Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:29, дипломная работа
Цель дипломного проекта - исследование состояния и перспектив развития инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности территории на примере муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- изучить понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы исследования инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования……………………………………………………7
1.1. Формирование и реализация инвестиционной политики муниципального образования…………………………………………………………………………..7
1.2. Инвестиционная привлекательность как составляющая инвестиционного климата……………………………………………………………………………..11
1.3. Понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования………………………………………………………………………...18
2. Исследование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………..26
2.1. Нормативно-правовая база и принципы формирования обоснованной инвестиционной политики муниципального образования………………………26
2.2. Анализ инвестиционных возможностей социально-экономического развития и оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………….33
2.3. Анализ ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район»………………...48
3. Направления совершенствования инвестиционной политики муниципального образования «Инзенский район»……………………….….56
3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования и реализации инвестиционной политики муниципального образования………………………56
3.2. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципального образования…………….........64
Заключение…………………………………………………………….……….….75
Библиографический список…………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические и
1.1. Формирование и реализация
инвестиционной политики муниципального
образования…………………………………………………
1.2. Инвестиционная
1.3. Понятие и методы
оценки инвестиционного
2. Исследование инвестиционной
привлекательности
2.1. Нормативно-правовая база и принципы формирования обоснованной инвестиционной политики муниципального образования………………………26
2.2. Анализ инвестиционных
возможностей социально-
2.3. Анализ ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район»………………...48
3. Направления совершенствования
инвестиционной политики
3.1. Рекомендации по
3.2. Рекомендации по
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..……78
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного экономического развития проблема привлечения инвестиций постоянно находится в центре внимания. Это объясняется тем, что инвестиции становятся важным ресурсом развития территорий. Ввиду ограниченности возможностей федеральной инвестиционной поддержки, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям необходимо ориентироваться на создание инвестиционной привлекательности собственной территории и, как следствие, повышения инвестиционной активности. Инвестиционной климат муниципального образования представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику муниципального образования и степень реализации этих возможностей. Тема оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований актуальна не только для каждого образования, но и в масштабах страны в целом.
Актуальность темы дипломного проекта определяется тем, что действующая система управления процессом привлечением инвестиций не обеспечивает их поступления в реальный сектор экономики, сдерживает развитие рыночных отношений и решение социальных проблем населения в муниципальных образованиях.
В муниципальных образованиях Ульяновской области сосредоточен основной производственный и ресурсный потенциал, использование и развитие которого требует масштабных инвестиций. Муниципальные потребности в инвестициях огромны, но вместе с тем немало и эффективно работающих предприятий, способных своевременно и результативно осваивать вложенные в них средства. Проблема состоит в управленческих и инвестиционных механизмах, которые необходимо сформировать и привести в действие с учетом специфики тех или иных муниципальных образований.
Цель дипломного проекта - исследование состояния и перспектив развития инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности территории на примере муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- изучить понятие
и методы оценки инвестиционного
климата муниципального
- изучить нормативно-правовую
базу и принципы формирования
обоснованной инвестиционной
- проанализировать инвестиционные возможности социально-экономического развития и дать оценку инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»;
- проанализировать
ресурсное обеспечение
- разработка
предложений и комплекса
- разработка
предложений и комплекса
Объектом исследования дипломного проекта является муниципальное образование «Инзенский район».
Предметом исследования дипломного проекта является оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район» и закономерности ее влияния на социально-экономическое развитие данного муниципального образования.
Степень разработанности темы. Теоретическую основу данного дипломного проекта составили труды О. Н. Владимировой, О.А. Изрядновой, Е.С. Илюхиной, В.П. Жданова, В.С. Логиновой и др.
Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, структурный и системный анализ, сравнительный микро- и макроэкономический анализ. При изучении практических материалов использовались методы экономико-статистической обработки.
В дипломном проекте для оценки инвестиционной привлекательности будет использоваться методический подход, разработанный Колчиной О.А. Автором данной методики, предложен эмпирический подход, в основу которого положен известный в статистике индексный метод объединения равномерных показателей. Этот метод позволяет рассчитывать интегральный показатель инвестиционной привлекательности муниципального образования, который может использоваться как при парных, так и при множественных сопоставлениях.
Информационная база дипломного проекта сформирована на основе данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, отчетов главы муниципального образования «Инзенский район» о социально-экономическом развитии территории, архивных документов и экономических изданиях.
Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция РФ, Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Градостроительный кодексы РФ, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ), Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ), Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изм. от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ), и другие федеральные законы и иные нормативные акты законодательного и подзаконного характера, составляющие правовую базу государственной инвестиционной политики.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в доведении теоретических положений и выводов до уровня практических рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной политики на муниципальном уроне.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках интенсивной глобализации современного мира, становления рынка, увеличивающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении огромной совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный, происходит массовая реорганизация и реструктуризация экономики регионов, создаются сложные внутренние трансформации. Следовательно, федеральный центр, сами регионы и муниципальные образования обязаны взять ответственность за решение социально- экономических проблем территории страны. Сегодня существенной основой развития хозяйственного комплекса страны, регионов и муниципальных образований являются именно инвестиции, их объемы, состав(типы), дифференциация по направлениям и формам собственности. В настоящее время, мобилизация инвестиций в реальный сектор экономики сводиться к вопросу развития производств, снижению уровня социальных взрывов и факторов перестройки хозяйственной территории страны. Абсолютно любое, возможно самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности ведет за собой дополнительные средства, которые позволят сделать ряд шагов на пути выхода из кризиса территории, но шаг не является решение проблемы. Воплотить в жизнь задачу экономического развития можно лишь управлением процесса повышения инвестиционной привлекательности. При этом нужно стремиться к наиболее всеобъемлющей реализации объективных возможностей территории и условий деятельности предприятий. Когда рассматривается вопрос привлечения инвестиций на локальную территорию муниципального образования, следует учитывать объективные и субъективные условия и предпосылки. Объективные предпосылки – это экономико-географические и иные факторы, которые касаются расположения территории. Они создают инвестиционный потенциал рассматриваемой территории и представляют интерес для инвесторов. Среди субъективных факторов такого рода можно выделить деятельность по преумножению и использованию этого потенциала, привлечению инвестиций на свою территорию. Для инвестора, занимающегося поиском места размещения своего бизнеса, очень важно тщательно изучить все виды инвестиционного потенциала территории. Но самое важное заключается в том, что муниципальная власть должна хорошо изучить и грамотно преподнести инвесторам перспективы вложения их средств для развития территории. Для этого, органы муниципальной власти должны иметь точное представление какими темпами и в каком направлении будет развиваться экономика территории, т.е. иметь планово-прогнозные стратегические документы развития. Регулирующая деятельность органов местного самоуправления связана с созданием субъективных условий и предпосылок привлечения инвестиций на территорию муниципального образования. Здесь можно наблюдать развитие двух ситуаций. Когда в роли инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности, это предусматривает [8, с.21]:
- изучение инвестиционного
потенциала территории и
- выделение земельных участков для строительства и обеспечение подключения ко всем коммуникациям;
- проведение
экспертизы и согласование
- установление
льгот по уплате местных
- защиту интересов инвесторов;
- максимально
возможное вовлечение средств
населения и других
Вместе с перечисленными мерами создания благоприятных условий для инвестирования, предполагается еще создание ряда условий, таких как:
- для полного
или частичного финансирования
инвестиционных проектов
- разработка и утверждение инвестиционных проектов, которые будут осуществляться за счет или с участием бюджетных средств;
- привлечение
для инвестиционной
- проведение тендеров, экспертиз и отборов инвестиционных проектов;
Создание необходимых и благоприятных условий для увеличения экономического роста и повышения качества жизни населения - одна из ключевых задач, стоящих пред современным обществом. Решение поставленной задачи возможно на основе притока инвестиций на территорию муниципального образования. Последовательность привлечения инвестиций в экономику муниципального образования состоит из следующих этапов: Первым шагом должны стать сбор и обработка статистических данных о внешней среде оценка уровня инвестиционной привлекательности либо непривлекательности территории. На основе этого возможно определение так называемого первоначального конкурентного потенциала муниципального образования.
Далее необходимо провести анализ внутренних производственных возможностей рассматриваемой территории, таких как: состояние и перспективы использования производственных ресурсов, качество трудовых ресурсов, объем финансовых, энергетических, природных и информационных ресурсов.
На третьем этапе следует определить цели социально-экономического развития, основных конкурентов и разработать стратегию использования имеющихся и потенциальных ресурсов и концепцию повышения конкурентоспособности муниципального образования. Такая деятельность проходит через подготовительный, аналитический, проектный этапы и этап согласований и должна руководствоваться следующими принципами [23, с.96]: