Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа
В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....
1.1. Сущность социальной защиты………………………………………………..
1.2. Понятие социального обеспечения,
история образования фонда социальной защиты населения,
его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты………………………….
2.2. Анализ развития пенсионной системы…………………………………………
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
В рамках действующей
системы пенсионного
При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 10 лет (например, в 2009 году пенсия исчисляется из заработка за любые 15 лет подряд из последних 25 лет работы).
Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям).
К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).
Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы – 75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.
Одним из приоритетных
направлений государственной
-в связи с ростом средней заработной платы;
- в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.
Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.
В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Таким образом, минимальные пенсии пересчитываются чаще, но в меньшем размере, однако в целом темпы их роста соответствуют росту трудовых пенсий.
Пенсионерам, получающим к трудовой пенсии надбавки и повышения, сама пенсия будет пересчитана с учетом роста средней заработной платы в республике, а надбавки и повышения – с учетом изменения бюджета прожиточного минимума.
C 1 января 2009 года вступил
в силу Закон Республики
Списки (перечни) производств, работ, профессий, критерии оценки условий труда, а также порядок их применения и использования результатов аттестации рабочих мест для целей профессионального пенсионного страхования работников определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования». Закрепленные в нем нормы во многом сохраняют действующие в настоящее время требования и условия назначения досрочных пенсий (по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет).
Одним из основных условий предоставления работнику права досрочного (ранее общего пенсионного возраста) выхода на профессиональную пенсию остается наличие требуемого Законом профессионального стажа – стажа работы в неблагоприятных условиях труда, сопровождавшейся уплатой работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Правила подсчета такого стажа установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9.10.2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию». В частности, формируемый на протяжении трудовой деятельности работника профессиональный стаж будет исчисляться путем суммирования периодов его «вредной» работы, сопровождавшейся уплатой целевых взносов. Определяется также порядок исчисления профессионального стажа при работе застрахованного лица в различных неблагоприятных условиях труда, в том числе в тех случаях, когда часть такой работы протекала до введения профессионального пенсионного страхования.
Тарифы обязательных страховых взносов на профессиональное пенсионное страхование утверждены 10 января 2009 года Указом Президента Республики Беларусь № 23 (дифференцированы по категориям работников в пределах от 1,5 до 4,8 процентов). Объектом для исчисления указанных взносов являются выплаты всех видов, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте с особыми условиями труда. Взносы на профессиональное пенсионное страхование работодателями уплачиваются за периоды непосредственного выполнения работниками работы на «вредных» рабочих местах и трудового отпуска.
С введением профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, профессиональные пенсии по Закону ППС приходят на смену досрочным трудовым пенсиям по условиям труда, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
С 1 января 2009 г. работники,
занятые в особых условиях труда
и отдельными видами профессиональной
деятельности, подлежат профессиональному
пенсионному страхованию и
Вместе с тем, продолжается назначение досрочных пенсий по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (в связи с ранее принятыми обязательствами пенсионной системы). Для урегулирования вопросов назначения и выплаты досрочных пенсий, исчисления «вредного» стажа по каждому из законов, соответствующие изменения в законодательство внесены Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 № 6-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения».
В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер социального страхования. Он регламентирован законом Республики Беларусь от 6.01.1999г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых вносов и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу.
Преимущества персонифицированного учета - на место практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице). Каждый работающий гражданин зарегистрирован в Фонде социальной защиты населения (далее - Фонд), ему выдано свидетельство социального страхования с указанием страхового номера, который соответствует личному номеру гражданина, указанному в паспорте нового образца. Под этим же номером на него открыт в информационной базе Фонда индивидуальный лицевой счет, на котором накапливаются сведения о стаже, заработке и другие данные, необходимые ему в будущем для назначения трудовой пенсии. Система учета такова, что страховой номер сохраняется за человеком всю жизнь. Куда бы он ни переехал, на какую бы работу не устроился, данные о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет. К моменту назначения пенсии гражданину не надо будет собирать многочисленные справки, искать исчезнувшие фирмы, где он когда-то работал, копаться в архивах. Все сведения хранятся в компьютерном банке данных Фонда. Данными персонифицированного учета располагает только Фонд социальной защиты населения - государственный орган, следовательно, государство обеспечивает сохранность, достоверность и конфиденциальность сведений о каждом гражданине.
Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий. Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА
2.1. Сущность пенсионного страхования и его субъекты
Пенсионное страхование
представляет собой создание соответствующего резерва с выплатами
из него в форме капитала или ренты при
выходе на пенсию, полной или частичной
инвалидности.
По истечении срока страхования у застрахованного
возникает право на получение первой пенсии,
а при дожитии до следующих установленных
дат ее выплаты – второй и последующих
пенсий без каких-либо ограничений до
тех пор, пока жив их получатель.
В страховании пенсии страхователь единовременно
или в рассрочку уплачивает страховой
взнос, а страховщик берет на себя обязательство
в течение обусловленного срока или пожизненно
периодически выплачивать застрахованному
пенсию.
В зависимости от периода выплаты пенсия
подразделяется на временную, выплачиваемую
в течение определенного числа лет, или
пожизненную, которая выплачивается до
конца жизни застрахованного.
По форме организации страхование пенсии
может осуществляться через частный пенсионный
фонд на групповой и индивидуальной основе.
Различают два способа группового страхования
пенсии (по старости):
1) предприятие покупает каждому работнику
пенсию за счет собственных средств, затем
этот взнос частично, а иногда и полностью
компенсируется за из средств профсоюза
или заработка рабочего. При достижении
застрахованным пенсионного возраста
его пенсия будет равна сумме пенсий, «купленных»
для него в каждом конкретном году.
2) каждый член группового договора делает
взносы в пенсионных фонд в определенном
проценте от заработной платы. Взносы
аккумулируются в фонде на предприятии.
Размер пенсии заранее не фиксируется,
а определяется в момент ухода на пенсию.
В этот период из фонда изымаются взносы
данного сотрудника, а предприниматель
доплачивает определенную сумму и «покупает»
для него у страховщика пенсию. Система
основана на предварительном депонировании
средств.
В Республике Беларусь постепенно развивается
такой вид страхования, как страхование
дополнительной пенсии.
По страхованию дополнительной пенсии
страховая организация обязуется уплачивать
застрахованному лицу в установленные
сроки регулярный доход. Фонд для выплат
создается из взносов страхователей.
Страхователем является физическое лицо,
заключившее со страховщиком договор
страхования в своих интересах
либо в интересах другого
Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь