Сертификация товаров и услуг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических знаний в вопросах сертификации товаров, работ (услуг), выработка практических навыков проведения расчета и оценки конкурентоспособности продукции.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия сертификации товаров, работ (услуг), а также цели проведения сертификации;
2. Рассмотреть порядок и принципы проведения сертификации;
3. Определить классификацию систем и схем сертификации;
4. Произвести расчет конкурентоспособности продукции на примере мороженого.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1 Сертификация товаров, работ ( услуг)……………………………………..4
1.1 Понятие сертификации товаров, работ (услуг), цели проведения сертификации……………………………………………………………..4
1.2 Порядок и принципы проведения сертификации…………………….11
2 Классификация систем и схемы сертификации товаров, работ (услуг)………………………….……………………..……………………..13
2.1 Системы сертификации……………………………………………..….14
2.2 Схемы сертификации ………………………………………………….17
3 Практическая часть: Расчет конкурентоспособности товара…………..26
4 Список используемых источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР Сертификация МОЯ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

  1. Сертификация товаров, работ ( услуг)……………………………………..4
    1. Понятие сертификации товаров, работ (услуг), цели проведения сертификации……………………………………………………………..4
    2. Порядок и принципы проведения сертификации…………………….11
  2. Классификация систем и схемы сертификации  товаров, работ (услуг)………………………….……………………..……………………..13
    1. Системы сертификации……………………………………………..….14
    2. Схемы сертификации ………………………………………………….17
  3. Практическая часть: Расчет конкурентоспособности товара…………..26
  4. Список используемых источников…………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, возникает  проблема оценки качества и надежности выпускаемой продукции. В условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим качество продукции требованиям нормативно-технической документации, является сертификация. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия, подтверждение качества.

Целью написания  контрольной работы является закрепление теоретических знаний в вопросах сертификации товаров, работ (услуг), выработка практических навыков проведения расчета и оценки конкурентоспособности продукции.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

    1. Определить сущность понятия сертификации товаров, работ (услуг), а также цели проведения сертификации;
    2. Рассмотреть порядок и принципы проведения сертификации;
    3. Определить классификацию систем и схем сертификации;
    4. Произвести расчет конкурентоспособности продукции на примере мороженого.

 

 

 

 

    1. СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ (УСЛУГ)

 

Все предприниматели, занимающиеся производством или продажей продукции, выполнением работ или оказанием услуг так или иначе, сталкиваются с вопросами сертификации. Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренние рынки сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно это предопределило широкое распространение сертификации.

 

    1. Понятие сертификации  товаров, работ (услуг), цели проведения сертификации

Сертификация представляет собой  процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.1 В переводе с латинского означает certim – верно, facere – делать.2 С ее помощью обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

На первый взгляд может показаться, что сертификация появилась недавно. На самом деле это совсем не так. Ещё в Древней Греции появились так называемые «нормативные документы» (это были строительные нормативы для сооружения колонн из бронзы). Этот факт учёными признаётся как один из первых случаев сертификации. На протяжении веков производители товаров гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, своеобразными "заявлениями о соответствии". Такие документы были весьма разнообразны. Даже на произведения искусства полагались особые заявления. Известно, что знаменитые художники эпохи Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. Впрочем, подобная практика была распространена в среде почти любых мастеров — разнились только сроки подобной гарантии. Это можно рассматривать не просто как появление гарантийного срока, но и как своеобразную «декларацию соответствия». Если рассматривать нашу историю, то можно найти сведения, что ещё Петр I в 1722 году предписывал «наблюдать, чтобы меры и весы были верные и требовать сведения из магистрата о мерах и весах, а за нахождение наклейменных или фальшивых мер и весов штрафовать».

 В Российской Федерации,  а до этого в СССР, сертификация  продукции начала развиваться  с 1979 года, с момента появления  постановления ЦК КПСС и Совета  Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Такая система преследовала цель: обеспечить достоверную оценку качества продукции и предотвратить передачу в производство несовершенных и недоработанных изделий, а также совершать систематический контроль над стабильностью качества выпускаемой продукции. Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. В течение последующих десяти лет формировалась законодательная основа подтверждения соответствия различных видов продукции. Конкретные требования к характеристикам продукции и систем качества были установлены в государственных и отраслевых стандартах, нормах и правилах, которые до 2003 года рассматривались как элементы технического законодательства страны. С целью вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), 27.12.2002 был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ, который отменил действие Закона Российской Федерации «О стандартизации» и «О Сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 N 5151-1. Сегодня Российская Федерация является участником таких международных систем сертификации, как МЭК, ЕЭК, ООН, и так далее. Кроме того, в самой России действует множество обязательных и добровольных систем сертификации. На данный момент сертификация находится на пике своего развития, пройдя трудный путь эволюции от древних времен к современности.

Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем  на сегодняшний день является вхождение  России во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что этот шаг позволит нашей стране достигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Одновременно с этим, от России потребуется проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО в числе которых:

  • Сертификация производимых товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
  • Сертификация систем менеджмента качества предприятий;
  • Сертификация персонала.

Сертификация товаров представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что товар  отвечает определенным стандартам или другим требованиям НД. Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации».3

Сертификация работ (услуг) — это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации. Правила сертификации услуг (работ)  регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации».4

Сертификация  систем менеджмента — это процедура подтверждения степени соответствия и результативности определенной системы менеджмента требованиям стандарта на данную систему менеджмента, является важным условием повышения конкурентоспособности товаров, а в ряде случаев – необходимым условием для распространения на рынке.5

Основные сертифицируемые  системы менеджмента:

  • Система менеджмента качества (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008);
  • Система экологического менеджмента (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007);
  • Систем менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р 12.0.230-2007);
  • Система менеджмента информационной безопасности (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО /МЭК 27001-2006);
  • Система менеджмента безопасности пищевой продукции (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 22000-2007).

Сертификация персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных профессиональных  стандартов.  В Омске с 2006 года в Центре сертификации и экспертизы «Омск-Тест» функционирует система добровольной сертификации персонала предприятий общественного питания. Сертификация персонала предприятий предоставляет как работникам, так и работодателям следующие преимущества.

Работнику:

  • подтвердить свою компетентность через независимую оценку;
  • востребованность на рынке труда, упрощение и сокращение сроков поиска подходящей работы;
  • возможность легко внедриться в трудовой процесс;
  • социальную устойчивость на рынке труда;
  • потенциальную возможность большей зарплаты;
  • имидж — вхождение в единый реестр сертифицированного персонала.

Работодателю:

  • более компетентный персонал;
  • высокую мотивацию и эффективность труда;
  • повышение качества труда;
  • владение информационной базой профессиональных кадров;
  • увеличение прибыльности организации;
  • конкурентоспособность организации.

Система сертификации персонала предусматривает добровольную сертификацию персонала и ежегодное повышение компетентности.

Как и  любая сфера деятельности, сертификация имеет свои цели. Цели сертификации заключаются в следующем:

первое  – это содействие потребителям в выборе наиболее качественного продукта. Кроме того, в этом случае формируется рыночный спрос, который связан с качественной стороной товара или услуги, а не количественной.

второе – защита потребителя от недобросовестного производителя. В настоящее время на рынке существует большое количество идентичной продукции, среди которой очень сложно выбрать качественную. Обычно потребитель формирует свой вкус методом проб и ошибок, но при наличии у товара сертификата можно не колебаться при выборе.

третье – это безопасность продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, подтверждение качества продукции, заявленных изготовителем. В этом контексте подразумевается безопасное производство продукта и безопасное его потребление.

четвертое – содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

пятое – создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.6

Задачи, которые  необходимо решить для достижения этих целей:

• поэтапное внедрение обязательной сертификации;

• установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;

• аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых, подготовка и аккредитация экспертов;

• разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов;

• модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс методов, отвечающих требованиям международных стандартов;

• создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;

• определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;

• международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.

 

    1. Порядок и принципы проведения сертификации

Как и любой  процесс, процедура сертификации предполагает несколько этапов, среди которых:

подача заявки на сертификацию – заявитель подает заявку в соответствующий орган. Заявителем может быть любое юридическое лицо (предприниматель), признающее правила сертификации и оплатившее расходы по ее проведению. При обязательной сертификации заявитель вместе с заявкой подает и декларацию о соответствии;

рассмотрение  и принятие решения по заявке – заявка рассматривается и не позднее чем через 15 дней сообщает заявителю решение. В нем содержатся условия сертификации: схема сертификации, перечень нужных документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий. Выбор лаборатории или органа по сертификации осуществляет заявитель;

отбор, идентификация образцов и их испытания – осуществляет испытательные лаборатории. Испытания проводят на образцах, которые будут поставляться потребителю. Идентификация подтверждает подлинность продукции , ее соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке. Число образцов, порядок их отбора и хранения устанавливается в соответствии с нормативной документации, протоколы испытаний передаются заявителю и в орган по сертификации;

Информация о работе Сертификация товаров и услуг в РФ