Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
Введение 2
1 Основные понятия цены и ценообразования в рыночной экономике 4
1 .1 Теоретические основы цены 4
1.2 Классификация и функции рыночной цены 6
1.3 Методы установления цен 11
2 Ценообразование в нефтегазовом комплексе 17
2.1 Механизмы ценообразования на рынке нефти 17
2.2 Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии 19
2.3 Проблемы и пути повышения эффективности ценообразования в
нефтегазовой промышленности 23
Заключение 26
Список использованной литературы
Содержание
Введение 2
1 Основные понятия
цены и ценообразования в
1 .1 Теоретические основы цены 4
1.2 Классификация и функции рыночной цены 6
1.3 Методы установления цен 11
2 Ценообразование в
нефтегазовом комплексе
2.1 Механизмы ценообразования на рынке нефти 17
2.2 Основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии 19
2.3 Проблемы и пути повышения эффективности ценообразования в
нефтегазовой промышленности 23
Заключение 26
Список использованной литературы
Введение
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль
в рыночной экономике, где свободные
цены выступают основным регулятором
пропорций общественного
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.
Эта тема является очень
актуальной в настоящее время, т.к.
выбор общего направления в ценообразовании,
подходов к определению цен на
новые и уже выпускаемые
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрывается сущность и понятие «рыночной цены», функции и основные методы формирования цен.
Во второй главе рассматривается механизм ценообразования в нефтяном комплексе, основные факторы, влияющие на уровень формирования цены, а также рассматриваются основные проблемы и пути совершенствования ценообразования в нефтяной промышленности.
1 Основные понятия цены и ценообразования в рыночной экономике
1 .1 Теоретические основы цены
Цена являются центральным элементам рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. 1
Далеко не все знают, что в экономике существует много разновидностей цен, такие как оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, мировые, лимитные и другие.
В ценовом
механизме следует различать
и выделять две
Под общим
широко распространенным
Цена, как и
деньги, есть историческая категория,
возникшая и сформировавшаяся
в процессе зарождения и
Появление
товарных, а затем металлических
и бумажных денег породило
возможность выражать цену
в одних и тех же единицах
товарного эквивалента,
О ценах
стали говорить и писать не
столько с позиций их сути
и назначения, сколько с точки
зрения способов их
Целесообразно
разделять два подхода к
В рамках
рыночного подхода приемлемо
следующее определение: «Цена
- это форма выражения ценности
благ, проявляющаяся в процессе
их обмена». В такой
Иные позиции
в отношении сути цены
Приходиться отмечать, что «стоимостный»
подход к цене в его трудовой
трактовке обладает
1.2 Классификация и функции цен в рыночной экономики
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены и др.), находящихся в тесной взаимосвязанности и взаимодействии
Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетическая), металлургия. Так, изменение цен на электроносители быстро отражается на уровне цен продукции всех отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях лёгкой и пищевой промышленности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства.
Используемые виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.4
Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая форма розничной цены. Цены на услуги населению – также особый вид розничной цены.
Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
Свободные цены (рыночные цены)
– это цены, устанавливаемые
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены – это
цены, устанавливаемые
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
Информация о работе Рыночная цена: природа, функции, механизмы формирования