Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа
В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....
1.1. Сущность социальной защиты………………………………………………..
1.2. Понятие социального обеспечения,
история образования фонда социальной защиты населения,
его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты………………………….
2.2. Анализ развития пенсионной системы…………………………………………
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
Выплаты страхового обеспечения производятся при наступлении следующих событий:
- достижение застрахованным пенсионного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет);
- дожитие застрахованным до окончания срока страхования.
Страховая сумма по договору определяется по соглашению сторон. В течение срока действия страхования она может быть изменена с последующим внесением изменений в договор страхования.
Страховой взнос
исчисляется на основании страх
Уплачивается страховой взнос единовременно либо в рассрочку наличным, безналичным способом либо почтовым переводом.
Срок действия договора
страхования определяется как
период между датой вступления
договора страхования в силу
и датой полного исполнения
обязательств перед
Страховое обеспечение
выплачивается застрахованному
лицу после наступления страхов
- заявление о наступлении страхового случая;
- страховой полис;
- документ, удостоверяющий личность;
- пенсионное удостоверение застрахованного.
В Республике Беларусь чаще
всего используется второй вид
пенсионного обеспечения, а
В Беларуси система социального обеспечения представляет собой достаточно разветвленную сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных и трудоспособных лиц посредство государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении старшего поколения и инвалидов.
Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного страхования можно разделить на трудоспособных граждан, имеющих право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии.
В первой группе наибольший удельный вес занимают лица, имеющие право на пенсию по возрасту, которая на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, а женщинам по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Кроме того, законодательством определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий на 5-10 и более лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников с вредными и тяжелыми условиями труда; военнослужащих, ставших инвалидами; матерей погибших военнослужащих; многодетных матерей; родителей детей-инвалидов; лилипутов и карликов; инвалидов с детства и других.
Ко второй группе относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, инвалиды с детства, а также в результате увечья, не связанного с работой, которые имеют право на пенсию по инвалидности и другие. По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д.
2.2. Анализ развития пенсионной системы
В каждом административном
районе Республики Беларусь созданы
и динамично развиваются
На 1 января 2013 г. на учете в центрах состоит около 1,7 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста – 156,5 тыс. человек, одиноко проживающих – около 567 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 9,9 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 188,4 тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – около 23 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – около 7,9 тыс. человек).
Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.
На протяжении всего времени механизм ее предоставления совершенствовался. Так, увеличен критерий нуждаемости для предоставления помощи, отменен категориальный подход к оказанию помощи, введен новый вид поддержки – единовременное социальное пособие.
Если говорить о возрастном цензе, то и в самом деле на просторах СНГ осталось только 4 государства — Россия, Украина, Узбекистан и Беларусь, в которых мужчины уходят на заслуженный отдых в 60 лет, а женщины — в 55. Возраст этот на сегодняшний день вполне трудоспособный, накоплен опыт профессиональной деятельности. С другой стороны, увеличение возрастного ценза может вызвать рост безработицы среди молодежи. С этим негативным явлением, как показывает опыт прошлых лет, непросто бороться. В нашем государстве, благодаря постоянному вниманию к занятости населения, уровень безработицы один из самых низких на всем постсоветском пространстве. Это большое социальное достижение, которым мы ни в коем случае не должны жертвовать.
Для анализа динамики и структуры пенсий были использованы данные Отчетов о суммах назначенных пенсионерам месячных пенсий райисполкома по труду и социальной защите по состоянию на 2012 г. и на 2013 г.
Приведем в таблице 1 средние размеры выплат в Управлении по труду, занятости и социальной защиты населения райисполкома.
Таблица 1 – Средние размеры выплат пенсий по состоянию на декабрь 2012 г. и на август 2013 г.
|
Средний размер декабрь 2012 г., руб. |
Средний размер август 2013 г., руб. |
Превышение, % | |||||
Всех видов |
1 885 508 |
2 102 360 |
111,5 | |||||
Трудовая |
1 909 874 |
2 128 782 |
111,5 | |||||
по возрасту |
1 962 454 |
2 179 835 |
111,5 | |||||
по инвалидности (вследствие трудового увечья или проф.заболевания) |
1 925 607 |
1 925 607 |
111,8 | |||||
по случаю потери кормильца (на общих основаниях) |
1 213 016 |
1 374 612 |
113,3 | |||||
за выслугу лет |
2 513 805 |
2 832 456 |
112,7 | |||||
за особые заслуги перед республикой |
2 819 392 |
3 097 733 |
109,9 | |||||
Социальная |
816 031 |
946 063 |
115,9 |
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что средняя пенсия в Управлении по труду, занятости и социальной защиты населения райисполкома, составляющая в декабре 2012 г. 1885 тыс. руб., возросла на 111,5% и составила 2102 тыс. руб. Наибольший размер пенсии приходится на трудовую пенсию, а в разрезе статей - за особые заслуги перед республикой, а также за выслугу лет.
Пенсионная система в Беларуси функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно, отметили в министерстве. В текущем году принимаются меры, направленные на поддержание уровня пенсий и их покупательной способности. Так, в соответствии с указом №35 с 1 января 2012 года установлена ежемесячная дополнительная целевая доплата к пенсиям неработающих получателей пенсий в органах по труду, занятости и соцзащите, достигших возраста 75 лет, в размере 75% минимального размера пенсии по возрасту, в возрасте 80 лет и старше - 100% минимального размера пенсии по возрасту. В феврале, мае и августе произведены перерасчеты трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике, а также минимальных трудовых и социальных пенсий, надбавок, повышений и доплат к пенсиям в связи с изменением БПМ.
Соотношение минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера за январь-сентябрь 2013 года равнялось 218,5%.
Средний размер назначенных пенсий составил 1 миллион 885,5 тысячи рублей, что в 2,6 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров (в соответствии с постановлением правительства БПМ для пенсионеров в ценах сентября 2012 года в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2012 года по 31 января 2013 года составляет 727,3 тысячи рублей).
Средний размер пенсий по возрасту составил 1 миллион 962,4 тысячи рублей, по инвалидности - 1 миллион 722,4 тысячи, по случаю потери кормильца - 1 миллион 213 тысячи рублей, социальных пенсий - 816 тысяч рублей.
На учете в органах
по труду, занятости и
Размеры пенсий в январе 2013 г.:
-максимальная пенсия по возрасту для работающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 1,3) – 2 165 210 рублей;
-максимальная пенсия по возрасту для неработающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 4,0) – 2 982 840 рублей;
-минимальная пенсия по возрасту – 1 027 550 рублей (220 008 рублей – 25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2012 г. и 807 537 рублей – доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте пенсий (статья 70 Закона).
Размеры доплат к пенсиям неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите в январе 2013 г. составляют: лицам, достигшим возраста 75 лет, – 165 010 рублей; лицам, достигшим возраста 80 лет – 220 010 рублей.
Размеры пенсий в феврале, марте, апреле 2013 г.:
-максимальная пенсия по возрасту для работающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 1,3) – 2 165 210 рублей;
-максимальная пенсия по возрасту для неработающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 4,0) – 2 982 840 рублей;
-минимальная пенсия по возрасту – 1 038 580 рублей (231 038 рублей – 25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2012 г. и 807 537 рублей – доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте пенсий (статья 70 Закона).
Размеры доплат к пенсиям неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите в феврале 2013 г. составляют: лицам, достигшим возраста 75 лет, – 173 280 рублей; лицам, достигшим возраста 80 лет – 231 040 рублей.
С 1 февраля 2013 г. произведен перерасчет минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения — 924 150 рублей.
Размеры пенсий в мае, июне 2013 г.:
-максимальная пенсия по возрасту для работающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 1,3) – 2 165 200 рублей;
-максимальная пенсия по возрасту для неработающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 4,0) – 2 982 800 рублей;
-минимальная пенсия по возрасту – 1 051 100 рублей (243 528 рублей – 25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2013 г. и 807 537 рублей – доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте пенсий (статья 70 Закона).
С 1 мая 2013 г. произведены
перерасчеты минимальных
Размеры пенсий в июле 2013 г.:
-максимальная пенсия по возрасту для работающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 1,3) – 2 403 400 рублей;
Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь