Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:29, дипломная работа
Цель дипломного проекта - исследование состояния и перспектив развития инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности территории на примере муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- изучить понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы исследования инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования……………………………………………………7
1.1. Формирование и реализация инвестиционной политики муниципального образования…………………………………………………………………………..7
1.2. Инвестиционная привлекательность как составляющая инвестиционного климата……………………………………………………………………………..11
1.3. Понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования………………………………………………………………………...18
2. Исследование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………..26
2.1. Нормативно-правовая база и принципы формирования обоснованной инвестиционной политики муниципального образования………………………26
2.2. Анализ инвестиционных возможностей социально-экономического развития и оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………….33
2.3. Анализ ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район»………………...48
3. Направления совершенствования инвестиционной политики муниципального образования «Инзенский район»……………………….….56
3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования и реализации инвестиционной политики муниципального образования………………………56
3.2. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципального образования…………….........64
Заключение…………………………………………………………….……….….75
Библиографический список…………………………………………
В инвестиционной политике района приоритетными направлениями в работе являются туризм, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность.
По состоянию на 01.10.2014 г. в Инзенском районе реализуются следующие инвестиционные проекты (приложение 1):
- добыча песчаников Дубёнкского месторождения (участок Гремячий) (производство строительных материалов);
- разведка месторождений глины Труслейского месторождения;
- организация промышленного производства и реализации биоминеральных удобрений с повышенным коэффициентом усвояемости питательных веществ (сокр.- "Производство тукосмесей");
- строительство современного полигона ТБО с участком сортировки и производственной автомобильной базой;
- выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников;
- инвестиционный проект по строительству цеха по производству профилированного бруса на базе предприятия НП УНПК «Лес» в Инзенском районе, срок реализации проекта 2017 год.
7 мая 2014 года
между Администрацией
1. Производство плит ОСП;
2. Строительство современного полигона ТБО с участком сортировки и производственной автомобильной базой;
2. Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур.
1. Производство
плит ОСП или OSB (Oriented Strand Board –
плита с ориентированной
Инициатором проекта является ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» в лице Генерального директора Куприянова Владимира Николаевича.
Целью проекта стало создание современного деревообрабатывающего производства, основанного на эффективном использовании лесных ресурсов региона.
Запуск производства OSB с производственной мощностью 100000 м3 в год позволит создать около 60 новых рабочих мест со средней заработной платой в пределах 35000 рублей.
На данном
производстве предполагается
Разработанный бизнес-план проекта в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Ульяновской области.
Начало строительства завода по производству плит OSB запланировано на II-III квартал 2015 года.
2. Строительство современного полигона ТБО (твердых бытовых отходов) с участком сортировки и производственной автомобильной базой.
Инициатором проекта выступает ООО «Гео-Сервис» в лице Директора Юртанова Дмитрия Михайловича.
Создание мусороперерабатывающего предприятия в Инзенском районе является необходимым, а в свете совещания по вопросу стимулирования переработки отходов производства и потребления, проведенного Президентом России В. В. Путиным 10 апреля 2013 года в Ново-Огарёво, и особенно актуальным.
Полигон будет использован для размещения ТБО Карсунского и Базарносызганского районов. Предполагаемый годовой объем ТБО с учетом существующей свалки составит 50000 м3 в год, что позволит обеспечить работу линии сортировки производительностью до 15000 тонн в год. Это оптимально подходит для малых городов, муниципальных полигонов.
На настоящее время для реализации проекта приобретено 2 гидравлических пресса для заприсовки вторичного сырья (картона и полиэтилена), имеется автотранспортный парк, включающий в себя 5 автомашин.
При выходе на полную производственную мощность предприятием планируется создать 10 новых рабочих мест со средней заработной платой около 12000 рублей.
Начало строительства полигона ТБО ориентировочно запланировано на II квартал 2015 года.
3. Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур.
Инициатором проекта является ООО «Рус-Ресурс-Агро» в лице Директора Поварова Александра Сергеевича.
На настоящий момент в целях реализации данного проекта приобретено 3 трактора ХТЗ 17221, 1 комбайн Полесье G12, 2 трактора МТЗ-80,2, прицепное и навесное оборудование, посевные агрегаты, почвообрабатывающее оборудование. В мае 2014 года данным сельскохозяйственным предприятием в ООО «Симбирский трактор» приобретена итальянская мобильная зерносушилка.
Также построено ангарное помещение (склад для зерна, или бокс для техники) общей площадью 262,8 м2. В СПК «Звезда» приобретен зерновой склад, ангар и зерноочистительный комплекс ЗАВ-20, который в июне 2014 году был реконструирован. К концу текущего года планируется строительство мини элеватора, двух силосов по 1000 тонн для обработки, сушки и хранения зерна.
В 2014 году в ООО «Рус-Ресурс-Агро» общая посевная площадь составила 548 га, из которых: 100 га озимой пшеницы, 269 га яровой пшеницы, 89 га ячменя, 30 га гречихи, 60 га многолетних трав. В настоящее время урожай убран со всей площади, намолочено всего 1069 тонн зерна, средняя урожайность составила 22 ц/га. Это самые лучшие показатели среди сельскохозяйственных предприятий Инзенского района.
Под урожай 2015 года в предприятии уже посеяно 600 га озимой пшеницы, что составляет 100 % от плана. В следующем году предполагается увеличить общую посевную площадь до 1250 га.
На сегодняшний день на предприятии уже создано 9 рабочих мест со средней заработной платой около 15 000 руб. В организации трудоустроены жители Валгусского и Коржевского сельских поселений, а также города Инза.
К концу 2017 года при выходе на полную производственную мощность планируется создать 40 рабочих мест со средней заработной платой 12000 руб.
29 октября 2014 года
между Администрацией
Инзенский район располагает значительным и разнообразным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Природное, культурное разнообразие Инзенского района позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: деловой, лечебно-оздоровительный и рекреационный, спортивный, образовательный, научный, сельский, охоту и рыбалку.
Инзенский район относится к числу промышленных районов. Промышленность играет существенную роль в экономике муниципального образования. Причем важную роль играет состояние экономики градообразующего предприятия. 3 июля 2013года за №282 Министерством регионального развития РФ был подписан Приказ, в соответствии с которым город Инза был включен перечень моногородов РФ. Градообразующим предприятием является ООО ПФ «Инзенский ДОЗ». Это крупнейшее промышленное предприятие района. Деревообрабатывающий завод уже много лет занимает первое место по уровню заработной платы среди промышленных предприятий лесоперерабатывающей отрасли не только района, но области. Однако, последние два года Инзенский ДОЗ начал испытывать трудности с поставкой фанерного кряжа от поставщиков Ульяновской области. Срыв поставок сырья привел к остановке производственного процесса и предприятие в период с сентября по ноябрь 36 дней находилось в вынужденном простое. При этом ежегодно наблюдается снижение среднесписочной численности работающих. Неустойчивое положение предприятия неблагоприятно сказывается не только на занятости, но и на всех других основных финансово-экономических показателях города. И главным образом, на состояние консолидированного бюджета муниципального образования. Ежемесячно бюджет теряет порядка 250 тысяч рублей, что еще больше усугубляет сложную финансовую ситуацию, сложившуюся в Инзенском районе. В связи с этим, Правительством Ульяновской области была поставлена задача - Администрации МО «Инзенский район» разработать комплексный инвестиционный план развития моногорода Инза.
Однако, несмотря на положительные результаты, важно отметить ряд нерешенных проблем. Объем инвестиций, который поступает сегодня в район, пока несравним с районами-лидерами Ульяновской области и недостаточен для активной модернизации экономики муниципального образования «Инзенский район». Неразвитость инфраструктуры и недостаток инвестиций в сельских поселениях, не позволяет максимально сформировать собственные доходные источники для развития муниципальных образований.
Эти моменты являются серьезным препятствием для наращивания инвестиционного потенциала в Инзенском районе. Поэтому на 2014 год были поставлены следующие задачи:
1) использование своего потенциала;
2) создание условий для привлечения инвестиций;
3) обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса.
Еще одна задача - обеспечить будущие инвестиционные проекты кадрами. Сегодня район остро нуждается в сварщиках, слесарях, электриках, монтажниках и других рабочих специальностях. А потому задача повышения престижа рабочих специальностей должна стать приоритетной. Свою лепту в решении данной проблемы вносят образовательные учреждения района - Инзенский филиал Ульяновского государственного университета и Инзенский государственный техникум отраслевых технологий экономики и права. Рост инвестиций не может быть обеспечен без создания соответствующих условий, и прежде всего строительства инфраструктуры. Для создания комфортных условий ведения бизнеса на территории муниципального образования «Инзенский район» на очередной финансовый год запланирована реализация 18 муниципальных программ, приоритетными направлениями в которых определены следующие: развитие туризма, малого и среднего предпринимательства, газификация населенных пунктов, развитие комплексного благоустройства населённых пунктов, стимулирование жилищного строительства, охрана окружающей среды, развитие автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, активизации инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район» должно способствовать устранение сдерживающих факторов инвестиционного развития, за счет использования сильных сторон инвестиционной привлекательности района.
Ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности является исходной базой, на основе которой осуществляется формирование инвестиционного механизма для реализации поставленных в муниципальных образованиях целей развития. Наличие ресурсов, их качественная характеристика и количественные пропорции, прежде всего, определяют возможность ведения инвестиционной деятельности на территориях муниципальных образований. В целях реализации социально-экономических приоритетов развития территории должен быть сформирован эффективный механизм управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования. Механизм управления инвестиционной деятельностью — это совокупность методов, форм, инструментов и приемов формирования и регулирования отношений, которые складываются в системе инвестиционной деятельности муниципального образования с целью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества. Он состоит из следующих структурных элементов:
- организационное обеспечение управления инвестиционным процессом;
- информационный комплекс;
- нормативно-правовой блок.
Рассмотрим далее структурные элементы механизма управления инвестиционной деятельностью более подробно. Организационное обеспечение представляет собой создание и поддержание функционирования необходимых организационных структур, осуществляющих формирование и реализацию инвестиционной политики в системе социально-экономического развития муниципального образования. Организацию инвестиционного процесса на территории муниципального образования осуществляют:
Проанализируем организационное обеспечение управления инвестиционным процессом в муниципальном образовании «Инзенский район» (приложение 2). Из приложения 2 видно, что в структуре администрации Инзенского района есть профессиональная структура, способная структурировать инвестиционную деятельность в соответствии с потребностями потенциальных инвесторов – отдел по инвестициям, развитию промышленности и предпринимательству.
Неотъемлемым структурным элементом механизма управления инвестиционной деятельностью является информационный комплекс. В современном мире информация и информационные технологии становятся основными факторами, которые определяют эффективное развитие государств и их процветание. Информация является одним из основных элементов управления. Она выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации. Привлечение инвестиционных ресурсов происходит в условиях жесткой конкуренции между территориями. В связи с этим возрастает значение информационных технологий, используемых органами местного самоуправления для эффективного продвижения конкурентных преимуществ муниципального образования.
К пользователям информацией об инвестиционной деятельности муниципальных образованиях относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информацией и пользующиеся ею. Такими общепризнанными средствами являются системы информационного обеспечения различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации. Для разных субъектов инвестиционной деятельности с учетом их различных целей и на разных стадиях инвестиционного процесса требуется самая разнообразная информация.