Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:29, дипломная работа
Цель дипломного проекта - исследование состояния и перспектив развития инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности территории на примере муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- изучить понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы исследования инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования……………………………………………………7
1.1. Формирование и реализация инвестиционной политики муниципального образования…………………………………………………………………………..7
1.2. Инвестиционная привлекательность как составляющая инвестиционного климата……………………………………………………………………………..11
1.3. Понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования………………………………………………………………………...18
2. Исследование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………..26
2.1. Нормативно-правовая база и принципы формирования обоснованной инвестиционной политики муниципального образования………………………26
2.2. Анализ инвестиционных возможностей социально-экономического развития и оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………….33
2.3. Анализ ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район»………………...48
3. Направления совершенствования инвестиционной политики муниципального образования «Инзенский район»……………………….….56
3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования и реализации инвестиционной политики муниципального образования………………………56
3.2. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципального образования…………….........64
Заключение…………………………………………………………….……….….75
Библиографический список…………………………………………
Рекомендуемые структурные разделы инвестиционного паспорта муниципального образования представлены на рисунке 10.
Рис.10. Рекомендуемые структурные разделы инвестиционного
паспорта муниципального образования
При наличии инвестиционного паспорта, муниципальное образование заявляет о себе, как партнере для участия в инвестиционной деятельности. Одновременно оказывается информационная поддержка местным предприятиям, имеющим инвестиционные проекты. Составление инвестиционного паспорта муниципального образования предлагается строить на регулярной основе с целью обновления представляемой информации. Для выполнения данной задачи рекомендуется выполнить ряд действий (рис. 11).
Рис.11. Последовательность мероприятий по составлению
инвестиционного паспорта
Отличительные особенности муниципального образования с точки зрения инвестиционной привлекательности представлены на рисунке 12.
Рис. 12. Отличительные особенности муниципального образования с
точки зрения инвестиционной привлекательности
Предлагаются следующие поэтапные мероприятия в рамках подготовки инвестиционного паспорта (рис.13.)
Рис.13. Этапы подготовки инвестиционного паспорта
Важной составной частью инвестиционного паспорта муниципального образования является детальное описание собственности (земельных участков, строений, оборудования), предлагаемых потенциальным инвесторам для освоения. Должно быть отражена положительная инвестиционная история муниципального образования - опыт успешного сотрудничества инвесторов и администрации муниципального образования и активное взаимодействие местной и региональной администрации в области инвестиций. Необходимо представить информацию о реализации постановлений «О поддержке субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории муниципального образования» и «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории».
В приложении 7 представлен рекомендуемый макет инвестиционного паспорта муниципального паспорта.
Проведение мониторинга развития муниципального образования, а также своевременное обновление его результатов, способствует повышению информированности существующих и потенциальных инвесторов о состоянии бизнес-среды в муниципальном образовании, что для них чрезвычайно важно, так как позволяет им предсказывать политику местной администрации на кратко - и среднесрочную перспективу. Соответственно это повышает их уверенность в будущем и помогает планировать развитие бизнеса.
Мало создать хороший инвестиционный паспорт муниципального образования. Надо еще и донести его до потенциальных инвесторов. С этой целью рекомендуется провести ряд мероприятий (рис. 14).
Рис. 14. Информационная поддержка инвестиционного паспорта
Таким образом, органы местного самоуправления располагают реальными возможностями существенно влиять на инвестиционный климат территории. И одним из важнейших направлений инвестиционной политики муниципального образования является маркетинг территории, то есть улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов. Первый шаг маркетинга территории – создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Как показывает практика, наиболее эффективный инструмент в данном случае – инвестиционный паспорт муниципального образования – комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на конкретную аудиторию – потенциальных инвесторов. Инвестиционный паспорт, как элемент инвестиционной политики района, выполняет четко определенную задачу продвижения района на внешний (по отношению к муниципальному образованию) уровень – к потенциальным внешним инвесторам. Основным результатом внедрения инвестиционного паспорта является привлечение инвестиций в район, рост объемов производства и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и отчислений в местный бюджет.
Таким образом, в рамках информационного обеспечения инвестиционной деятельности наиболее эффективными методами, способствующими привлечению инвестиций в муниципальное образование, являются инвестиционный сайт, инвестиционный паспорт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление в России множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности как регионов в целом, так и отдельных муниципальных образований. Отечественными и зарубежными исследователями и фирмами был выполнен целый ряд различных оценок инвестиционной привлекательности.
Для формирования предпосылок возникновения инвестиционной активности потенциальных инвесторов разрабатывается и реализуется комплексная инвестиционная политика муниципального образования, направленная на привлечение максимально возможного уровня инвестиционных ресурсов для решения оперативных и стратегических задач социально-экономического развития территории. Реализация такой политики является одним из условий экономического подъема муниципальных образований. Эффективное функционирование муниципальных образований в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов развития и конкурентоспособности в значительной мере определяется уровнем их инвестиционной привлекательности. Круг вопросов, связанных с развитием инвестиционных процессов, требует глубоких теоретических знаний и практических навыков принятия управленческих решений для разработки и обоснования стратегии повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований.
Приоритетами разработки и реализации инвестиционной политики муниципального образования являются повышение его инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, определяющие инвестиционный климат территории, совершенствование управления инвестиционной деятельностью, преодоление дифференцирования инвестиционной среды. Интегрированная модель формирования инвестиционной политики муниципального образования включает ее объекты, определяющие цели разработки и реализации инвестиционной политики; условия; результаты реализации в их взаимосвязи и предполагает согласование с инвестиционной политикой государства и региона в выработке форм и методов стимулирования инвестиций, в продвижении унифицированных схем инвестиционных проектов. Элементы инвестиционной политики муниципального образования образуют следующие взаимосвязанные блоки: правовой (разработка и принятие пакета нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс; предоставление гарантий сохранности частного капитала; выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующих инвестиционные проекты; защита интересов инвесторов; соблюдение равных прав всех инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности); организационно-структурный (создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности; содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры); проектно-экспертный (проведение экспертизы и сопровождение инвестиционных проектов); стимулирующий (предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности); ресурсный (мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг; использование ресурсов населения и иных внебюджетных средств для финансирования жилищного строительства и объектов социально-культурного назначения; использование для инвестиционных целей временно приостановленных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности).
Проведенный SWOT-анализ инвестиционного климата муниципального образования «Инзенский район» показывал, что данное муниципальное образование обладает всеми необходимыми предпосылками для активизации инвестиционной деятельности. Муниципальное образование «Инзенский район» обладает низким инвестиционным риском и высоким инвестиционным потенциалом в сфере инфраструктуры и экономики. Кроме того, район имеет устойчивые позитивные тенденции роста всех основных показателей, характеризующих инвестиционную деятельность, что говорит о постоянно увеличивающемся интересе к организации бизнеса на ее территории со стороны потенциальных и реальных инвесторов. Основными сдерживающими факторами инвестиционного развития являются: несовершенство административных процедур взаимодействия инвесторов с органами государственной власти, недостаточно эффективное использование открывающихся возможностей инвестиционного развития, недостаточно развитая информационная инфраструктура, высокий финансовый, экологический и социальный риски, недостаточная инвестиционная активность муниципального образования.
Таким образом, активизация инвестиционной деятельности на территории Инзенского района должна способствовать устранение сдерживающих факторов инвестиционного развития за счет использования сильных сторон инвестиционной привлекательности муниципального образования. Для эффективного управления инвестициями и повышения инвестиционной привлекательности в муниципальном образовании «Инзенский район» была выявлена необходимость разработки специального эффективного механизма, который включал бы в себя различные меры, а также определял направления для развития инвестиционной деятельности на муниципальном уровне. В качестве рекомендаций были предложены основные положения рекомендуемого содержания, принципы формирования, этапы разработки и реализации инвестиционной политики. В рамках разрабатываемой политики была предложена Концепция инвестиционной политики муниципальных образований Ульяновской области. В рамках информационного обеспечения инвестиционной деятельности, предложены этапы создания и структура информационного инвестиционного сайта. В качестве рекомендаций был предложен макет инвестиционного паспорта, рекомендованы этапы его подготовки, последовательность мероприятий по составлению и структура.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ