Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – дать теоретические основы рынка труда и его специфики в условиях трансформационной экономики, а также выявить особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы и специфику рынка труда в трансформационной экономике;
-исследовать особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь;
-проанализировать совершенствование и перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.
Введение……………………………………………………………….. .5
Теоретические основы рынка труда и его специфика в
трансформационной экономике………………………………………….7
Рынок труда, его элементы и функции…………………………...7
Основные черты, закономерности и признаки
трансформационной экономики……………………………….....11
Особенности формирования рынка труда в
переходной экономике…………………………………………....14
Особенности социально-экономического развития рынка
труда в Республике Беларусь…………………………………………....18
2.1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
переходный период……………………………………………….18
2.2. Особенности становления рынка труда в Республике
Беларусь в переходный период…………………………………..22
Совершенствование механизма регулирования рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………………...26
3.1. Анализ современного состояния рынка труда
в Республике Беларусь…………………………………………...26
3.2. Основные направления совершенствования
функционирования рынка труда в Республике Беларусь……...31
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников………………………………
Подведём итоги: характерная особенность первого пятилетия (1991-1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996-2000 годы; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.
Второй (1996-2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения.
2.2 Особенности
становления рынка труда в
Республике Беларусь в
Среди важнейших проблем развития переходного рынка труда в РБ следует отметить:
1) определение масштаба
массовых увольнений и
2) перемещение работников
из государственного сектора
в частный. Причем это
3) низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда;
4) практически во всех отраслях экономики преобладающим является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий;
5) застойный характер безработицы, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных (одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных - более 40 % от их общей численности);
6) относительно высокая доля
среди безработных лиц квалифицированного
труда и значительное несоответствие
с профессионально-
7) рынок носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраивается самостоятельно;
8) существующая система трудоустройства не соответствует современным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемых функций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровой обеспеченности государственных служб занятости;
9) значительная по масштабам неформальная занятость. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги;
10) проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование.
В 1997 году в экономике
наметились некоторые позитивные тенденции.
Снизились темпы инфляции, начался
рост размера заработной платы. Впервые
за последние 7 лет объём произведённого
ВВП не сократился по сравнению с
предыдущим годом. Темп его реального
объёма был на уровне 100-100,6% к прошлому
году, а объём промышленной продукции
увеличился за этот период на 1-1,5%. Однако,
эти тенденции пока не повлияли на продолжающееся
устойчивое сокращение спроса на рабочую
силу, основные причины которого связаны
с: падением объёмов производства в предыдущие
годы; структурными изменениями в производстве
в пользу сырьевых отраслей, формировавших
лишь 20% спроса на рабочую силу; процессами
приватизации и акционирования, которые
не всегда обеспечивают необходимые стимулы
к развитию производства и побуждают администрацию
сокращать численность занятых.
За шесть
лет, в период с 1992-1997 года, численность
занятых снизилась на 8,4 миллиона человек,
численность занятых во всех секторах
экономики сократилась с 1995-1996 годов на
1,1 миллиона человек (с 66,5 до 65,4 миллионов)
и с 1996-1997 года ещё на 0,7 миллионов человек
(с 65,4 до 64,7 миллионов человек). Наибольшее
сокращение численности произошло в отраслях
промышленности (ВПК, лёгкой, текстильной,
химической, машиностроение),геологии,
разведке недр,
науке и научном обслуживании.
Реализация
активных мер политики занятости Республики
прослеживается в таблице В 1 (приложение
В). Проанализировав данные таблицы, можно
сказать, что государством осуществлялись
все возможные меры по снижению уровня
безработицы: почти в 2 раза увеличилось
количество человек направленных на профессиональное
обучение, переобучение и повышение квалификации,
а также увеличился показатель трудоустройства
безработных, более чем в 7 раз возросло
количество безработных, которым было
оказано содействие в организации предпринимательской
деятельности
Характерные тенденции первого этапа (1991-1995гг.) возникновение и рост уровня безработицы, увеличение масштабов высвобождения избыточной рабочей силы, рост обращений в службу занятости (т.е. предложения труда) и общее нарастание напряженности на рынке труда. Вместе с тем на этом этапе начали выполняться важные функции рынка труда: перелив и размещение рабочей силы по критерию эффективности (что выражалось в освобождении предприятий от избыточной занятости); стремление к повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, поскольку в условиях рыночных отношений наиболее уязвимыми становятся лица с ограниченной конкурентоспособностью. Об этом свидетельствует динамика структуры безработицы, в которой расширяется доля молодежи, лиц со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин (стабильно более 2/3). Отметим, что все страны с переходной экономикой испытали сходные тенденции.
Второй этап (1996-2000 гг.) - характеризуется усилением государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдавался экстенсивным факторам экономического роста и контролю за количественными параметрами. Официально контролируемым все больше становится вторичный внешний рынок труда, связанный с неквалифицированной рабочей силой, а первичный внешний рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости. Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 1/2 всех безработных. Объяснений данному обстоятельству несколько. Во-первых, в условиях наращивания ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается реальная заработная плата, что несомненно инициирует увольнения (до 90% уволившихся определяют это как основную причину увольнения). Во-вторых, за этой причиной могло стоять завуалированное высвобождение "по соглашению сторон", когда работника пассивно вынуждают к уходу с предприятия. Обратим внимание на то, что сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение. Достигнутый на этом этапе (2000 г.) уровень регистрируемой безработицы - 2,1%, когда на 1 заявленную вакансию приходилось 2,9 зарегистрированных безработных в республике, отражал достаточно высокую напряженность на официальной части открытого рынка труда.
Таким образом, первый этап
носит отрицательный характер для
становления рынка труда, связанный
с застойным характером безработицы
и формированием крупной
Второй период характеризуется позитивными направлениями, которые выражаются в государственной политике, направленной на снижение уровня безработицы.
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ современного состояния рынка труда в Республике Беларусь
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей политики государства.
В Республике Беларусь создана
Государственная служба занятости.
Систему государственной службы
занятости населения образуют Комитет
по занятости населения при
Основными задачами Государственной службы занятости являются:
· учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
· регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
· организация профессионального обучения и переобучения безработных;
· регулирование процессов трудовой миграции
Основными проблемами в сфере занятости являются:
31 мая 2012 года Палатой представителей
Национального собрания Республики Беларусь
одобрен проект Закона Республики Беларусь
«О внесении изменений и дополнений в
Закон Республики Беларусь «О занятости
населения Республики Беларусь» ( 15 июня 2006 г. № 125-З). Проект Закон
направлен на совершенствование норм
Закона Республики Беларусь «О занятости
населения Республики Беларусь» с учетом
практики его применения, предусматривает
реализацию отдельных поручений Главы
государства и Правительства по вопросам
занятости населения, решения Конституционного
Суда Республики Беларусь, а также корректировку
его норм с учетом ранее принятого Закона
Республики Беларусь «О внешней трудовой
миграции» ( 30 декабря 2010 г. № 225-З) и Кодекса
Республики Беларусь об образовании (13
января 2011 г. № 243-З).
Вносимые
изменения касаются сужения перечня оснований
прекращения трудового договора, вследствие
которых безработному может быть отказано
в назначении пособия по безработице,
а также из-за которых стипендия безработному
назначается в минимальном размере. В
частности граждане, уволенные по собственному
желанию, но по уважительной причине, смогут
реализовать право на получение стипендии
в увеличенном размере и назначение пособия
по безработице.
Уровень безработицы в Республике Беларусь рассчитывается в настоящее время исходя из численности зарегистрированных в службе занятости безработных. В соответствии с Законом о занятости к безработным в Республике Беларусь относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, которые ищут работу и готовы приступить к ней, а также зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в целях поиска подходящей работы.
В январе – июне 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 149,9 тыс. человек (96,2 процента от уровня 2011 года), из которых 92,9 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (97 процентов от уровня 2011 года). С учетом 45,9 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2012 г., всего нуждалось в трудоустройстве 195,8 тыс. человек, из них 121,1 тыс. безработных.
Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (в 2011 году – 0,7 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,4 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,8 процента в 2011 году). В г. Минске вакансий в восемь раз больше, чем безработных.
На 1 января 2012 г. пособие по безработице получали 13 тыс. безработных, или 46,1 процента от числа состоявших на учете. Средний размер пособия в декабре составил 102,3 тыс. рублей.
На 01.07.2012 из 130 регионов республики в 117 регионах уровень безработицы составлил 1 процент и менее, в 13 регионах - от 1,1 до 1,2 процента.
Самый высокий уровень безработицы - 1,2 процента зарегистрирован в Ганцевичском и Лоевском районах, самый низкий – 0,2 процента в Минском и Смолевичском районах.
Спрос на рабочую силу, по сравнению с прошлым годом, увеличился.
На 01.07.2012 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 66,6 тыс. вакансий, что составило 105,5 процента к уровню 2011 года.
Рис. 3.1 - Спрос и предложение на рынке труда в 2003-2012 гг.
Примечание - Источник: [16 ]
Напряженность на рынке труда варьирует от 0,7 безработного на 1 вакансию в Брестской и Гомельской областях до 0,1 безработного на 1 вакансию в г. Минске.
Таблица 3.1- Напряженность на рынке труда
Напряженность на 01.07.2012, % | |
Брестская область |
0,7 |
Витебская область |
0,5 |
Гомельская область |
0,7 |
Гродненская область |
0,5 |
г. Минск |
0,1 |
Минская область |
0,4 |
Могилевская область |
0,4 |
Республика Беларусь |
0,4 |
Информация о работе Рынок труда: становление и формирование в условиях трансформационной экономики