Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....
1.1. Сущность социальной защиты………………………………………………..
1.2. Понятие социального обеспечения,
история образования фонда социальной защиты населения,
его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты………………………….
2.2. Анализ развития пенсионной системы…………………………………………
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение- курс.-5045.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

-максимальная пенсия по возрасту для неработающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 4,0) – 3 310 950 рублей;

-минимальная пенсия по возрасту – 1 139  900 рублей (243 528 рублей – 25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2013 г. и 896 366 рублей – доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте пенсий (статья 70 Закона).

С 1 июля 2013 г. произведен перерасчет трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике за 3 квартал 2012 г., проиндексированной на 11 процентов, – 4 481 831 руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 278).

Размеры пенсий в августе 2013 г.:

-максимальная пенсия по возрасту для работающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 1,3) – 2 403 400 рублей;

-максимальная пенсия по возрасту для неработающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 4,0) – 3 310 950 рублей;

-минимальная пенсия по возрасту – 1 152  900 рублей (256 573 рубля – 25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (1026290 рублей) и 896 366 рублей – доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте пенсий (статья 70 Закона).

Размеры доплат к пенсиям неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите в августе 2013 г. составляют: лицам, достигшим возраста 75 лет, – 192 400 рублей; лицам, достигшим возраста 80 лет – 256 600 рублей.

С 1 августа 2013 г. произведены  перерасчеты минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также надбавок,  повышений и доплат к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения — 1 026 290 рублей.

Повышение трудовых пенсий в 2012 году осуществлялись 4 раза согласно указу Президента и являлось целенаправленной мерой для роста благосостояния пенсионеров. Ежеквартально проводился перерасчет минимальных и социальных пенсий, а также надбавок и повышений, установленных для отдельных категорий пенсионеров, в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, сказала министр.

В настоящее время средняя пенсия по возрасту составляет около 2 млн.руб. В фонде социальной защиты и в бюджете заложены деньги для повышения пенсий в 2013и 2014 году. На выплату пенсий в этом году выделено порядка 53 трлн.руб.

Размер средней трудовой пенсии в июле нынешнего года достиг 2 млн.руб. 122,3 тыс., что на 11,1% превышает уровень декабря 2012 года. Средняя пенсия по возрасту равнялась 2 млн.руб. 174,6 тыс., минимальная по возрасту (с учетом доплаты к ней) - 1 млн. 483 тыс. Средняя пенсия по инвалидности составляла 1 млн. 914,3 тыс., по случаю потери кормильца - Br1 млн. 361,9 тыс., за выслугу лет - 2 млн. 822,7 тыс., за особые заслуги перед республикой - 3 млн. 67,6 тыс.

Средний размер социальной пенсии составил в июле 900,8 тыс. - это на 10,4% выше по сравнению с декабрем минувшего года.

Что касается расчетных  показателей на июль текущего года, то максимальная пенсия по возрасту для  неработающих пенсионеров (при стаже 40 лет у женщин и 45 лет у мужчин и индивидуальном коэффициенте заработка 4,0 и выше) составляет 3 млн. 310 тыс. 950.

Максимальная пенсия по возрасту для неработающих пенсионеров  из числа бывших шахтеров при стаже  подземной работы не менее 10 лет у мужчин и 7,5 года у женщин - 4 млн. 218 тыс. 520, при стаже работы на отдельных видах подземных и открытых горных работ не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин - 5 млн. 126 тыс. 90. Максимальная пенсия по возрасту для работающих пенсионеров (при индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 1,3 и выше) - 2 млн. 403 тыс. 380.

 Минимальный размер пенсии по возрасту равнялся в июле нынешнего года 243 тыс. 528 (этот норматив применяется при исчислении надбавок доплат к пенсиям, повышений пенсий, он равняется 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения).

В соответствии с Указом № 278 «О повышении пенсий» с 1 июля нынешнего года осуществлена корректировка  средней заработной платы работников в республике, примененной при  предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 11% и произведен соответствующий перерасчет трудовых пенсий. Средняя заработная плата, примененная при предыдущем перерасчете пенсий, составила 4037,7 тыс. Этот показатель проиндексирован на 11% и составил 4482 тыс. Перерасчет пенсий коснулся более 2,4 млн. пенсионеров.

В перспективе также  планируется направить усилия на развитие семейной политики, провести работу по законопроектам, касающимся обеспечения семей жилплощадью, повышения семейных пособий, и т.д. В целом отмечается, что необходимо обеспечить базу, способствующую созданию благоприятной демографической ситуации в республике, росту рождаемости.

В частности, в рамках работы по данному направлению, Советом  Республики был одобрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О социальной поддержке детей». Согласно данному проекту, на ребенка до трех лет полагается выплата пособия по уходу за ребёнком равного установленному прожиточному минимуму.

Всего на социальные цели государство направляет около 60% средств бюджета, а также из общего объема принимаемых законов, приблизительно 40% относятся к социальной сфере.

В заключение данной главы  можно сделать вывод о том, что залогом успеха работы любой  пенсионной системы является ее прозрачность, подконтрольность и отчетность перед застрахованными лицами.

Общественность о работе Фонда, особенно в части ее финансовой составляющей, широко не информируется. В результате работодатели и наемные  работники не в полной мере понимают систему, свои права и обязанности, а также того, что произошло с их взносами. Пенсионеры еще более далеки от понимания тех процессов и тенденций, которые происходят в пенсионном страховании. С точки зрения баланса интересов всех участников социального страхования (наниматели, застрахованные, правительство), было бы лучше, если бы состав правления формировался на паритетной основе из представителей трех сторон. 

 

3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

На протяжении последних  нескольких лет система социальной защиты Республики Беларусь в целом, а также пенсионная система в частности, претерпевают определенные преобразования. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране, которая проявилась в процессе старения населения, действующие критерии предоставления права на пенсию, многочисленные основания для выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста и другие обстоятельства, которые приводили пенсионную систему к уравнительному распределению, вызвали необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения.

В этой связи была разработана  и утверждена Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения, утвержденная постановлением Совета Министров  Республики Беларусь, которой предусмотрено  поэтапное реформирование пенсионной системы посредством введения в республике трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Первый уровень пенсионной системы – социальные пенсии, второй – трудовые (страховые) пенсии и третий - дополнительные негосударственные пенсии.

Необходимость проведения реформирования действующей пенсионной системы также отражена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года.

Стратегической задачей, обозначенной в названных документах, является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

Внедрение профессионального  пенсионного страхования позволит снизить нагрузку на общую пенсионную систему, которая с каждым годом  возрастает, что в свою очередь сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения; постепенно сформировать отдельные целевые средства для финансирования досрочных пенсий по условиям труда и, тем самым, освободить общую систему пенсионного обеспечения от таких расходов, что позволит повысить размеры пенсий.

Пенсионные средства являются достоянием застрахованных и нанимателей, поэтому управление ими следует осуществлять строго на принципах трипартизма с участием нанимателей, застрахованных и Правительства. Право контроля расходования средств внебюджетного национального страхового пенсионного фонда надо передать специальному органу, подчиненному Парламенту. Кроме того, в законе должен быть закреплен запрет на распоряжение активами национального страхового пенсионного фонда.

С целью оптимизации пенсионного страхования, надлежит: разработать проекты и принять законы «О пенсионном страховании», «О государственных пенсиях», «О государственном содержании»; пакет нормативных правовых актов по консолидации системы государственного вспомоществования и ряд других; постепенно сократить накопленные пенсионные права генерируемые ныне действующей пенсионной системой; вывести социальные пенсии из системы пенсионного страхования для назначения и выплаты их за счет бюджетных источников; вывести пенсии за особые заслуги из системы пенсионного страхования для назначения их из средств соответствующего бюджета; сформировать самостоятельную целостную систему государственного обеспечения социальными пенсиями и системой доплат из бюджетных (в том числе не централизованных) источников к страховым пенсиям, не достигающим установленного уровня минимальной обеспеченности; дополнить пенсионную формулу элементами, увязывающими размер пенсии с продолжительностью уплаты работником страховых пенсионных взносов и требуемым для назначения пенсии страховым стажем; минимизировать ориентировочно до 11 процентов тарифы страховых пенсионных взносов как для нанимателей так и для работников, увязав их с долгосрочными расходами национального страхового пенсионного фонда; уменьшить постепенно диапазон заработка, с которого взимаются пенсионные взносы в обязательный солидарно-распределительный уровень пенсионной системы, одновременно создать и постепенно расширить диапазон заработка для взимания обязательных страховых пенсионных взносов в условно-накопительный уровень пенсионной системы; закрепить в законе диапазон заработка (дохода) и порядок уплаты добровольных взносов в накопительный уровень пенсионной системы; дополнить порядок включения в стаж женщинам 36 месяцев в связи с рождением и воспитанием ребенка до достижения им возраста 3-х лет компонентой, содержащей показатель величины взносов в национальный страховой пенсионный фонд; сократить аппарат исполнительных и распорядительных органов и за счет этого сформировать целостную систему органов пенсионного страхования в рамках Национального страхового пенсионного фонда Республики Беларусь, в которую передать персонал местных исполнительных и распорядительных органов по назначению и выплате обязательных страховых пенсий;

оставить в местных исполнительных и распорядительных органах персонал, обеспечивающий систему государственного вспомоществования,

субсидирования малообеспеченных и оказания им социальной помощи;

образовать систему  контроля деятельности негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и других финансовых организаций фондового рынка, управляющих пенсионными накоплениями;

разработать систему  сертификации, направленную на регламентацию работы негосударственных пенсионных фондов;

разработать стандарты  раскрытия информации компаниями, работающими на фондовых рынках с пенсионными взносами для формирования накопительного уровня пенсионной системы.

На этом этапе предполагается с учетом экономических реалий, которые определяют ключевые черты будущей пенсионной системы, завершить работу по созданию нормативно-правовой базы, направленной на дальнейшую реализацию Концепции; оптимизировать функции институтов управления накопительным уровнем пенсионной системы вплоть до выделения пенсионного банка из состава национального страхового пенсионного фонда.

Предусмотреть длительный период действия вариантов исчисления пенсии обязательных страховых солидарно-распределительного и условно-накопительного уровней по выбору застрахованного.

В течение этапа следует  проводить регулярное информирование общества о возможностях функционирования накопительного уровня пенсионной системы и способах управления своим пенсионным капиталом.

Следующий этап реформы - начиная с 2028 года. В течение этапа необходимо:

-принять нормативные правовые акты, в которых конкретизировать перспективные положения Концепции и сроки их реализации;

-завершить параметрические изменения пенсионной системы;

-ввести усовершенствованную пенсионную формулу, дополнив ее элементами, прямо увязывающими размер назначаемой пенсии с объемом и продолжительностью уплаты страховых пенсионных взносов;

-провести геронтологические исследования продолжительности жизни для возможного увеличения нормативных требований по уплате пенсионных взносов в солидарно-распределительный уровень пенсионной системы, который на втором этапе реформы обеспечивался в том числе взносами условно-накопительного уровня.

На следующем этапе необходимо провести частичную трансформацию (реконструкцию) условно-накопительного уровня пенсии. Целью реконструкции трехуровневой системы станут: первый уровень – обязательная страховая пенсия, защищающая от бедности; второй уровень – обязательная корпоративная либо профессиональная пенсия, обеспечивающая среднему (креативному) классу привычный уровень материального обеспечения после оставления работы, третий уровень – дополнительная пенсия, предназначенная для компенсации после оформления пенсии высокого уровня дохода. Кроме того, возможно расширение составляющих мультимодальной пенсионной системы.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь