Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы определена следующая цель – изучить методы и формы государственного регулирования малого бизнеса.
Задачами данной работы являются:
- Исследовать сущность и формы малого сектора экономики;
- Показать его проблемы и пути их решения;
- Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса;
- Дать анализ системе административных и экономических методов.

Содержание

Введение …......................................................................................................... 4
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике РФ …......... 6
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике …............... 6
1.2 Формы малого бизнеса …............................................................................ 9
1.3 Актуальные проблемы развития малого бизнеса в РФ …........................ 17
Выводы по главе ….......................................................................................... 24
Глава 2. Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ ….............................................................................................................. 25
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса …....................................... 25
2.2 Система административных методов …................................................... 31
2.3 Экономические методы государственного регулирования …................ 34
Выводы по главе …......................................................................................... 40
Заключение ….................................................................................................. 42
Список литературы …................................................................................... 44

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Список сокращений

 

 

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

ЗАО - Закрытое акционерное общество

ОАО - Открытое акционерное общество

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

НДС - Налог на добавленную стоимость

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

ФЗ - Федеральный закон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат …........................................................................................................... 2

Введение …......................................................................................................... 4

Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике РФ …......... 6

1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике …............... 6

1.2 Формы малого бизнеса …............................................................................ 9

1.3 Актуальные проблемы развития малого бизнеса в РФ …........................ 17

Выводы  по  главе ….......................................................................................... 24

Глава 2.  Система   государственного   регулирования    малого   бизнеса  в  РФ  ….............................................................................................................. 25

2.1 Государственная поддержка малого бизнеса …....................................... 25

2.2 Система административных методов …................................................... 31

2.3 Экономические методы государственного регулирования …................ 34

Выводы  по  главе …......................................................................................... 40

Заключение ….................................................................................................. 42

Список  литературы …................................................................................... 44

Приложения

                                                                                                                         4

Введение

 

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время все еще существует необходимость в изменениях, касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью осуществления государственной политики в области развития малого бизнеса. Поэтому существуют многие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса не решена. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Главной проблемой в области государственного регулирования являются: совершенствование налоговой системы; обеспечение единства законодательства; сбалансированность бюджетов всех уровней и др.

При написании курсовой работы определена следующая цель – изучить методы и формы государственного регулирования малого бизнеса.

Задачами данной работы являются:

- Исследовать сущность и формы малого сектора экономики;

- Показать его проблемы и пути их решения;

- Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса;

- Дать анализ системе административных и экономических методов.

Курсовая работа состоит из двух глав, шести подпунктов, введения, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе раскрываются понятие  и  сущность  малого   бизнеса,  его   роль   в   рыночной   экономике,

5

описываются основные его формы. Анализируются основные проблемы малого сектора, такие как высокий уровень налогообложения ресурсов, нехватка финансовых средств, административные барьеры и определяются оптимальные пути их решения. Во второй главе рассматривается система государственного регулирования малого предпринимательства - как осуществляется государственная поддержка малого бизнеса и регулирование малого бизнеса посредством административных и экономических методов.

Данная тема разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например такие как Баженов Ю.К., Лапуста М.Г., Власов В.С. и др. Действует достаточно Федеральных законов и нормативно-правовых документов, которые регулируют деятельность малого предпринимательства.

 

6                                                                                                                                             

1. Сущность малого бизнеса и его роль в РФ

 

1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике

 

С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малое предпринимательство», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником1.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской  Федерации, общественных и религиозных

                                                                                                                          7

организации (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в некоторых средняя численность работающих за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

- в технической сфере - 60;

- в оптовой торговле - 50;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30;

- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 502.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие:

- средняя численность занятых на предприятии работников;

- ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

- величина активов.

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной  поддержки

                                                                                                                         8

развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

Для того, чтобы определить истинное место малого предпринимательства в структуре рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний бизнес - это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.

Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, так как способно обеспечить социальную и политическую стабильность, смягчить последствия структурных изменений, быстро адаптироваться к меняющимся потребностям рынка. Оно вносит значительный вклад в региональное развитие, использует технические и организационные нововведения.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

- численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

- вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;

- ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), удовлетворяющих потребности населения;

- навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

                                                                                                                         9

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает оставаться "в тени".

 

1.2 Формы малого предпринимательства

 

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ, а механизм создания и функционирования отдельных из них — федеральными законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах, к ним относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям (признакам). Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме, но они являются субъектами малого предпринимательства.

Хозяйственные товарищества3

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом (Приложение 1). Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

                                                                                                                        10

Учредителями полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, но учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет право действовать от имени товарищества, но при совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.

Участник полного товарищества не имеет права без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности самого товарищества.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества    предпринимательскую    деятельность   и   отвечающими   по

                                                                                                                                 11

Информация о работе Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ