Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:27, дипломная работа
Цель исследования заключается в формировании и обосновании методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления рентабельностью организации.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) изучены существующие теоретические аспекты по проблеме рентабельности, научно обоснован подход к расчету показателей результативности на основе существующих методик;
2) раскрыта сущность рентабельности организации;
Введение
Актуальность темы исследования. Современная рыночная экономика требует объективной оценки результатов хозяйственной деятельности организации. Прежде всего, такая информация необходима самим хозяйствующим субъектам, т.к. без понимания реального положения дел невозможно принимать решения о дальнейшем развитии организации. Кроме того, полученные при расчетах экономические, технико-экономические, финансовые и другие количественные и качественные показатели позволяют достоверно определить существующие производственные, кадровые и денежные ресурсы, обозначить основные проблемы, выявить недостатки в работе организации и на основе полученной и обобщенной информации принимать обоснованные управленческие решения в соответствии с выбранной стратегией развития.
Постоянно происходит ряд технологических, институциональных, структурных, экономических изменений, обусловленных динамикой спроса на продукцию, появлением принципиально новых потребностей на рынке, ростом конкуренции. Все это коренным образом меняет традиционные подходы к определению, методикам расчета и использованию данных основных экономических показателей, характеризующих деятельность организации. Одним из таких показателей является рентабельность. Она позволяет проводить достоверную диагностику финансовых, производственных и других процессов, характеризуя экономическую целесообразность тех или иных затрат, использования различных видов ресурсов, которыми располагает предприятие.
Ситуация на производственных предприятиях такова, что многие производства не имеют возможности повысить результативность работы за счет покупки нового, дорогостоящего оборудования и им приходится выбирать пути оптимизации развития исходя из существующих финансовых и производственных ресурсов. Детальное рассмотрение и анализ полученных в результате расчетов значений рентабельности позволяют в сложившейся ситуации разработать гибкие системы, которые могут стимулировать и положительно влиять на рост основных экономических показателей, привлекая при этом небольшие объемы денежных средств. Поэтому оценка работы предприятий на основе расчета и анализа показателей рентабельности является важной составной частью системы управления и прогнозирования.
Цель исследования заключается в формировании и обосновании методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления рентабельностью организации.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) изучены существующие
2) раскрыта сущность
3) исследованы основные методики расчета и оценки показателей рентабельности, приведены их характеристики;
4) обоснована система показателей рентабельности для оценки результативности функционирования предприятий в современных условиях хозяйствования;
5) проведен сравнительный анализ показателей рентабельности и выявлена их динамика;
6) дана оценка влияния различных
показателей на изменения рента
7) определены возможные
8) даны индивидуальные и общие
практические рекомендации по
дальнейшему развитию
Объектом исследования является ОАО «Серпуховский электромеханический завод».
Источником фактических данных явились отчетные данные организации за период с 2008 по 2009гг. включительно.
Предметом исследования являются показатели рентабельности организации, структура производства, ассортимент выпускаемой продукции, кадровый состав, материально-техническая база организации.
Основные результаты работы заключаются в системном подходе к специфике процессов производства с учетом особенностей современного рынка. Был проведен всесторонний теоретический анализ существующих моделей оценки показателей рентабельности с помощью системы экономической диагностики, которая является составной частью комплексного экономического анализа.
Также в работе предложены практические рекомендации, способствующие повышению уровня экономического и технологического развития организации.
Выявлена роль влияния показателей рентабельности на общий технический, экономический, технико-экономический, финансовый уровни развития и функционирования предприятий в современных рыночных условиях.
Методами исследования, использованными в работе, являются диалектический подход, анализ, синтез, формализация, методы сравнения и группировки.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения предприятием разработанных методов экономической диагностики для оценки финансового состояния и экономической ситуации, а также использовании рекомендации по повышению рентабельности.
Выводы и рекомендации, сделанные по результатам исследования, могут быть использованы предприятием при решении вопросов о модернизации производства, выборе способа и методов внедрения новых технологий, изменений в структуре производства.
Глава 1. Теоретико-методические основы оценки рентабельности
1.1 Сущность показателей рентабельности
Одной из основных целей любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является прибыль. Но наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно, абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д., поэтому в целях финансового и экономического анализа используются система относительных экономических показателей рентабельности.
Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом.
Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта.
Поэтому, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.
Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно, эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями [15, c. 4].
Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
Эффект – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект – это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивши получение [39, c. 152].
Следовательно, эффективность выражает степень эффекта и в самом общем виде выражается формулой:
где Р – результаты производства;
З – затраты на получение данного результата.
Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности (доходности, прибыльности).
Рассмотрим, что представляет собой рентабельность.
Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [10].
Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности. [7]
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.
В широком смысле слова, понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Но определение рентабельности как прибыльности недостаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило, изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.
Итак, рентабельность – это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.
Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими расходами выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:
• производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
• предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;
• отраслей экономики.
Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
Рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:
- рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
- повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;
- рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
- рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
- увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
- рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;
- кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
Информация о работе Совершенствование управления рентабельностью организации