Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:29, дипломная работа
Цель дипломного проекта - исследование состояния и перспектив развития инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности территории на примере муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- изучить понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы исследования инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования……………………………………………………7
1.1. Формирование и реализация инвестиционной политики муниципального образования…………………………………………………………………………..7
1.2. Инвестиционная привлекательность как составляющая инвестиционного климата……………………………………………………………………………..11
1.3. Понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования………………………………………………………………………...18
2. Исследование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………..26
2.1. Нормативно-правовая база и принципы формирования обоснованной инвестиционной политики муниципального образования………………………26
2.2. Анализ инвестиционных возможностей социально-экономического развития и оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………….33
2.3. Анализ ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район»………………...48
3. Направления совершенствования инвестиционной политики муниципального образования «Инзенский район»……………………….….56
3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования и реализации инвестиционной политики муниципального образования………………………56
3.2. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципального образования…………….........64
Заключение…………………………………………………………….……….….75
Библиографический список…………………………………………
Рис. 7. Рекомендуемые цели и задачи инвестиционной политики
муниципального образования
В формировании полноценного, действенного механизма управления инвестиционной политикой муниципального образования важно правильно сформулировать цели и задачи, определить функциональные особенности субъектов-участников и сформировать методики оценки результатов по различным критериям. Все это поможет основательно и научно обосновать механизм управления инвестиционной политикой, учесть территориальные особенности, использовать эту информацию в формировании системного подхода к социально-экономическому управлению муниципальным образованием с целью его эффективного и оптимального функционирования. В системе критериев, характеризующих систему инвестиционной деятельности муниципального образования, следует особое внимание обратить на критерии, позволяющие выявить и повлиять на эффективность реализации инвестиционной политики. Именно выделение критериев эффективности реализации инвестиционной политики муниципальных образований на основе мирового, исторического, хозяйственного и правового опыта составляет фундамент для построения оптимизационной модели управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования.
Главным критерием является понимание и ощущение социально- экономической ответственности органов муниципального управления за уровень жизни населения в своем территориальном образовании, а не за выпуск продукции и создание дохода.
Экономические цели развития муниципального образования ориентированы на обеспечение финансирования социальных мероприятий, организацию деятельности социальной инфраструктуры, обеспечение государственных минимальных социальных стандартов, а также занятости населения муниципального образования и создания условий для осуществления максимально возможного спектра разных видов деятельности, приносящих доход населению и самому муниципальному образованию.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения муниципального образования в результате реализации инвестиционной политики предлагаются индикаторы, представленные в приложении 6.
Анализ обозначенных индикаторов социально-экономического положения муниципального образования на основе достоверной информации позволяет получить качественные и количественные характеристики состояния инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования. Применение данного анализа в моделировании процесса управления инвестиционной деятельностью позволит увидеть: насколько привлекательна и способна к самостоятельному развитию конкретная территория и за счет каких резервов возможно повысить эту привлекательность и эффективность функционирования, и какие ресурсы необходимы для существования, развития и оптимизации процесса управления муниципальными образованиями и как сформировать механизм максимально эффективного управления инвестиционной политикой муниципального образования. В целях формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики муниципальных образований Ульяновской области, обеспечения экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства, решения социальных проблем и ослабления напряженности в обществе должна разрабатываться Концепция инвестиционной политики муниципального образования. В рамках системного подхода формирования инвестиционной политики муниципальных образований должна предусматриваться: с одной стороны, разработка Концепции инвестиционной политики, с выделением приоритетов стратегического и тактического уровня значимости, с другой стороны, применение инструментов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.
Рекомендуемая структура Концепции инвестиционной политики муниципальных образований Ульяновской области представлена на рисунке 8.
Как правило, в Концепции инвестиционной политики целью является определение существующего уровня инвестиционной привлекательности муниципального образования, роли и основных инструментов Администрации муниципального образования для стимулирования инвестиционной деятельности.
Типовыми задачами могут являться:
- осуществление
постоянного мониторинга
Рис. 8. Рекомендуемая структура Концепции инвестиционной политики
муниципальных образований Ульяновской области
- оценка инвестиционного
потенциала муниципального
- создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципального образования;
- формирование
инвестиционного имиджа
- обеспечение
участия муниципального
- содействие
предприятиям муниципального
- формирование
положительного
- повышение уровня информационного обеспечения и сопровождения инвесторов;
- формирование
и совершенствование
- привлечение
и поиск новых бизнес-идей и
оказание содействия
- содействие инвесторам в упрощении доступа к долгосрочным финансовым ресурсам;
- участие в
региональных и федеральных
Концепцию инвестиционной политики целесообразно разрабатывать на срок не менее десяти лет и утверждать представительным органом местного самоуправления. Для построения эффективной инвестиционной политики и улучшения инвестиционной привлекательности на основе Концепции следует разрабатывать и реализовывать муниципальные инвестиционные программы. Инвестиционная программа муниципального образования должна состоять из подпрограммы социального развития, содержащей перечень строек и объектов социальной сферы, жилищного строительства и коммунального хозяйства с указанием объемов финансирования по каждой стройке и объекту, и подпрограммы экономического развития, содержащей перечень инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика района должна быть направлена на объединение усилий участников инвестиционного процесса (организации, банки, страховые компании и др.), создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры и консолидацию инвестиционных ресурсов.
В инвестиционной политике района приоритетными направлениями в работе должны являются развитие существующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание новых на базе разработки минерально-сырьевой базы и земельного фонда района, создание комфортной среды обитания, повышение качества социальной инфраструктуры муниципального образования.
Создание благоприятных условий и механизма привлечения инвестиций в экономику муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области путем улучшения общего инвестиционного климата обеспечит и улучшит инвестиционную привлекательность района и как следствие устойчивый рост экономики.
Для привлечения национальных и иностранных инвесторов в те или иные отрасли, регионы и муниципальные образования большое значение имеет создание доступной информационной базы. За рубежом эта проблема успешно решена, например, в Германии все земли регулярно выпускают информационные справочники об особенностях местного хозяйства, о предприятиях, заинтересованных в иностранных инвестициях, о мерах по поддержке инвесторов. Соответствующая информация обязательно размещается в Интернете. Информационному обмену способствуют также многочисленные ярмарки. Для России в целом и отдельных ее регионов эта проблема стоит остро, и в то же время ее решение не требует значительных средств, по сравнению, например, с финансовой поддержкой инвесторов. Информирование инвесторов об условиях деятельности в России, улучшение имиджа России как страны, принимающей капитал, имеют огромное значение. Необходимо не столько наращивание количественного потока информации из России, сколько кардинальное повышение ее качества. Во-первых, необходимо увеличить поток фоновой информации. Большинство иностранных и отечественных инвесторов слабо информированы о текущей жизни и социально-экономической ситуации в России. Для решения этой проблемы возможно развитие официального сотрудничества с наиболее респектабельными зарубежными информационными институтами, изданиями, участие российских официальных лиц в репортажах и телепередачах ведущих зарубежных телекомпаний о нашей стране. Во-вторых, периодическая профессиональная информация, предназначенная для потенциальных инвесторов, должна быть четко структурирована и дифференцирована в зависимости от категории инвестора. Необходимо создать эффективную систему сбора и обработки статистики иностранных инвестиций и мониторинга инвестиционной деятельности. В-третьих, следует согласиться с точкой зрения об усовершенствовании российской инвестиционной статистики. Целесообразно приводить более детальную структуру инвестиций, их динамику, накопленный итог, отраслевую и региональную дифференциацию и безвозмездно предоставлять эту информацию всем заинтересованным лицам. Одним из условий успешной деятельности инвесторов в муниципальном образовании может стать система обеспечения инвесторов необходимой информацией, имеющей отношение к инвестициям. В отношении информационной открытости по теме инвестиций рекомендуется в каждом муниципальном образовании Ульяновской области создать специализированный информационный сайт для инвестора. Как правило, сайты муниципального образования общего содержания никакого практического интереса для инвестора не представляют.
Приведем рекомендуемые этапы создания информационного инвестиционного сайта муниципального образования.
1. Разработка концепции сайта
На этом этапе определяем цели создания сайта и пути их достижения, происходит постановка основных задач. Исходя из концепции сайта, формируется бюджет, ведется техническая разработка.
2. Создание структуры сайта
На данном этапе проводятся работы по разработке структуры, как всего сайта, так и отдельных его разделов и страниц. Тщательно продумывается возможный путь посетителей по страницам сайта.
Основная цель данного этапа - создание наиболее оптимального варианта навигации сайта для обеспечения максимально простого передвижения посетителя по страницам сайта. На основании результатов этого этапа будет строиться вся последующая работа по созданию сайта. На протяжении последующих этапов будет производиться разработка программного обеспечения сайта.
3. Создание дизайна сайта.
Дизайн по праву считается одним из наиболее важных и ответственных этапов работы по созданию сайта, т. к. привлекает внимание потенциальных посетителей сайта. Дизайн сайта разрабатывается на основе логотипа муниципального образования. На дизайн сайта влияет наличия в тексте таблиц, фотографий, объема текста страниц и других факторов.
4. Сбор и подготовка
информационного наполнения
Осуществляются действия по сбору информации.
5. Верстка сайта.
На данном этапе осуществляется окончательная «сборка» сайта. Происходит дополнительный контроль качества выполняемой работы, производится оптимизация сайта под особенности конкретных браузеров, используемых посетителями сайтов для навигации по Интернету.
Предлагаем включить следующие разделы в инвестиционный сайт муниципального образования «Инзенский район»:
1. О районе:
- инвестиционный паспорт;
- сведения о природно-ресурсном потенциале;
- сведения об экономике, социальной сфере, туризме;
- основные направления для инвестирования.
2. Система сопровождения инвестиционных проектов:
- мониторинг
реализации инвестиционных
- перечень должностных лиц, ответственных за сопровождение приоритетных инвестиционных проектов.
3. Инвестиционный стандарт:
- Концепция инвестиционной политики;
- Анкета инвестора;
- отдел по инвестициям, развитию промышленности и предпринимательству.
4. Инвестиционное законодательство.
5. Мониторинг инвестиционной деятельности:
- реестр инвестиционных проектов;
- архив инвестиционного мониторинга.
6. Предложения для инвесторов:
- инвестиционные площадки.
Еще больше своевременному информированию инвесторов о положении дел в муниципальном образовании будет способствовать размещение инвестиционного паспорта муниципального образования на сайте администрации.
Инвестиционный паспорт муниципального образования - комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на потенциальных инвесторов. Инвестиционный паспорт демонстрирует инвестиционный потенциал муниципального образования и содержит комплексную информацию по всем вопросам, интересующим инвестора. Наличие инвестиционного паспорта является основополагающим и базисным фактором для успешного развития и дает продуктивную основу для диалога власти и инвесторов. Основная идея инвестиционного паспорта состоит в том, чтобы предоставить инвестору весь набор информации об инвестиционном климате, требуемый для принятия решения о начале работы с муниципальным образованием.
Инвестиционный паспорт хотя и эффективный, но достаточно новый для российских муниципальных образований инструмент инвестиционной политики. С новизной данного инструмента связаны основные проблемы его внедрения (рис. 9).
Рис. 9. Причины проблем при разработке инвестиционного паспорта
Слабая информированность о назначении инвестиционного паспорта выражается в том, что зачастую за инвестиционный паспорт выдается описание социально-экономического положения или бизнес-профиль. Инвестиционный паспорт в отличие от упомянутых документов содержит вполне конкретную и детальную информацию об инвестиционных возможностях муниципального образования.
Условия, в которых сегодня существуют российские муниципальные образования, характеризуются в том числе и ограниченностью финансовой базы муниципальных образований. Когда большая часть собираемых в бюджет средств направляется на исполнение самых неотложных обязанностей (по определению муниципальных служащих, «зарплатно- коммунальный бюджет») и когда бюджеты развития являются скорее чисто номинальными (то есть мероприятия занесены в бюджет, но не финансируются), обоснование выделения средств на разработку инвестиционного паспорта (который относится именно к инструментам развития) сильно затруднено. Основным способом решения данных проблем является изучение успешного опыта других муниципальные образования.