Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
- обеспечение благоприятных
- стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;
- создание новых рабочих мест.
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:
- необходимостью структурной
- выгодным расположением
- особенностями экономики Республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции.
В целях создания благоприятных
условий для инвестирования в
СЭЗ законодательно установлен специальный
правовой режим, устанавливающий особый
порядок и условия налогообложе
Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены:
- Законом Республики Беларусь “О свободных экономических зонах” от 07.12.1998 г. № 213-З;
- Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь”;
-Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 “О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь”;
- Законом Республики Беларусь от 10.11.2008 г. № 448-З “О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь “О свободных экономических зонах”.
В соответствии с Законом № 213-З в редакции Закона № 448-З, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Под специальным правовым режимом понимается совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Законом № 213-З установлены типы создаваемых свободных экономических зон, перечень видов деятельности, запрещенной в свободных экономических зонах, указаны основные положения об администрации СЭЗ, ее полномочиях, общие условия деятельности резидентов СЭЗ.
Виды деятельности,
запрещенные в свободных
- деятельность,
связанная с производством,
- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;
- производство,
переработка, хранение, продажа наркотиков,
наркотических и иных
- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие (Закон № 448-З: психотропные), ядовитые вещества;
- производство
водки, ликера и других
- производство табачных изделий;
- производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
- организация лотерей;
- подготовка
и трансляция радио- и
- деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции (Закон № 448-З: деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей);
- некоторые другие виды деятельности.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).
Законом № 448-З закреплено, что в качестве резидента СЭЗ регистрируются только юридические лица РБ и индивидуальные предприниматели РБ с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ.
В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях деятельности в СЭЗ.
Резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ.
Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.
В свободной экономической зоне в отношении ее резидентов действует особый режим налогообложения – специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).
Особый режим
налогообложения
Законодательством
о свободных экономических
На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестиционной деятельности (Инвестиционный кодекс РБ, Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 г. № 824-XII "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь").
Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.
В отношении резидента СЭЗ не допускается:
- дискриминация
и другие незаконные
- принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
Иностранным инвесторам государство гарантирует право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе в иностранной валюте, полученных от вложенных в СЭЗ инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.
На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Защита инвестиций и вкладов, вложенных на территории СЭЗ, гарантируется законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
льготы для резидентов СЭЗ
Привлекательность специального правового режима в СЭЗ для потенциального инвестора заключается, прежде всего, в особом режиме налогообложения – специальном порядке исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).
Однако, специальный правовой режим распространяется не на всех резидентов СЭЗ. Так, согласно Указу № 262 специальный правовой режим распространяется на реализацию резидентами СЭЗ:
а) за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;
б) на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
в) товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам.
В тоже время из-под действия специального правового режима СЭЗ изъяты следующие виды деятельности:
- общественное питание, игорный бизнес, торговая и торгово-закупочная деятельность, операции с ценными бумагами;
- реализация
товаров (работ, услуг), производство
(выполнение, оказание) которых осуществляется
с использованием основных
- деятельность
банков, небанковских кредитно-
Обязательным условием применения специального правового режима является получение резидентом СЭЗ сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства. Порядок и условия отнесения продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1817 от 17.12.2001 г., Постановлением Министерства иностранных дел, Министерства экономики и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 1/30/6 от 31.01.2002 г.
В рамках действия специального правового режима резиденты свободных экономических зон уплачивают ограниченный перечень налогов и сборов:
Налоги и платежи, которые не уплачиваются:
1. Налог на прибыль в течение 5 лет с момента объявления прибыли;
2. Местные целевые сборы из прибыли (транспортный сбор и сбор на содержание инфраструктуры) в период действия льготы по налогу на прибыль;
3. Единый платеж от выручки;
4. Налог на недвижимость;
5. Налог на приобретение автомобильных транспортных средств.
Налоги и платежи, уплачиваемые по льготной ставке:
1. НДС в размере 50 % суммы причитающегося налога ,если выпускаемая продукция включена в программу импортозамещения;
2. Налог на прибыль по истечении 5 лет с момента объявления прибыли уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 % ставки, установленной законодательством (12 %).
Налоги и платежи, уплачиваемые по полной ставке:
1. Акцизы на произведенную продукцию (в зависимости от вида продукции);
2. Экологический налог (в зависимости от вида выбросов и использования природных ресурсов);
3. Отчисления в Фонд социальной защиты населения (34 % от фонда оплаты труда);
4. Налог на доходы иностранных юридических лиц (15 %);
5. Подоходный налог с физических лиц (12 %);
6. Земельный налог или арендная плата (по ставкам в зависимости от качества и местоположения земельного участка);
7. Местные налоги и сборы:
- транспортный сбор (2 % от чистой прибыли) и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (1 % от чистой прибыли). Уплачиваются с момента окончания льготы по налогу на прибыль;
- налог с продаж товаров в розничной торговле (5 % от выручки).
В целом сумма налоговой нагрузки ниже на 40 %, чем по республике.
Свободная экономическая зона в Республике Беларусь имеет предусмотренный законодательством статус свободной таможенной зоны (СТЗ).
Таможенный режим свободной таможенной зоны – таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики.
Таможенный режим СТЗ – таможенный режим, допускающий хранение, использование, переработку иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом СЭЗ в определенной для такого резидента СТЗ в течение срока ее функционирования (ст. 221 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
При таможенном оформлении товаров, вывозимых с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь и в Российскую Федерацию, являющихся продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, признанных происходящими с территории Республики Беларусь согласно действующему законодательству:
- относящихся к
- не относящихся к