выполнении строительных и строительно-монтажных работ.

Постоянно контролируется техническими инспекторами труда ФПБ вопрос о  выполнении нанимателями коллективных договоров в части выплаты  единовременного пособия потерпевшим  и членам семей погибших на производстве работников. За 2010 год семьям 136 погибших на производстве выплачено по коллективным договорам и тарифным соглашениям  единовременной компенсации на общую  сумму более 6 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Роль профсоюза в экономических прблемах

3.1. Коллективно-договорное  регулирование трудовых отношений

. В Республике Беларусь выстроена  четкая система коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений.  В его основе – Генеральное  соглашение между Правительством  Республики Беларусь, республиканскими  объединениями нанимателей и  профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития, экономические  и социальные гарантии работникам отдельных  отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще  более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной  организацией и нанимателем.

Значение колдоговоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 96,9% работников предприятий, учреждений, организаций. В отраслях экономики республики по состоянию на 1 января 2011 г. заключено 17469 коллективных договоров, действие которых распространяется на 19459 предприятий, учреждений, организаций. Гарантии и  льготы через коллективные договоры распространяются на 3,8 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

Помимо Генерального соглашения между  Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей  и профсоюзов по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические  отношения в республике регулируют 6 областных и 1 г. Минска, 53 республиканских  тарифных, 70 областных тарифных, 320 районных, городских тарифных и 92 местных соглашений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.1 Доходы населения и  заработная плата.

Коллективно-договорное регулирование вопросов заработной платы – одно из основных направлений деятельности профсоюзов. В Генеральном соглашении между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов закреплены общие принципы регулирования заработной платы, являющихся основой для местных, тарифных соглашений, коллективных договоров.

В 2010 году объем денежных доходов  населения составил 108,6 трлн. рублей и по сравнению с 2009 годом увеличился на 24,2%. Реальные денежные доходы (с  учетом индекса потребительских  цен) увеличились на 15,2%.

Денежные доходы в расчете на душу населения в 2010 году составили 953,1 тыс. рублей в месяц и увеличились  по сравнению с 2009 годом на 24,4%.

За период 2006 – 2010 годы реальные денежные доходы увеличились на 76,7%.

В целом по республике за 2010 год  номинальная среднемесячная заработная плата составила 1238,0 тыс. рублей (413 долл. США) и увеличилась по сравнению  с 2009 годом на 23,9%, в том числе  за декабрь 2010 г. – 1595,9 тыс. рублей (527 долл. США), по сравнению с декабрем 2009 г. увеличилась на 46,1%. Прогнозными  показателями на 2010 год предусмотрен рост номинальной заработной платы  на 24,3 – 26,5%.

В бюджетной сфере номинальная  среднемесячная заработная плата за 2010 год составила 983,7 тыс. рублей (329 долл. США) и увеличилась по сравнению  с 2009 годом на 27,2%, в том числе  за декабрь 2010 г. – 1425,1 тыс. рублей (471 долл. США), по сравнению с декабрем 2009 г. увеличилась на 69,5%.

За период 2006 – 2010 годы темп роста  номинальной заработной платы составил 212,6%.

Данные о среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы  и в целом по Республике Беларусь за период 2006 – 2010 годы представлены на “Ресунку1”

Средняя заработная плата в декабре 2010 г. по отдельным отраслям экономики  приведена на “Рисунке2”

На промышленных предприятиях средняя  заработная плата в декабре 2010 г. составила 1729,2 тыс. рублей (571,4 долл. США), что на 8,4% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В строительных организациях в декабре 2010 г. средняя заработная плата составила 1983,5 тыс. рублей (655,5 долл. США), или на 24,3% выше, чем в среднем по республике. В организациях транспорта средняя заработная плата в декабре 2010 г. составила 1751,2 тыс. рублей (578,7 долл. США), что на 9,7% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в декабре 2010 г. составила 993,2 тыс. рублей (328,2 долл. США), что на 37,8% ниже, чем в среднем по республике. В организациях здравоохранения заработная плата в декабре 2010 г. составила 1447,1 тыс. рублей (478,2 долл. США). В организациях образования размер заработной платы в декабре 2010 г. составил 1291,7 тыс. рублей (426,9 долл. США).

Реальная начисленная заработная плата в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 14,9%, в том  числе в декабре 2010 г. по сравнению  с декабрем 2009 г. – на 32,9%.

Реальная заработная плата работников бюджетной сферы в 2010 году по сравнению  с 2009 годом увеличилась на 18%, в  том числе декабре 2010 г. по сравнению  с декабрем 2009 г. – на 54,2%.

За период 2006 – 2010 годы темп роста  реальной заработной платы составил 161,7%.

Динамика роста реальной заработной платы за период 2006 – 2010 годы представлена на “Рисунке3”:

Соотношение номинальной начисленной  среднемесячной заработной платы и  минимального потребительского бюджета  в декабре 2010 г. составило 332,0% .

За период 2006 – 2010 годы минимальная  заработная плата выросла с 73,4 до 153,3 долл. США.

Динамика роста минимальной  заработной платы за период 2006 – 2010 годы представлена на “Рисунке4”:

Удельный вес населения с  уровнем среднедушевых располагаемых  ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 11,1% в 2006 году до 5,4% в январе – сентябре 2010 г.

Данные об уровне малообеспеченности за период 2006 – 2010 годы представлена на “Рисунке5”:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Рисунок1”

 

“Рисунок2”

“Рисунок3”

“Рисунок4”

 

“Рисунок5”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2Пенсии

В декабре 2010 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости  и социальной защите, составил 584,7 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 612,1 тыс. рублей, по инвалидности – 532,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 356,4 тыс. рублей, социальной пенсии – 244,3 тыс. рублей.

За период 2006 – 2010 годы средняя  пенсия по возрасту увеличилась в 2,1 раза.

Данные о среднем размере  пенсии по возрасту за период 2006 – 2010 годы приведены на “Рисунке А1”

 

 

“Рисунок А”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.3Социальные пособия

В республике продолжается работа по координации, мониторингу и контролю за реали

зацией государственной политики в области оказания государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) малообеспеченным семьям и одиноким лицам.

Получателями ГАСП в 2010 году стали 165,4 тыс. человек, общая сумма назначенной  помощи составила 50,8 млрд. рублей, в  том числе ежемесячное и единовременное социальные пособия назначены 150,2 тыс. граждан на сумму 42,4 млрд. рублей; социальное пособие на оплату технических средств  социальной реабилитации – 15,2 тыс. человек  на сумму 8,4 млрд. рублей.

Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 51,2 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного – 176,1 тыс. рублей.

Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи  – 62,2% от общего числа получателей, в том числе представители  многодетных семей составляют 50,0 тыс. человек (33,3%), неполных семей – 43,4 тыс. человек (28,9%).

Среди получателей ГАСП численность  одиноких пенсионеров и инвалидов I и II групп составляет 8,6 тыс. человек  или 5,7%.

Реализуются государственные программы  социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам, детям. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с 1 января 2010 г. выплачивается в размере 100% бюджета прожиточного минимума.

По состоянию на конец 2010 года стипендии выплачиваются в следующих размерах:

учебная (в зависимости от успеваемости): студентам высших учебных заведений – от 149,0 до 238,6 тыс. рублей, учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования, – от 125,2 до 200,1 тыс. рублей;

социальная: студентам высших учебных заведений – 120,0 тыс. рублей, учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования, – 96,0 тыс. рублей.

Действующая система стипендиального  обеспечения позволяет выплачивать  стипендии 90% студентов и учащихся дневной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего  и среднего специального образования.

Целенаправленная работа правительства, нанимателей и профсоюзов в вопросах обеспечения занятости позволили  снизить уровень безработицы  с 1,5% в 2006 году до 0,7% от экономически активного  населения республики в 2010 году, а  численность безработных зарегистрированных в службах занятости уменьшилась  до 33,1 тыс. человек.

В соответствии с обязательствами включенными в Генеральное соглашение в Беларуси сохраняется регулирование государством цен на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые продукты питания и услуги медицинского, общеобразовательного характера, отпускаемые населению.

Повышение оплаты за жилье, коммунальные услуги и тарифов на проезд в городском  общественном транспорте и на перевозки  в пригородном транспорте осуществляется после опережающего увеличения доходов  граждан.

Стоимость проживания семьи из трех человек в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров в декабре 2010 г. составила 162 866 рублей (без учета отопления 106 126 рублей). Уровень возмещения средневзвешенными тарифами за январь-декабрь 2010 г. затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составил в среднем 24,2%, в том числе в отопительный сезон – 22,8%, в летний – 25,6%. Удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах средней семьи, состоящей из трех человек и проживающей в двухкомнатной квартире, при двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской, составил в декабре 2010 г. с учетом отопления 5,2%, а без учета отопления – 3,4%.

Цены на потребительские товары и услуги в 2010 году по отношению к 2009 году увеличились в целом на 7,8%, в том числе на продукты питания  – на 9,2%, непродовольственные товары – на 7,3%, услуги – на 5,0%. Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 96,4% работников предприятий, учреждений, организаций. В отраслях экономики республики по состоянию на 1 января 2010 г. заключено 17408 коллективных договоров, действие которых распространяется на 19459 предприятий, учреждений, организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,8 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Генеральное соглошение Правительством Республики Беларусь,

   республиканскими объединениями нанимателей           

и профсоюзов на 2011 – 2013 годы

Зарегистрировано Министерством  труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 января 2011 г. №6

Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей  и профсоюзов, именуемые в дальнейшем Сторонами,

действуя в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательством  Республики Беларусь,

признавая, что основными условиями  постоянного роста и достижения достойного уровня жизни населения  должны быть стабильность и подъем экономики,

руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения  государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для граждан  Республики Беларусь,

стремясь к развитию коллективно-договорного  регулирования социально-трудовых отношений, конструктивного взаимодействия и социального партнерства,

обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних  коллективных переговоров и консультаций,

на основании Трудового кодекса  Республики Беларусь, указов Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 "О развитии социального партнерства  в Республике Беларусь", от 5 мая 1999 г. № 252 "О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам" заключили настоящее Генеральное  соглашение (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции  Сторон по основным направлениям регулирования  социально-трудовых отношений в  ходе проведения социально-экономической  политики в 2011 – 2013 годах и совместные действия по его реализации.

Глава 1. Экономическая политика

1. Совместными усилиями добиваться  развития экономики, укрепления  экономического и финансового  положения ее отраслей путем  осуществления следующих мер: 

Информация о работе Роль профсоюза в экономических прблемах