Сервис как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

На нынешнем этапе экономического развития при формировании конкурентного рынка сервисных услуг очень важно понять специфику и своеобразие предприятий данной сферы изнутри и на этой основе создавать эффективно организованные и рационально спланированные процессы оказания услуг.
Так, рассматриваются такие специфические черты сферы услуг, как индивидуальный характер выполняемых заказов, сочетание в одном предприятии, а нередко во времени процессов производства и процессов реализации товаров и услуг, наличие функции обслуживания клиентов, сезонный характер услуг, деление услуг в зависимости от классности обслуживания и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава1. Сервис как экономическая категория…………………….…….4

Технология сервиса………………………………………………….…..5

Управление качеством сервиса……………………………………….11

Виды предприятий сферы сервиса…………………………………...13

Типы и методы организации выполнения услуг…………………...16

Организация обслуживание потребителей………………….……….19

Глава2. Характеристика производственных и непроизводственных услуг………………………………………………………………………......23

2.1 Группа производственных услуг…………………………………...…23

2.2 Группа непроизводственных услуг………………………………...…24

Глава3. Экономический расчет……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Сервис как экономическая категория 1.docx

— 69.58 Кб (Скачать файл)

 

2.2Группа непроизводственных услуг

К непроизводственным бытовым услугам отнесены услуги парикмахерских, бань и душевых павильонов, прокат, услуги по охране вещей и ломбардов, справочно-информационной службы; так называемые добрые услуги, обучение вязанию, кройке, шитью и прочие виды услуг непроизводственного характера.

Непроизводственные виды бытовых услуг – специфичная  группа услуг определенного функционального  назначения, характеризующаяся рядом  особенностей, проявляющихся как  на абстрактном, так и на конкретном уровне исследования. Непроизводственная группа бытовых услуг носит черты  как сферы сервисного обслуживания населения в целом, так и непроизводственной отрасли экономики. Двоякая принадлежность этих услуг обусловлена двойственностью  их экономической природы. С одной  стороны, группа непроизводственных видов  услуг имеет индивидуальный характер, т.е. конкретная услуга выполняется  на основе полученного заказа определенного  индивида. С другой стороны, бытовые  услуги непроизводственной группы нематериальны, т.е. процесс их выполнения выступает  в форме полезного эффекта  определенного вида труда.

Нематериальность непроизводственной группы бытовых услуг – наиболее общие характеристики, свойственные большинству видов услуг исследуемой  группы. Однако следует иметь в  виду, что непроизводственную группу бытовых услуг отличает большое  разнообразие ( перечень услуг парикмахерских насчитывает около 130, разнобытовых услуг около 120 наименований ). Это обусловливает неоднородность этой группы.

Значительную часть разнобытовых услуг составляют услуги по уборке и благоустройству квартир, стеклопротирочные  работы  и др.  Нередко оказание бытовых услуг непроизводственной группы сопровождается производством материального продукта. Так, в услуги парикмахерских включается постижерные работы. В совокупности ритуальных услуг преобладают услуги, связанные с изготовлением предметов похоронного ритуала.

Индивидуальный характер непроизводственных видов бытовых  услуг предполагает не только опосредованние процесса выполнения услуг индивидуальным заказом, но и индивидуальное потребление их ( лично или семьей ). Ряд непроизводственных бытовых услуг потребляется в коллективном порядке. В их числе ритуальные услуги, услуги службы знакомств, частично разнобытовые услуги (курсы по обучению способам ведения домашнего хозяйства).

Индивидуальность и нематериальность бытовых услуг непроизводственной группы – не всеобщие, но наиболее типичные ее свойства. Это позволяет считать  их основными сущностными признаками данной группы услуг; в свою очередь, есть некоторые особенности –  отсутствие взаимозаменяемости услуг, невозможность их хранения, накопления, транспортировки.

Отсутствие взаимозаменяемости бытовых услуг обусловлено их особым функциональным назначением  и выражено в данной группе более  рельефно, чем по отрасли в целом. Услуги данной группы выполнимы лишь соответствующими предприятиями по мере возникновения потребности  в них. Так, услуги по уходу за внешностью выполнимы лишь парикмахерскими. Предприятия  проката ( и только они ) удовлетворяют временно возникшую  потребность в предметах домашнего обихода или иных предметах. Бани и души позволяют получать услуги гигиенического характера с лечебно-оздоровительным эффектом.

Ломбарды обеспечивают сохранность  предметов личного пользования  в наилучших для них условиях и среде, выполняет ссудные операции.

Справочно-информационная служба удовлетворяет потребности информационного, в ряде случаев посреднического  характера.

Невозможность хранения, накопления и транспортировки бытовых услуг непроизводственной группы обусловлена их нематериальностью, отсутствием предметной формы, существующей отдельно от исполнителя и потребителя услуг. Эти услуги не могут быть выполнены, обезличено и заранее. Следовательно, предприятия, оказывающие такие услуги, лишены главного средства сглаживания аритмии спроса – выпуска продукции мелкими партиями, т.е. функционирование предприятий находится в большей, чем по отрасли в целом, зависимости от спроса на услуги.

Индивидуальный характер непроизводственных бытовых услуг, направленность большинства из них  на человека делают необходимым непосредственный контакт исполнителя услуги с  потребителем. В этих условиях выполняются  не только функции производства, но и реализации услуг, происходит совпадение во времени и в пространстве двух названных функций, что влечет за собой ряд особенностей в организационной  структуре предприятий, а также  в формировании затрат и цен на услуги.

Полная зависимость непроизводственной группы бытового обслуживания от спроса населения на услуги обязывает при  размещении предприятий четко соблюдать  принцип максимального приближения  к населению. Здесь более ярко, чем по отрасли в целом, выражен  локальный характер деятельности предприятий  бытового обслуживания ( главным образом она рассчитана на жителей определенного района ). При этом, если в производственных отраслевых группах бытового обслуживания реализация этого принципа частично осуществима за счет приемной сети, для нематериальных услуг в силу неотделимости производства от обслуживания функциональная форма специализации, т.е. обособление собственно производства от приема и выдачи заказов, практически неосуществима. В этих условиях существенно затрудняется не только размещение предприятий, но и процесс концентрации. В качестве ведущей формы концентрации выступает централизация отдельных вспомогательных функций территориально обособленных предприятий.                                                                        Услуги парикмахерских. Они обладают всеми признаками услуг; не совершенностью, неотделимостью качества. Для них свойственны высокая индивидуальность, отсутствие материальной вещественной формы результата труда, труд выступает в форме полезного эффекта и не существует отдельно от исполнителя и потребителя услуг. Парикмахерские услуги составляют часть общей культуры общества, обеспечивают гигиену и влияют на здоровье граждан. Они пользуются спросом у всех категорий населения и представляют собой услуги первой необходимости.          Позиции унифицированного прейскуранта услуг парикмахерских включает в себя около 130 наименований, сгруппированных следующим образом: парикмахерские услуги, в том числе услуги женского и мужского залов; косметические услуги; маникюрные услуги; педикюрные услуги; услуги по уходу за париками, шиньонами, косами; постижерные работы.

На современном этапе  развития парикмахерских услуг выделились особенности личного фактора, к  которым относятся:

  • Резко возрастающее значение уровня квалификации работников в улучшении экономических, потребительских свойств услуг, т.е. обязательными условиями успешного труда становятся специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура мастера;
  • Усиление ответственности перед потребителем за результаты труда, поскольку результаты труда влияют на здоровье и настроение потребителя.

Особенностью парикмахерских услуг является сезонный характер спроса на услуги. Внутри годичные колебания спроса обусловлены главным образом климатическими условиями, национальными и традиционными праздниками, значительной миграцией населения.

Действующие в настоящее  время предприятия, оказывающие  парикмахерские услуги, можно разделить  на следующие группы:

  • первая группа состоит из предприятий, оказывающих наиболее сложные, комплексные, качественные парикмахерско - косметические услуги, обслуживающие 10 -15 % потребителей – салоны-люкс, в число которых также включаются эксклюзивные салоны, отличающиеся широким ассортиментом услуг, включающими более 20 наименований парфюмерно-косметических материалов, предоставлением дополнительных и консультационных услуг, выполнении маникюра, педикюра, макияжа, наращивания ногтей. В таких салонах при<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-fami

Информация о работе Сервис как экономическая категория