Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Налоговая система— совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА. 7
1.1 Понятие и функции налоговой системы 7
1.2 Структура и принципы построения налоговой системы 8
2. НАЛОГИ, ИХ ВИДЫ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ 14
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 21
3.1 История создания налоговых органов Республики Беларусь 21
3.2 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и основные направления совершенствования системы налогообложения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36
Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определённым образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения; особенности ставки; полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм; по принадлежности к уровню власти; в зависимости от источника уплаты; в зависимости от субъектов уплаты и др.
В широком смысле слова эффективность
налоговой системы обнаруживает
Как изложено выше в данной курсовой работе намечаются пути развития нашей налоговой системы в сторону ее упрощения, большей прозрачности и адаптирования структуры налогов в Беларуси к общеевропейским стандартам.
Налоговая нагрузка на экономику постепенно снижается. Беларусь полностью отказалась от специальных налогов, которые искажали налоговую систему и создавали некоторые отрицательные стимулы в экономике.
Сегодня плательщик, как правило, уплачивает 6 платежей - налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в ФСЗН, а также удерживается подоходный налог с физических лиц. Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на игорный бизнес) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы).
Существенно сократилось время, которое сегодня затрачивается на исчисление и уплату налогов
Создан сервис "Личный кабинет плательщика", позволяющий получать информацию обо всех своих налоговых обязательствах и совершать установленные законодательством процедуры через один интернет-сайт.
Однако наряду с этим существует и ряд недостатков в системе, которые планируется устранить в среднесрочной перспективе. По последней оценке Всемирного банка, в рейтинге "Ведение бизнеса 2012" Беларусь по разделу "Налогообложение" в 2011 году поднялась только на 27 позиций, занимая 156-е место из 183 стран.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь в 2011-2012 гг. | ||||||
Наименование |
Количество, единиц |
Поступление платежей в бюджет*, млрд. рублей |
Уд. вес в общих поступлениях региона | |||
на 01.01.2012 |
на 01.12.2012 |
2011 г. |
январь-ноябрь 2012 г. |
2011 г. |
январь-ноябрь 2012 г. | |
Субъекты малого предпринимательства Республики Беларусь, всего |
311 024 |
333 402 |
11 115,1 |
20 939,7 |
20,7% |
23,3% |
Организации-субъекты малого предпринимательства |
91 739 |
98 957 |
9 897,9 |
18 810,6 |
18,4% |
20,9% |
Малые организации |
10 703 |
10 798 |
4 977,2 |
9 418,6 |
9,2% |
10,5% |
Микроорганизации |
81 036 |
88 159 |
4 920,7 |
9 392,0 |
9,1% |
10,5% |
Индивидуальные предприниматели |
219 285 |
234 445 |
1 217,2 |
2 129,0 |
2,3% |
2,4% |
Средние организации |
2 369 |
2 347 |
3 820,5 |
7 080,8 |
7,1% |
7,9% |
* поступления в части платежей, контролируемых налоговыми органами | ||||||
Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников за 2007-2011 годы
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||
млрд. рублей |
Уд. вес в доходах бюджета |
млрд. рублей |
Уд. вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
Уд. вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
Уд. вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
Уд. вес в доходах бюджета, % | |
Доходы бюджета, всего |
36 589,0 |
100,0 |
50 937,9 |
100,0 |
46 621,0 |
100,0 |
48 650,1 |
100,0 |
85 433,5 |
100,0 |
Налоговые доходы |
34 230,0 |
93,6 |
46 804,8 |
91,9 |
41 300,3 |
88,6 |
44 863,0 |
92,2 |
73 430,7 |
86,0 |
Налоги на доходы и прибыль |
7 464,7 |
20,4 |
11 176,3 |
22,0 |
9 630,7 |
20,7 |
11 822,5 |
24,3 |
18 563,6 |
21,8 |
Подоходный налог |
3 080,9 |
8,4 |
4 182,9 |
8,2 |
4 305,3 |
9,2 |
5 380,9 |
11,1 |
9 316,5 |
10,9 |
Налог на прибыль |
3 837,1 |
10,5 |
5 993,3 |
11,8 |
4 607,7 |
9,9 |
5 580,4 |
11,5 |
8 688,9 |
10,2 |
Налог на доходы |
150,5 |
0,4 |
413,7 |
0,8 |
248,8 |
0,5 |
297,0 |
0,6 |
558,3 |
0,7 |
Целевые сборы |
396,1 |
1,1 |
586,4 |
1,2 |
468,9 |
1,0 |
564,3 |
1,1 |
отменен | |
Налоги на собственность |
1 519,2 |
4,2 |
2 004,8 |
3,9 |
1 626,7 |
3,5 |
1 850,1 |
3,8 |
2 549,2 |
3,0 |
Земельный налог |
432,8 |
1,2 |
653,8 |
1,3 |
617,9 |
1,3 |
675,3 |
1,4 |
959,5 |
1,1 |
Налог на недвижимость |
1 086,4 |
3,0 |
1 351,0 |
2,6 |
1 008,8 |
2,2 |
1 174,8 |
2,4 |
1 589,7 |
1,9 |
Налоги на товары и услуги |
16 810,8 |
45,9 |
20 489,3 |
40,2 |
19 907,2 |
42,7 |
22 980,8 |
47,2 |
34 754,6 |
40,7 |
Налог на добавленную стоимость |
8 669,6 |
23,7 |
11 399,2 |
22,4 |
12 083,1 |
25,9 |
16 226,4 |
33,4 |
26 498,5 |
31,0 |
Налог с продаж |
531,7 |
1,4 |
675,5 |
1,3 |
567,2 |
1,2 |
отменен | |||
Налог при упрощенной системе налогообложения |
97,7 |
0,3 |
351,8 |
0,7 |
488,7 |
1,1 |
723,0 |
1,5 |
1 167,6 |
1,4 |
Платежи, исчисляемые из выручки от реализации |
2 980,8 |
8,1 |
2 636,3 |
5,2 |
1 411,5 |
3,0 |
отменен | |||
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц |
269,0 |
0,7 |
225,3 |
0,4 |
300,5 |
0,6 |
316,1 |
0,7 |
338,4 |
0,4 |
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции |
129,3 |
0,4 |
195,2 |
0,4 |
219,2 |
0,5 |
257,4 |
0,5 |
255,1 |
0,3 |
Акцизы |
3 046,0 |
8,3 |
3 900,8 |
7,7 |
3 637,4 |
7,8 |
4 350,2 |
8,9 |
5 599,5 |
6,6 |
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств |
56,3 |
0,2 |
92,0 |
0,2 |
61,5 |
0,1 |
отменен | |||
Налог на игорный бизнес |
28,5 |
0,1 |
43,9 |
0,1 |
61,9 |
0,1 |
70,0 |
0,1 |
108,2 |
0,1 |
Налог на услуги |
192,7 |
0,5 |
273,4 |
0,5 |
196,1 |
0,4 |
200,7 |
0,4 |
отменен | |
Сборы с заготовителей |
2,5 |
0,01 |
3,2 |
0,01 |
3,4 |
0,01 |
3,2 |
0,01 |
10,7 |
0,01 |
Сборы с пользователей, с 2010 г. - налог за владение собаками |
71,4 |
0,2 |
2,9 |
0,01 |
3,1 |
0,01 |
2,1 |
0,004 |
2,8 |
0,003 |
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств |
115,0 |
0,3 |
146,6 |
0,3 |
173,4 |
0,4 |
233,5 |
0,5 |
89,6 |
0,1 |
Отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи |
30,8 |
0,1 |
52,5 |
0,1 |
62,9 |
0,2 |
71,9 |
0,2 |
92,9 |
0,1 |
Регистрационные сборы (с 2011 г. - специальные сборы (пошлины)) |
29,7 |
0,1 |
11,6 |
0,02 |
12,9 |
0,03 |
15,3 |
0,03 |
25,7 |
0,03 |
Экологический налог |
559,7 |
1,5 |
479,0 |
0,9 |
624,2 |
1,3 |
510,8 |
1,0 |
565,3 |
0,7 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
6 281,3 |
17,2 |
10 612,6 |
20,8 |
7 969,5 |
17,1 |
5 776,2 |
11,9 |
15 146,9 |
17,7 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
2 154,0 |
5,9 |
2 521,9 |
5,0 |
2 166,2 |
4,6 |
2 433,3 |
5,0 |
2 416,4 |
2,8 |
Неналоговые доходы |
2 359,0 |
6,4 |
4 133,1 |
8,1 |
5 320,7 |
11,4 |
3 787,1 |
7,8 |
12 002,8 |
14,0 |
* на основании данных
Министерства финансов | ||||||||||
** в состав иных
налогов, сборов (пошлин) и обязательных
платежей включены отчисления
в фонды предупредительных (пре | ||||||||||
*** без учета процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами ФСЗН, штрафов за нарушение законодательства Республики Беларусь об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН. |