Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:59, автореферат
Целью магистерской диссертации является изучение основ проведения внутреннего аудита и совершенствование методики его проведения в коммерческих организациях.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях;
-изучить принципы и этапы создания службы внутреннего аудита;
-изучить основные требования к службе внутреннего аудита;
Введение
3
1. Теоретические основы проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.1. Сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.2 Принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
22
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
27
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях
38
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
38
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях
45
2.3 Описание основных элементов методики внутреннего аудита бизнес-процессов
51
3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях
58
3.1. Основные источники информации необходимые для проведения внутреннего аудита бизнес-процессов
58
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных коммерческих организаций
61
3.3.Направления дальнейших исследований в области совершенствования методик внутреннего аудита основанных на бизнес-процессах коммерческой организации
68
Заключение
75
Список использованных источников
М.В. Якушев рассматривает внутренний аудит как один из важнейших инструментов развития организаций. В его методике даются рекомендации по проведению внутреннего аудита: деятельность представителей высшего руководства оценивают по результатам функционирования процессов, результатам внутренних аудитов на предприятии, а также подчиненных им служб и подразделений требованиям стандарта ИСО 9001 [63, c.68]. По мнению М.В. Якушева, вопросы первых аудитов должны касаться знания и понимания политики и целей в области принятия управленческих решений, документированных процедур, а также планирования в области бизнес-процессов на предприятии. При проведении последующих аудитов вопросы усложняются, затрагивая реализацию принципов управления процессами и ресурсами, анализ деятельности, мотивацию персонала, совершенствование бизнес-процессов организации. Результаты аудитов оформляются в виде протоколов несоответствий или уведомлений и отражались в отчете о внутреннем аудите данной службы.
В методике поднимается важный вопрос: каково место оценки затрат на внутренний аудит, расходов на выполнение корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутреннего аудита? М.В. Якушев утверждает, что к значительным потерям может привести выполнение корректирующих действий по результатам сертификационного или внутренних аудитов без предварительной оценки затрат на их выполнение. Однако, результаты настоящего исследования показывают, что оценка эффективности процессов организации, а также затрат на корректирующие и предупреждающие действия необходима.
М.В. Якушев рассматривает психологический аспект внутреннего аудита. Так, раз за разом, наталкиваясь на психологический барьер между проверяемыми и проверяющими, внутренние аудиты утрачивают свою эффективность. Постепенно энтузиазм аудиторов угасает, снижается уровень требовательности и даже пропадает желание участвовать в проверках, проявляется склонность к компромиссам, работа аудитора сводится к рутине. Таким образом, в работе выявляется важный фактор, влияющий на результативность внутреннего аудита, - психологический барьер проверяющего и проверяемого, но какими средствами и методами предупредить влияние (или свести его к минимуму) данного фактора – не рассматривается.
Кроме того, в рассмотренной методике не учитываются особенности предприятия, его структуры, взаимодействия информационных потоков как при планировании и проведении внутреннего аудита, так и при оценке его результативности. Не уделяется внимание методам повышения результативности и возможности снижения затрат на проведение внутреннего аудита на предприятии с помощью применения компьютерных технологий.
А.Д. Шадриным в методике описывается практический опыт и некоторые особенности проведения внутреннего аудита там, где внедрены стандарты ИСО серии 9000 [60, c.69].
Внутренний аудит на предприятии
рассматривается А.Д. Шадриным как метод реализации
обратной связи или как один из этапов
управления в соответствии с циклом Деминга:
планирование-действие-
Объектом аудита является деятельность предприятия в целом, которая есть совокупность элементов. Поэтому при конкретном внутреннем аудите А.Д. Шадрин рекомендует проверять один или несколько элементов функционирования предприятия и перечень этих элементов целесообразно приводить в «Руководстве по внутреннему аудиту» предприятия.
Каждое подразделение и ответственный за каждый процесс на предприятии в начале года (или квартала) получает утвержденный план внутренних аудитов, в котором указан месяц проведения аудита в данном подразделении (на данном процессе). Конкретную дату проведения внутреннего аудита определяет главный аудитор, который уведомляет проверяемое подразделение о датах начала и планируемого завершения аудита не позднее чем, например, за две недели. Таким образом, подразделение (персонал процесса) имеет возможность подготовиться в достаточной степени. Таким образом, А.Д. Шадрин рекомендует заблаговременное информирование о проведении внутренних аудитов.
А.Д. Шадрин предлагает методику составления вопросников для проведения внутренних аудитов следующим образом: аудитор детально рассматривает нормативную документацию, касающуюся деятельности данного подразделения или процесса (такой документацией служит стандарт ИСО 9001), и формулирует вопросы относительно всех требований данной документации, которые он считает существенными в данной проверке. Другими словами, «превращает» требования в вопросы. При наличии электронной версии нормативной документации такую операцию удобно делать с помощью ЭВМ. Кроме этого, предлагается способ оформления результатов внутренних аудитов с помощью двух документов.
Первый (вспомогательный) документ представляет собой перечень выявленных несоответствий. Перечень формируется с помощью специальной программы путем распечатки на ЭВМ, после того как в ЭВМ вводятся номера соответствующих вопросов. Подобный перечень несоответствий можно формировать и вручную, и именно такой подход используется, где перечень несоответствий служит приложением к отчету.
Второй (основной) документ – это отчет о проведении внутреннего аудита. В отчете дается ссылка на указанный перечень, в котором имеется развернутое описание всех несоответствий, обнаруженных в процессе внутреннего аудита. В конце отчета делается общий вывод о соответствии качества управления в проверенном подразделении (процессе) действующим требованиям и выдаются рекомендации проверяющих (когда есть такие рекомендации).
Таким образом, А.Д. Шадрин рассматривает различные походы к проведению аудита, поднимает вопрос о применении информационных технологий для целей внутреннего аудита. Но к недостатку его методики можно отнести тот факт, что не рассмотрен вопрос оптимального выбора объектов внутреннего аудита, не уделено внимание проблеме управления предприятиями на основе общих бизнес-процессов, в том числе временем на процесс внутреннего аудита.
Отметим, что в некоторых компаниях аудиторы завышают свою самооценку (они самые умные) и начинают всех поучать. На таких предприятиях «аудиторов не любят все». Как изменить сложившуюся ситуацию, как улучшить работу аудиторов и принести пользу компании? Может быть, изменить механизм проведения аудита, сформулировать другие цели, например, поиск улучшений.
Результаты анализа методик сведены в приложение 1.
Не следует забывать и о таком аспекте, как разработка методик внутреннего аудита, рабочей документации, и тому подобное. На наш взгляд к проблемным аспектам внутреннего аудита следует отнести:
-недостаточное количество методических разработок из аудиторского контроля;
-неэффективность действующей правовой базы в вопросе внутреннего аудита;
-нехватка достаточного опыта аудиторской деятельности;
-недостаточное количество квалифицированных аудиторских кадров;
-отсутствие типичных форм документов;
-отсутствие методических рекомендаций по вопросам автоматизации внутреннего контроля
Почти полное отсутствие методического обеспечения внутреннего аудита приводит к пробелам в его теории и практике.
Проведенный анализ существующих методик проведения внутреннего аудита в организациях показал, что анализируемые методики разработаны без учета особенностей организации и поэтому являются недостаточно результативными для применения на отечественных предприятиях, которые обладает значительным объемом взаимодействующих информационных и материальных потоков.
С внедрением внутреннего аудита предприятие имеет существенные преимущества:
-выявление резервов средств и источников предприятия;
-разработка рекомендаций относительно усовершенствования системы учета;
-оценка использования имеющегося на предприятии программного обеспечения;
-повышение интереса инвесторов до таких предприятий.
Построение надлежащего внутреннего аудита невозможно без применения современных технологий внутреннего аудита.
Следовательно, ситуация, которая сложилась на отечественных предприятиях, требует решения проблем, которые имеют место в организации внутреннего аудита и делают невозможным дальнейшее успешное развитие внутреннего аудита. Первоочередным заданиями, по нашему мнению, есть:
-усовершенствование законодательного урегулирования внутреннего аудита;
-определение принципов внутреннего аудита;
-последующее разработка и внедрение нормативов внутреннего аудита;
-улучшение методики и организации внутреннего аудита.
Для решения отмеченных проблем и укрепления позиций отечественного внутреннего аудита в целом и внутреннего аудита предприятий в частности, на взгляд автора, необходимо проводить на основе внедрения методики внутреннего аудита бизнес-процессов на предприятии.
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях
Внутренний аудит бизнес-процессов предполагает осуществление комплекса работ по исследованию деятельности коммерческой организации, направленных на получение информации о текущем состоянии заданного бизнес-процесса, позволяющий оценить бизнес-процесс по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности и степени удовлетворенности клиента. Аудит бизнес-процессов позволяет оценить проанализировать их эффективность с целью дальнейшей оптимизации, совершенствования регламентов бизнес-процессов, что способствует повышению эффективности системы управления.
В ходе исследования важно рассмотреть различные определения бизнес-процесса, обеспечить единство терминологии.
Приведем наиболее часто встречающиеся в литературе определения в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Определение термина «бизнес-процесс» у различных авторов
Автор |
Определение |
Андерсен Б. |
Бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. |
Продолжение таблицы 2.2.1
Беккер Й. |
Бизнес-процесс является особым процессом, который служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает центральную сферу его деятельности. Основными признаками бизнес-процесса являются точки соприкосновения этого процесса с бизнес-партнерами предприятия (например, клиенты и поставщики). |
Елиферов В.Г., Репин В.В. |
Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. |
Зиндер Е.З. |
Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга. |
Парасоцкая Н.Н. |
Упрощенно бизнес-процесс можно трактовать как поток чередующихся событий и операций, ограниченный входом и выходом. |
Портер М.Е., Миллар В.Е. |
Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг / товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара. |
Хаммер М., Чампи Д. |
Бизнес-процессы – наборы операций, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя. Бизнес-процессы – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. |
Таким образом, бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Бизнес-процесс можно изобразить как ряд логически взаимосвязанных заданий, нацеленных на достижение результата.
Выделение в рамках предприятия бизнес-процессов базируется на определенных требованиях к таким экономическим единицам организации [51, с.62]:
1) их можно идентифицировать и провести соответствующие границы: что относится к бизнес-процессу, а что не относится;
2) у этой деятельности (совокупности операций) должен быть конечный потребитель либо внутри компании, либо за ее пределами;
3) границы бизнес-процесса не определяются технологическими или функциональными принципами, в их основе запрос потребителя-клиента;
4) важнейшими фигурами в определении границ бизнес-процессов являются не инженеры и технологи, а менеджеры и экономисты.
Вопрос о рациональном (оптимальном) количестве бизнес-процессов в экономической литературе остается к настоящему времени открытым, ряд авторов предлагают ограничиться 3-8 процессами, другие предлагают выделять примерно 20 бизнес-процессов, в отдельных случаях выделяют несколько сотен бизнес-процессов. По мнению автора, количество выделяемых бизнес-процессов должно определяться уровнем детализации и конкретными целевыми установками исследования деятельности предприятия.
Рассмотрим виды аудита, используемые на ряде предприятий Республики Татарстан (табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2
Виды аудита, исследуемые на ряде предприятий Республики Татарстан
Предприятие |
Внешний аудит |
Внутренний аудит |
ОАО «Татнефть» |
х |
х |
ОАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ) |
х |
х |
ОАО «Казанский завод газовой аппаратуры» (КЗГА) |
х |
|
ЗАО «Камско-Волжское акционерное общество резинотехники» (КВАРТ) |
х |
|
ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» (КМИЗ) |
х |
х |
ОАО «Казанский завод компрессорного машиностроения» (Казанькомпрессормаш) |
х |
|
ОАО «Танеко» |
х |
х |
ОАО «Казанский комбинат строительных материалов» (ККСМ) |
х |