Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 16:59, дипломная работа
Собственный капитал организации — еще не гарантия прибыли. Однако даже если таковая существует, это не означает, что ее будет достаточно для инвестиций в развитие производства, пополнение оборотных активов и т.п. Собственные финансовые ресурсы являются основой стабильной работы организации, но вместе с тем это достаточно, малоподвижные ресурсы и рассматривать их в качестве долгосрочного источника финансирования расширенного воспроизводства основных фондов и нематериальных активов или источника пополнения оборотных активов рискованно.
Введение
1. Теоретические и методические основы кредитоспособности предприятия, кредитной организацией.
1.1. Сущность и значение оценки кредитоспособности предприятия.
1.2. Основные методы оценки кредитоспособности предприятия в отечественной и зарубежной практике
1.3. Методика оценки кредитоспособности предприятия с помощью системы финансовых показателей и анализа денежного потока
2. Определение кредитоспособности «ООО Зеленодольск – Моторс» « Зеленодольским отделением № 4698 СБ. РФ»
2.1. Общая характеристика деятельности «ООО Зеленодольск – Моторс»
2.2. Расчет финансовых коэффициентов кредитоспособности «ООО Зеленодольск – Моторс»
2.3. Определение класса кредитоспособности «ООО Зеленодольск – Моторс»
3. Проблемы оценки кредитоспособности предприятия и пути их решения
3.1. Сложности, возникающие при оценки кредитоспособности «ООО Зеленодольск – Моторс»
3.2. Возможности реальной оценки кредитоспособности «ООО Зеленодольск – Моторс»
Выводы и предложения
Список использованной литературы
1.2. Основные методы оценки кредитоспособности предприятия в отечественной и зарубежной практике
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, оценить и рассчитать каждый из которых непросто. Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или на какую-то отчетную дату, вместе с тем все они подвержены искажающему влиянию инфляции. Сложность представляют выявление и количественная оценка некоторых факторов, таких, как моральный облик и репутация заемщика. Кроме того, применяется множество методов и подходов решения данной задачи, не исключающих друг друга, а дополняющих в комплексе и делающих оценку кредитоспособности заемщика более соответствуют реальности.
Среди традиционных методов и моделей оценки кредитоспособности заемщиков банка, получивших широкое распространение в отечественной и зарубежной практике можно выделить два класса:
- модели комплексного анализа;
- классификационные модели.
Классификационные модели дают возможность группировать заемщиков:
- прогнозные модели позволяют дифференцировать их; в зависимости от вероятности банкротства;
- рейтинговые — в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости.
Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. Модификацией рейтинговой оценки является кредитный скоринг — технический прием, предложенный в начале 40-х годов XX в. американским ученым Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Система «кредит - скоринг» в США - специальная шкала для измерения рейтинга заемщика, представляющая начисление баллов клиенту в зависимости от уровня его кредитоспособности. Скоринг используется главным образом при кредитовании физических лиц и представляет собой математическою или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.
Важная черта системы «кредит - скоринг» заключается в том, что она не может применяться по шаблону, а должна разрабатываться исходя из особенностей, присущих банку, его клиентуре, учитывая характер банковского законодательства и традиций страны, т. е. подлежит постоянному наблюдению и видоизменению.
В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score). Чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.
«Скоринг - формуляр» немецкого банка состоит из двенадцати показателей, по каждому из которых клиенту начисляется большее или меньшее количество баллов. Максимальный балл - 20. Аналогичный подход при анализе кредитоспособности заемщиков используют французские банки. Единственная сложность заключается в том, что балльные оценки кредитоспособности заемщика должны быть статистически выверены и требуют постоянного обновления информации, что может быть дорого для банка.
К прогнозным моделям относят модели МДА, Z-анализ Альтмана, модели CART, модель Чессера, показатель платежеспособности банка Франции. Наиболее известными моделями МДА являются модели Альтмана и Чессера, включающие следующие показатели:
- отношение собственных оборотных средств к сумме активов;
- отношение реинвестируемой прибыли к сумме активов;
- отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу; отношение объема продаж (выручки от реализации) к сумме активов;
- отношение брутто-прибыли (прибыли до вычета процентов и налогов) к сумме активов.
Организацию относят к определенному классу надежности на основе значений Z-индекса модели Альтмана. Пятифакторная модель Альтмана построена на основе анализа состояния 66 фирм и позволяет дать достаточно точный прогноз банкротства на два-три года вперед. В более поздних работах ученый изучил такие факторы, как капитализируемые обязательства по аренде, применил сглаживание данных для устранения случайных колебаний. Новая модель с высокой степенью точности предсказывает банкротство на два года вперед и с меньшей вероятностью (примерно 70%) — на пять лет вперед. Построение в российских условиях подобных моделей достаточно сложно из-за отсутствия статистических данных о банкротстве организаций, постоянного изменения нормативной базы в области банкротства и признания банкротства организации на основе данных, не поддающихся учету.
Модель Чессера позволяет прогнозировать невыполнение клиентом условий договора о кредите. Невыполнение подразумевает не только непогашение кредита, но и любые другие отклонения, делающие отношения между кредитором и заемщиком менее выгодными по сравнению с первоначальными условиями. Используемая линейная комбинация независимых переменных (Z) включает: отношений кассовой наличности стоимости легко реализуемых ценных бумаг к сумме активов; отношение чистой суммы продаж (без НДС) к сумме кассовой наличности и стоимости, легко реализуемых ценных бумаг; отношение брутто-дохода (прибыли до вычета процентов налогов) к сумме активов; отношение совокупной задолженности к сумме активов; отношение основного капитала к величине чистых активов (или применяемого капитала, равного акционерному капиталу и долгосрочным кредитам); отношение оборотного капитала к нетто-продажам (чистой сумме продаж).
При классификации кредитов можно использовать модели CART , что переводится как «классификационные регрессионные деревья». Это непараметрическая модель, основные достоинства которой заключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкости счислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы. В «классификационном дереве» фирмы заемщики расположены на определенной «ветви» в зависимости от значений выбранных финансовых коэффициентов; далее идет «разветвление» в каждой из них, в зависимости от следующих коэффициентов. Точность классификации при использовании данной модели – около 90%.
Еще одним вариантом решения поставленной задачи является применение алгоритмов, методом автоматического анализа данных, т. е. отнесения какого-либо потенциального заемщика к одному из заранее известных классов (давать не давать кредит). Такого рода задачи с большим успехом решаются одним из методов DataMining - при помощи «деревьев решений». Получаемая модель - это способ представления правил в иерархической, последовательной структуре, где каждому объекту соответствует единственный узел, дающий решение.
Сущность этого метода заключается в следующем. На основе данных за прошлые периоды строится дерево. При этом класс каждой из ситуаций, на основании которых строится дерево, заранее известен. В нашем случае следует знать, была ли возвращена основная сумма долга и проценты, и не было ли просрочек в платежах. При построении дерева все известные ситуации обучающей выборки сначала попадают в верхний узел, а потом распределяются по узлам, которые в свою очередь также могут быть разбиты на дочерние узлы. Критерий разбиения - это различные значения какого-либо входного фактора. Для определения поля, по которому будет происходить разбиение, используется показатель, называемый энтропия, или мера неопределенности. Выбирается то поле, при разбиении по которому устраняется больше неопределенности. Неопределенность тем выше, чем больше примесей (объектов, относящихся к различным классам) находятся в одном узле. Энтропия равна нулю, если в узле будут находиться объекты, относящиеся к одному классу.
При значительном изменении текущей ситуации на рынке дерево можно перестроить, т. е. адаптировать к существующей обстановке.
Дальнейшие усовершенствования модели оценки кредитоспособности на основе технологии интеллектуального анализа данных DataMining (с использованием деревьев решений) могут затрагивать следующие моменты:
- более точный подбор, определяющих заемщика факторов;
- изменение самой постановки задачи, например, вместо двух значений целевого параметра можно использовать более детальную информацию (вернул, не вернул / не вовремя), или в качестве целевого значения - вероятность того, что деньги выплачены вовремя.
Французская методика включает три блока: общая финансово экономическая оценка предприятия; прикладная опенка кредитоспособности, специфическая для каждого банка: обращение в картотеку Банка Франции.
Первый блок имеет дело с характером деятельности предприятия, длительностью его функционирования, а также с факторами производства (трудовые, производственные, финансовые ресурсы, экономическая среда).
Второй блок имеет результатом формализованную оценку заемщика, базирующуюся на его отчетных балансах и отчетах о прибылях и убытках.
В картотеке Банка Франции четыре раздела:
- 10 групп предприятий в зависимости от размера
актива баланса, каждой из которых присвоено бук
венное обозначение от А до К;
- «Кредитная корректировка», включающая 7
групп предприятий с шифрами от 0 до 6, занимающих
свою позицию доверия, судя по оценкам, руководите
лей, держателей капиталов и смежников, с которыми
предприятие имеет деловые связи;
- 3 группы предприятий по их платежеспособности с шифрами 7, 8, 9;
«7» - пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года;
«8» - наличие временных затруднений, не ставящих под угрозу платежеспособность предприятия;
«9» - платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована;
- 2 группы всех клиентов, векселя и ценные бумаги
которых будут, переучтены Банком Франции или нет.
Необходимо иметь в виду, что группировка показателей кредитоспособности достаточно условна, речь идет о том, какие финансовые показатели представляют интерес для тех или иных юридических и физических лиц, имеющих с ним экономические отношения, в конечном итоге.
К моделям комплексного анализа относят правило «шести Си», CAMPARI, PARTS. В случае использования математических моделей не учитывается влияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Эти модели лишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставления кредита. Недостатками классификационных моделей являются их «замкнутость» на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика.
В практике банков США применяется правило «шести Си», в основе которого лежит использование шести базовых принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английской буквы «Си» (С): Character, Capacity, Cash, Collateral, Conditions, Control.
Характер заемщика (Character): ответственность, надежность, честность, порядочность и серьезность намерений клиента.
Способность заимствовать средства (Capacity): кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право. Подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор, т.е. в том, что руководитель или представитель компании (банка), обращающийся за кредитом, имеет соответствующие полномочия, предоставленные ему учредителями или советом директоров, на проведение переговоров и подписание кредитного договора от имени компании (банка).
Денежные средства (Cash): важным моментом любой кредитной заявки является определение возможности заемщика погасить кредит за счет средств, полученных от продажи или ликвидации активов, привлеченных ресурсов.
Обеспечение (Collateral): при оценке обеспечения по кредитной заявке необходимо установить, располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту.
Условия (Conditions): кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика, каково положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий в стране может повлиять на процесс погашения кредита.
Контроль (Control) сводится к выяснению, насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике «CAMPARI», заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов: С (Character) — репутация, характеристика клиента; A (Ability) — способность к возврату кредита; М (Margin) — маржа, доходность; Р (Purpose) — целевое назначение кредита; A (Amount) — размер кредита; R (Repayment) — условия погашения кредита; I (Insurance) — обеспечение, страхование риска непогашения кредита.
В Англии в руководстве по банковским услугам отмечается, что ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, является «PARTS»: P (Purpose) — назначение, цель получения кредита; A (Amount) — сумма, размер кредита; R (Repayment) — оплата, возврат (долга и процентов); Т (Term) — срок предоставления кредита; S (Security) — обеспечение погашения кредита. Комплексные методики оценки кредитоспособности заемщика применяются многими коммерческими банками, однако эти методики недостаточно теоретически проработаны и в них мало использован математический аппарат.
Информация о работе Совершенствование кредитоспособности предприятия на примере ООО "Моторс"