Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические подходы в понимании регионального рынка труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий, выявить структурные элементы рынка труда, определить место регионального рынка труда в хозяйственной системе страны;
Основные социально-экономические показатели. Объём валового регионального продукта Брянской области в 2012 году оценивается в 195,2 млрд. рублей, или 106% в сопоставимых ценах к уровню 2011 года. Ведущими видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство строительство; транспорт и связь, на долю которых приходится около 62% произведённого ВРП6.
В Брянской области основная масса трудоспособного населения занята в промышленности - 28,2% (здесь преобладающими отраслями являются машиностроение и металлообработка - 8,5% и производство строительных материалов - 6,7%), а также в частном секторе - 21,9%, управлении и социальной сфере - 18,1% и сельском хозяйстве - 15,7%. Официальный уровень регистрируемой безработицы в 2000 году составил 1,95 процента, в то время, как годом раннее было почти в два раза больше Самыми востребованными на Брянске являются профессии строителя и рабочего высокой квалификации. Напротив, не могут найти себя на рынке труда бухгалтеры, водители, продавцы, инженеры. Средняя зарплата на 1 января 2003 года составляла 2330 рублей. Больше всех зарабатывали работники кредитования, финансов, страхования и пенсионного обеспечения - 4294 рубля. Далее идут управленцы - 3342 рубля, работники мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - 2946 руб., транспортники - 2745 руб. и энергетики - 2488 руб. В конце списка медики - 880 руб., учителя - 863 руб., работники культуры - 743 руб. и труженики села - 724 руб. (приложение №1).
Прожиточный минимум в среднем на душу населения на 1.01.2003 составил 1824 рубля. Трудоспособному мужчине, чтобы выжить необходимо 2120 руб., женщине - 1770 руб., ребенку до 7 лет - 1735 руб., подростку от 7 до 16 лет - 1847 руб., пенсионеру - 1530 руб. .
Последние, существенные изменения на региональном рынке труда Брянской области произошли в середине 90-х годов. Тогда продукция составлявших основу промышленного потенциала Брянщины предприятий машиностроения, металлургии и оборонного комплекса, оказалась невостребованной. Их работникам долгое время не выплачивали заработную плату. Поэтому произошел отток рабочей силы на предприятия и в организации по другому профилю, в основном в частном секторе. В 1995 году реально без работы и зарплаты осталась треть населения области. И если в Брянске еще можно было найти хоть какую-то работу, то жителям отдаленных поселков, где закрылся кормивший всех в течение долгих лет завод, пришлось намного сложнее. Эта часть населения области выживала за счет подсобного хозяйства.
В отдельных районах области, которые еще в советские времена были дотационными - Суземском, Жирятинском, Рогнединском - реальная безработица намного выше. Здесь нет крупных, а главное работающих, промышленных предприятий, а земли не подходят для сельского хозяйства.
На сегодняшний день реальный уровень безработицы в среднем по области - 7-8 процентов. Основную массу безработных составляют выпускники вузов и ссузов, военные, уволенные в запас, и просто люди не желающие работать. Большинство из первых двух категорий старается искать работу по своим каналам и не становиться на учет в службы занятости.
К концу декабря 2003 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 13,2 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 12,9 тысячи человек имело статус безработного.
В декабре 2003 г. статус безработного получили 2,0 тысячи человек (что на 82 человека или на 4,3% больше, чем в аналогичном периоде 2002 г.). размеры трудоустройства безработных в декабре 2003 г. составили 1,0 тысячи человек.
Таблица 2.1. Динамика числа незанятых граждан, состоящих на учете в службах занятости
Период |
Число незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, тыс. чел. |
Из них имеют статус безработного |
|||
Тыс. человек |
В % к |
||||
Предыдущему месяцу |
Соответствующему месяцу предыдущего года |
||||
2002 год |
|||||
Январь |
14,1 |
13,5 |
105,9 |
92,1 |
|
Февраль |
14,7 |
14,2 |
104,7 |
93,6 |
|
Март |
15,0 |
14,5 |
102,0 |
93,9 |
|
Апрель |
14,9 |
14,5 |
100,1 |
96,1 |
|
Май |
14,5 |
14,0 |
96,8 |
97,2 |
|
Июнь |
13,7 |
13,4 |
95,3 |
99,5 |
|
Июль |
13,6 |
13,1 |
97,9 |
100,8 |
|
Август |
13,7 |
13,1 |
100,0 |
104,1 |
|
Сентябрь |
13,3 |
12,7 |
97,2 |
103,5 |
|
Октябрь |
12,9 |
12,4 |
97,1 |
103,8 |
|
Ноябрь |
13,5 |
12,9 |
104,4 |
102,6 |
|
Декабрь |
13,8 |
13,4 |
104,1 |
104,9 |
|
2003 год |
|||||
Январь |
14,7 |
14,0 |
104,1 |
103,1 |
|
Февраль |
15,2 |
14,5 |
104,0 |
102,5 |
|
Март |
15,2 |
14,5 |
99,7 |
100,1 |
|
Апрель |
14,8 |
14,2 |
98,2 |
98,2 |
|
Май |
14,7 |
14,1 |
99,3 |
100,6 |
|
Июнь |
14,0 |
13,5 |
95,6 |
100,9 |
|
Июль |
14,1 |
13,4 |
99,4 |
102,6 |
|
Август |
14,2 |
13,4 |
100,2 |
102,7 |
|
Сентябрь |
13,6 |
12,9 |
95,8 |
101,2 |
|
Октябрь |
13,1 |
12,3 |
95,5 |
99,6 |
|
Ноябрь |
13,1 |
12,5 |
101,4 |
96,7 |
|
Декабрь |
13,2 |
12,9 |
103,4 |
96,0 |
|
В целом, по области реальная средняя оплата труда ниже 2000 рублей. Официальные цифры подтягивают вверх такие гиганты, как АО «Мальцовский портландцемент», АО «Мелькрукк», филиалы столичных банков и фирм, где средняя зарплата сложилась на уровне 5000 рублей .
На это на Брянск способны немногие предприятия и фирмы, а потому реальный уровень заработной платы в Брянской области очень низкий. Но если эта особенность характерна для всей провинции, то на Брянск есть ряд своих, обособленно стоящих проблем.
Во-первых, политизированность рынка труда. Если специалист, например, работал на предприятии, где руководитель – оппозиционер. В результате в государственном секторе все решают не деловые качества работника, а его связи. Интересная ситуация складывается в области и с прожиточным минимумом. Цены растут, а минимум - падает.
Вторая особенность брянского рынка труда - кадровый кризис в пострадавших от чернобыльской аварии юго-западных районах области. Многие специалисты уехали отсюда еще в конце 80-х. Среди тех, кто остался, в последнее время появилось такое понятие, как «нежелание работать». Человека уже не интересуют ни работа, ни деньги. Эта тенденция, в принципе характерна для всей области.
Но стоит отметить, что последствия экономического кризиса 90-х годов постепенно ликвидируются посредством проводимых правительством нашей страны реформ. И, как следствие, постепенно выправляется ситуация на рынке труда, в том числе и в Брянской области, о чем можно судить по данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения.
Кроме того два главных обстоятельства определяли особенности и сложности действий на рынке труда Брянской области в 2003 году.
Первая особенность - благоприятная для Департамента ФГСЗН - состояла в закреплении и дальнейшем развитии положительных тенденций в реальном секторе экономики области. Следствием этого стало увеличение спроса на рабочую силу и рост экономической активности населения, устойчивый рост числа вакансий, заявляемых в службу занятости. Четыре последних года сокращается численность безработных. Медленно, но очевидно сокращается разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы.
Вторая особенность 2003 года - крайне неблагоприятная - была обусловлена сложностями перехода ФГСЗН к бюджетному финансированию по конкретным видам расходов.
Использовав благоприятные возможности и преодолев сложности прошлого года служба занятости успешно реализовала мероприятия Программы содействия занятости населения Брянской области на 2001 - 2003 гг. Это сказалось на улучшении функционирования рынка труда, обеспечении работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, нуждающихся в трудоустройстве, подходящей работой. Максимально полный и разнообразный ассортимент услуг, узаконение в области территориального прожиточного минимума, поднявшего уровень минимального пособия по безработице, - все это способствовало достижению положительного результата работы ФГСЗН.
В 2002 г. в службу занятости Брянской области обратилось около 154 тыс. человек. В материалах статистического обследования в мае 2003 г., проведенного органами госстатистики, приведены данные об использовании безработными способов поиска работы, в том числе и обращение в государственную службу занятости. В среднем по России в СЗН за содействием в трудоустройстве обратилось 33,8% общей численности безработных граждан, в Брянской области - 45,9%. Это первый по величине показатель в Центральном федеральном округе и двенадцатый - среди всех регионов России.
В 2003 г. было оказано содействие в трудоустройстве 62,9 тыс. безработным и ищущим работу гражданам, в т.ч. почти 8 тыс. гражданам, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке. Привлечено к участию в общественных работах 5,5 тыс. человек. Охвачено временным трудоустройством 20,6 тыс. несовершеннолетних. Направлено на профессиональное обучение 3,8 тыс. безработных граждан. Оказано содействие в организации предпринимательской деятельности тысяче человек. Предоставлены услуги по профессиональной ориентации 50,6 тыс. человек.
В последние несколько лет по показателям общего трудоустройства темпы работы Департамента ФГСЗН возрастают. В основе этой динамики лежит несколько факторов. Во-первых, подавляющее большинство центров занятости стало более эффективно использовать улучшение ситуации в экономике области и соответствующее повышение спроса на рабочую силу. Обеспечено поступление в банк данных службы более 72 тыс. вакансий, что способствовало снижению напряженности на регистрируемом рынке труда.
Во-вторых, совершенствование механизма бюджетного финансирования специальных программ содействия занятости населения дает возможность центрам более уверенно строить договорные отношения с работодателями, привлекать их собственные финансовые средства для оказания содействия в трудоустройстве.
В комплексе мер, содействующих трудоустройству безработных и ищущих работу граждан, важное место отводится специальным программам, в том числе программам общественных работ, содействия предпринимательству, организации ярмарок вакансий, социальной адаптации безработных граждан и другим.
Важное значение в повышении эффективности действий на рынке труда области играет принятое в июле 2003 г. Совместное обращение Минтруда России и Координационного совета объединений работодателей России. Оно призывает работодателей принять участие в трудоустройстве молодежи в форме организации временной занятости подростков и реализации программы «Молодежная практика».7