Современная банковская система, ее структура и функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Современная банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. На сегодняшний день сфера деятельности банков не имеет ни географических, ни национальных границ и является глобальным явлением, обладающим колоссальной финансовой мощью и значительным денежным капиталом.

Содержание

Введение………………………………………………………………....
1 Общая характеристика банковской системы………………………
1.1Понятие, сущность, структура и функции банковской системы..
1.2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками……………………………….
1.3.Сущность и основные функции коммерческих банков. Операции проводимые коммерческими банками………………………….
2 Характеристика банковской системы Республики Беларусь………
2.1.Становление и развитие банковской системы в Республики Беларусь……………………………………………………………………….
2.2.Структура банковской системы Республики Беларусь………….
2.3.Ликвидность и платёжеспособность коммерческих банков…….
3 Пути совершенствования и развития современной банковской системы ……………………………………………………………………….
3.1.Трудности в современной банковской системе и пути выхода из них…………………………………………………………………….........
3.2 Пути повышения стабильности банковской системы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая (26.10.12) 2003.doc

— 952.50 Кб (Скачать файл)

Динамика обменных курсов будет зависеть от множества факторов. В целом на сегодняшний день есть предпосылки для некоторого обесценения  белорусского рубля. В основном это связано с тем, как складывается ситуация во внешней торговле: рост экспорта постепенно замедляется, рост импорта – ускоряется. Данные тенденции во многом являются результатом укрепления белорусского рубля в реальном выражении

Рисунок 3.1- Объёмы экспорта товара

Примечание- Источник: Расчеты на основе данных Белстата (экспорт и импорт товаров), Национального банка (реальный эффективный обменный курс).

 

Так как статистика по реальному эффективному обменному  курсу основывается на динамике официальных  обменных курсов, то за апрель - октябрь 2011 года в данных есть погрешность.

Как следует из графика, реальный эффективный обменный курс (он рассчитывается по отношению к  валютам стран – основных торговых партнеров Беларуси с корректировкой на различия в уровнях инфляции) достиг минимального значения в ноябре 2011 года. После этого он начал расти. Это происходило вследствие укрепления белорусского рубля в номинальном выражении и сохранения высокого уровня инфляции по сравнению с другими странами. По итогам августа реальный эффективный обменный курс вырос на 23,8 % в сравнении с ноябрем прошлого года. В результате цены на белорусские товары в пересчете на иностранную валюту увеличились, и это негативно повлияло на экспорт.

 Физический объем  экспорта, как видно на графике,  в феврале-апреле находился примерно на одном уровне, несколько возрос в мае, а после этого начал снижаться. Причем сокращение началось еще в тот период, когда Беларусь экспортировала большие объемы растворителей, разбавителей и смазочных материалов. Физический объем импорта, несмотря на непродолжительные спады, постепенно увеличивается с октября прошлого года. Это происходит как в результате укрепления белорусского рубля в реальном выражении, так и под влиянием восстановления потребительского спроса, вызванного непрерывным ростом реальной заработной платы, начавшимся в феврале текущего года.

 В августе, судя  по всему, резко сократился  экспорт растворителей, разбавителей  и смазочных материалов. Статистические  данные за этот месяц будут  подготовлены позднее. Однако, можно предположить, что профицит внешней торговли, наблюдавшийся с начала года, из-за проблем с экспортом данных товаров мог трансформироваться в дефицит. Об этом свидетельствуют и косвенные данные. В августе спрос белорусских субъектов хозяйствования на иностранную валюту на Белорусской валютно-фондовой бирже впервые в 2012 году превысил предложение на 93,8 млн. долларов. Как результат, белорусский рубль с конца июля начал обесцениваться по отношению к корзине валют.

 

Рисунок 3.2- Стоимость  корзины валют

Примечание-Источник: Расчеты на основе данных Национального банка.

 

 Если во внешней  торговле в дальнейшем будет  наблюдаться дефицит, белорусский  рубль будет обесцениваться до  тех пор, пока равновесие не  будет достигнуто вновь. Однако  здесь необходимо сделать важное замечание. Обесценение национальной валюты может произойти лишь в том случае, если сохранится плавающий режим обменного курса. Если же будет возвращена практика его сдерживания, национальная валюта может оставаться стабильной. Однако такая стабильность чревата снижением золотовалютных резервов. Это нежелательно, поскольку Беларуси вскоре придется делать значительные платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга. В течение сентября 2012 года – августа 2013 года они должны превысить 4 млрд. долларов. При этом общий объем золотовалютных резервов на 1 сентября 2012 года составлял 8 млрд. 141 млн. долларов. Нужно также учитывать, что значительную часть резервов - до примерно 3 млрд. долларов - составляют средства, полученные Национальным банком в результате заключения валютных свопов с банками, а значит, они должны быть возвращены банковскому сектору через некоторое время. Исходя из нынешнего состояния золотовалютных резервов, сдерживание обменного курса представляется сомнительным. Однако возвращение к этой практике, возможно, скажем, в случае, если Беларусь получит существенный объем средств от приватизации, либо увеличит внешний долг. Тем не менее, в любом случае длительное сдерживание курса может быть чревато событиями, схожими с теми, что имели место в 2011 году.

 Если остановиться  на других факторах, которые могут повлиять на ситуацию на валютном рынке, определенные опасения вызывают планы экономических властей по достижению роста ВВП в 2013 году на 8,5 %. Если вновь начнется активное искусственное стимулирование потребления и инвестиций, то белорусский рубль при плавающем обменном курсе может обесцениться намного серьезнее, чем это необходимо для достижения равновесия на валютном рынке исходя из текущей ситуации. Такому развитию событий должно воспрепятствовать намерение экономических властей получать новые транши кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС и желание реализовать новую программу с МВФ. Получение этих заимствований будет невозможным в случае проведения чрезмерно мягкой экономической политики.

 Еще один ключевой  фактор – это монетарная политика. Если она будет оставаться  относительно жесткой, то это  будет способствовать замедлению  инфляции и препятствовать обесценению  белорусского рубля. Однако в  случае чересчур быстрого снижения ставки рефинансирования и, соответственно, ставок по рублевым банковским депозитам, возможен перевод части рублевых сбережений в иностранную валюту, что будет создавать дополнительное давление на обменный курс.

 Наконец, устойчивость  национальной валюты будет зависеть от развития экономической ситуации в Европейском союзе. Экономический рост в ЕС, и в частности в еврозоне, замедляется, начиная со второго квартала 2011 года. В первом полугодии 2012 года происходило сокращение реального ВВП в годовом выражении, как в еврозоне, так и в Евросоюзе. Во-первых, это напрямую ограничивает спрос на белорусские экспортные товары со стороны ЕС. Во-вторых, снижается спрос стран ЕС на российский экспорт, что, в свою очередь, ограничивает экспорт белорусских товаров в Россию. Таким образом, если экономический рост в ЕС продолжит замедляться, это будет способствовать обесценению белорусского рубля; если начнет восстанавливаться, то – укреплению.

2. Выдача большого количества кредитов грозит новым ростом цен.

Дефицит ликвидности в банковском секторе и резко возросшие процентные ставки по межбанковским кредитам вызваны ростом кредитной активности банков. За январь-август лимит по приросту требований банков к экономике был практически исчерпан, и в сентябре темпы роста кредитования уже перешли рубеж. Разгон кредитной активности может спровоцировать новый виток инфляции.

Ставки по межбанковским  кредитам в национальной валюте достигли на этой неделе очередного рекорда, приблизились вплотную к отметке 55 %. До сентября ситуация была противоположной - ставки на международном банке были ниже уровня ставки рефинансирования и находились в районе 20 %.

Рост процентных ставок на межбанковском рынке вызван дефицитом  ликвидности, которая сложилась  ввиду возросшей кредитной активности банков. Государственные банки, так и финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на розничном кредитовании, в последние месяцы активизировали выдачу кредитов.

Государственные банки заняли активную позицию по кредитованию госпрограмм. С другой стороны, сентябрь-октябрь показывает, что присутствует спрос со стороны населения на потребительские кредиты. Поэтому те банки, которые специализируются на розничном кредитовании, активизировали выдачу потребительских кредитов.

Между тем, рост кредитной  активности банков привел к тому, что уже к началу сентября требования банков к экономике выросли с начала года на 21,9 %.В сентябре было превышено годовое задание (23 %) по приросту требований банков к экономике.

 

Рисунок 3.2- Прирост требований банков к экономике с начала года

(в процентах)

Примечание-Источник: Бюллетень банковской статистики

 

Все наблюдатели констатируют, что основной вклад в прирост  требований банков к экономике формируется  за счет финансирования госпрограмм.

За август требования банков к экономике выросли примерно на 10 трлн рублей, в том числе за счет увеличения требований к государственным нефинансовым организациям - более чем на 6 триллионов рублей. Это свидетельствует о том, что основная часть ресурсов была выдана в рамках госпрограмм.

Банкиры также указывают на то обстоятельство, что основная масса кредитных ресурсов уходит в госсектор. Государство сегодня стимулирует развитие экономики за счет госпрограмм через государственные банки.

Эксперты в банковских кругах уверены, что разгон кредитной  активности в рамках госпрограмм связан со стремлением правительства достичь к концу года запланированных темпов роста ВВП (5-5,5 %). От выполнения этого главного макроэкономического показателя во многом зависит судьба нынешнего состава правительства. В Совмине это, видимо, прекрасно понимают, поэтому заявляют, что показатель по росту ВВП будет выполнен.

Наблюдатели констатируют, что у правительства реально  существует лишь один источник стимулирования внутреннего спроса для достижения запланированных темпов экономического роста - ресурсы госбанков.

Между тем, Национальный банк придерживается в этом году достаточно жесткой позиции, которая не позволяет государственным банкам рассчитывать на получение дешевых ресурсов для подкрепления ликвидности. Более того, центральный банк, несмотря на прогнозное задание по снижению ставки рефинансирования, отказался в октябре снижать учетную ставку с целью стимулирования кредитной активности.

Эксперты отмечают, что  в действиях правительства и  Национального банка прослеживаются разные приоритеты.

Правительство заинтересовано в ВВП и финансовой стабильности, а Национальный банк - в финансовой стабильности и в ВВП. Возникает вопрос, как совместить разную приоритетность целей в рамках единой денежно-кредитной политики. Резкий рост ставок на международном банке является явной реакцией рынка на существующие противоречия между правительством и Национальным банком.

Стимулирование внутреннего  спроса, к которому ради достижения роста ВВП прибегают власти, могут  подогреть инфляционные ожидания населения и спровоцировать рост цен.

В связи с прошлогодней ситуацией инфляционные ожидания сохраняются, и любой шок может стимулировать  вкладчиков менять валюту сбережений. Кредитная накачка экономики  в такой ситуации будет вызывать дополнительное беспокойство у участников рынка за стабильность цен.

Наращивание кредитной  активности в текущем году наверняка  не лучшим образом отразится и  на отношениях с кредиторами - Антикризисным  фондом ЕврАзЭС (АКФ) и МВФ - переговоры с которыми белорусское правительство возобновляет в октябре.

Наблюдатели отмечают, что  соблюдение параметра по приросту требований банков к экономике на уровне не более 23 % в целом за год позволило бы выполнить соответствующее требование АКФ. Вместе с тем, превышение этого параметра в сентябре может вызвать неодобрительную реакцию со стороны кредитора.

Как белорусские банки  кредитуют экономику - это вопрос не только внутренний, но и внешний  и напрямую влияет на перспективы  получения новых внешних заимствований.

Обнадеживает, что решительную позицию по вопросу приостановления кредитной активности занимает центральный банк. Регулятор Национального банка будет оказывать поддержку ликвидности банков в очень ограниченных размерах и в целях кредитования подкреплять ликвидность государственных банков не будет.

Между тем, наблюдатели  опасаются, что давление на госбанки по кредитованию госпрограмм будет  возрастать. Такие ожидания связаны  с тем, что правительство намерено выполнять доведенное задание по темпам роста ВВП, а обеспечить достижение этой задачи без стимулирования кредитной активности практически нереально.

3. Кто выиграет от снижения ставки рефинансирования? Как отразится снижение ставки рефинансирования на гражданах и предприятиях? Что произойдет, если ставку не менять? Чем чревато снижение (или его отсутствие) ставки рефинансирования для 1) граждан, 2) бизнеса. Чьи интересы при этом учитываются больше? И противодействие или взаимодействие каких государственных ведомств определяет политику изменения ставки? Иными словами: от весомости чьей официальной позиции зависит краткосрочное будущее нашей финансовой системы?

Важность такого показателя, как ставка рефинансирования, стала  очевидной в связи с ситуацией, которая складывалась в экономике  Беларуси в 2011 и 2012 гг.. В прошедшем году из-за высокой инфляции Национальный банк был вынужден поднимать ставку рефинансирования. Однако ее максимальное значение (45 %) все равно оказалось ниже годового уровня инфляции, который по итогам 2011 года составил 108,7 %. Поднимать ставку рефинансирования до уровня инфляции экономические власти не захотели, опасаясь, что в этом случае кредиты станут недоступными для предприятий, и это негативно повлияет на экономический рост.

Сегодня мы сталкиваемся с прямо противоположной ситуацией  – ставка рефинансирования значительно выше официального прогнозного показателя по инфляции, который на 2012 год составляет 19-22 %. Инфляция в текущем году значительно сократилась по сравнению с прошлым годом, и, казалось бы, снижение ставки рефинансирования является логичным решением. Ведь в этом случае предприятия смогут брать кредиты, не переплачивая по ним, и наращивать объемы производства. Однако Национальный банк не стремится снизить ставку рефинансирования как можно быстрее. Ведь в этом случае уменьшатся ставки не только по кредитам, но и по депозитам, а это может вызвать отток вкладов населения из банков, что является крайне нежелательным сценарием.

Информация о работе Современная банковская система, ее структура и функционирование