Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 19:15, курсовая работа
В последние десятилетия для Беларуси весьма актуальным стал вопрос интеллектуальной и трудовой миграции, причём не только внешней, но и внутренней. Она оказывает значительное влияние на экономическое развитие нашей страны. При развитии аграрного сектора (образование агрогородков), энергетики (строительство АЭС) необходимо учитывать не только наличие собственных высококвалифицированных ресурсов, но и правильное их размещение по территории страны. На данный момент не существует законодательных актов, которые бы регламентировали бы масштабы миграции внутри страны и за её пределами, но уже сложились определённые тенденции, которые способны отразить картину происходящего и позволят в будущем направить их в нужное русло.
ВВЕДЕНИЕ
1) Современная международная трудовая миграция
2) Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь
3) Некоторые аспекты внешней трудовой миграции в РБ
4) Внутренняя миграция в РБ
5) Республика Беларусь в контексте новых тенденций развития международной интеллектуальной миграции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отток из села трудоспособного населения приводит к дефициту рабочей силы на многих сельскохозяйственных предприятиях (агрокомбинатах, мясо- и молокоперерабатывающих комбинатах), которые обеспечивают продуктами питания все население республики. Если учесть, что сельские регионы занимают около 90% территории Беларуси, то постоянная эмиграция из сельской местности трудоспособного населения может негативно отразиться на продовольственной безопасности государства.
В республике разработаны и реализуются государственные программы, направленные на возрождение села, в том числе его демовоспроизводственого потенциала, посредством стабилизации численности сельского населения, а также привлечения молодежи из городов в села. Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы предусмотрено преобразование сельских населенных пунктов в благоустроенные агрогородки, развитие в них жилищного, коммунального, культурно-бытового строительства в целях привлечения молодежи. Помимо этого, актуализировалась проблема создания условий для закрепления молодых специалистов, уже работающих на селе. Речь в первую очередь идет о социально-психологической адаптации сельских мигрантов, в основном горожан, в новой социально-территориальной среде.
Главными условиями переезда горожан в сельскую местность выступают хорошее жилье, достойная работа и высокая заработная плата, гарантии трудоустройства на новом месте членов семьи. Для этого следует активизировать в сельской местности процесс создания структур малого предпринимательства, фермерских хозяйств, в том числе усадеб, ориентированных на развитие сельского туризма, что будет способствовать не только привлечению, но и закреплению иммигрантов в сельской местности. Больше внимания необходимо уделять строительству объектов социально-бытового и культурного обслуживания сельского населения, а также улучшению транспортного сообщения с близлежащими городами, что повысит доступность городских благ для сельских жителей.
Реализация данных мероприятий, а также улучшение информированности населения о возможностях и выгодах, связанных с переселением в сельскую местность, должно способствовать уменьшению оттока населения, привлечению и закреплению молодежи в сельской местности.
5) Республика Беларусь в контексте новых тенденций развития международной интеллектуальной миграции
5.1 Расчет и оценки интеллектуальной миграции
В то время, когда интеллектуальная эмиграция приняла крупномасштабный характер, оценки давались в основном негативные. В большинстве случаев их получали путем подсчета реальных и потенциальных потерь, преимущественно экономических. Потери включили фактические затраты на обучение эмигрантов, ущерб, наносимый снижением научно-технического потенциала страны выезда и ухудшением его структуры, упущенную выгоду, т.е. долю ВВП или величину поступлении в бюджет, недополученных из-за отъезда необходимых специалистов. Следовательно, объектом оценки служили только интересы стран-доноров, и предметом учета становились последствия - поддающиеся и не поддающиеся количественному измерению.
Согласно предложенной ООН методике, экономический ущерб для страны, вызываемый эмиграцией ее ученых и специалистов, рассчитывается по следующей формуле:
Y = (Рвос.обр. + Пу.выг. + Кп.) N1 – (Вим + Эвыг. + Д) N2
Где Рвос.обр - расходы на воспитание, образование и повышение квалификации ученого/специалиста; Пу.выг - упущенная выгода; Кп - косвенные потери (из-за снижения научно-техническою потенциала, ухудшения качества подготовки и использования научных кадров); N1 - число невозвратившихся ученых и специалистов: Вим - выгода, получением в результате возвращения части эмигрантов в страну, рассчитывается аналогично Рвос.обр.; Эвыг - выгода от повторною включения бывших эмигрантов в экономическую жизнь страны; Д - поступления в бюджет от различного рода сборов и пошлин, выплачиваемых эмигрантами, а также их денежные переводы, участие капиталом, научно-технической мыслью, ноу-хау в совместных предприятиях и т.п.; N2 - число возвратившихся ученых и специалистов.
К оценкам, получаемым в результате применения такой методики, нельзя относиться однозначно. Поскольку интеллектуальная миграция может происходить одновременно по пути безвозвратной и трудовой, появляются различия и в вероятности реэмиграции: в первом случае она значительно меньше, чем во втором. В зависимости от вида миграции меняется структура и направленность денежных трансфертов: в случае безвозвратной миграции они могут различаться по форме и двигаться в обе стороны (валютные переводы - из страны-реципиента в страну-донор, пенсии в противоположном направлении), в случае же трудовой преобладают переводы из стран въезда в страну выезда.
По расчетам, отъезд одного высококвалифицированного работника Беларуси влечет потерю около 300 тыс. долл. США. Это значение получено суммированием двух других - величины вычета из совокупного общественного продукта страны прямых и косвенных расходов на подготовку одного специалиста и величины упущенной выгоды.
В дальнейшем
получил распространение и
Сокращению
масштабов безвозвратной
Для более углубленного анализа внешней трудовой миграции в Беларуси необходимо рассмотреть ее потенциал. Социологическое исследование среди потенциальных трудящихся-мигрантов, выполненное НИИ груда Министерства труда и социальной защиты, показывает, что в целом по Беларуси каждый четвертый житель в трудоспособном возрасте изъявляет желание временно поработать за границей. Среди безработных доля потенциальных трудовых мигрантов значительно выше – 30%. Наибольшую миграционную активность среди социальных групп проявляет учащаяся молодежь и студенты - более 50%.
Уровень потенциально возможной внешней трудовой миграции в Беларуси можно рассчитать по формуле:
ILM = ,
где ILM - потенциал трудовой миграции; - численность зарегистрированных безработных; Рa - численность экономически неактивного населения; N- численность лиц, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации; S - численность обучающихся с отрывом от производства; 0,3; 0,25; 0,5 - коэффициенты, отражающие желание определенных категорий населения поработать за рубежом.
Проведенные
расчеты показывают, что в настоящее
время общий потенциал внешней
трудовой миграции из Беларуси составляет
от 500 до 700 тыс. чел.,
или около 10% трудовых ресурсом страны,
при нынешних объемах выезда
4-5 тыс. чел. (0,1% всех трудовых ресурсов).
В связи с этим в нашей стране уделяется большое внимание интеграции в международный рынок труда, принятию межправительственных соглашений в области обмена рабочей силой и зашиты прав трудящихся-мигрантов. Такие соглашения подписаны с Россией, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Арменией, Литвой, Польшей. В Совете Министров Республики Беларусь обсуждается вопрос принятия соглашении по обмену рабочей силой с рядом стран Европейского союза - Чехией, Словакией, Германией.
Однако государства ЕС, стремясь защитить свой внутренний рынок труда, ужесточили иммиграционную политику, визовый режим, пограничный и таможенный контроль. Правительства стран ЕС приняли так называемый Амстердамский договор, который определяет приоритет предоставления вакантных рабочих мест гражданам своих государств и стран-участниц Европейского союза, а затем - гражданам ассоциированных государств. Допуск иностранной рабочей силы возможен в тех случаях, когда вакантные места не заняты гражданами этих стран. Странам СНГ рекомендовано осваивать восточный рынок труда.
Однако
потребности экономики, быстро
происходящее старение
В целях искоренения негативных явлений, возникающих иногда при этом, специальными нормами данного закона предусмотрена ответственность субъектов хозяйствования за недостоверную рекламу и действия, которые могут привести к нежелательным и драматичным последствиям.
5.2 Направление потоков интеллектуальной миграции из Беларуси
Совершенно очевидно, что по мере вовлечения Беларуси в мировой миграционный кругооборот возникает потребность в разработке концептуальных основ и новых принципов государственного регулирования внешней интеллектуальной миграции и селективной иммиграционной политики.
В нашей
стране растет осознание того, что
именно интеллектуальный потенциал
нации является важнейшим ресурсом
и фактором устойчивого социально-
По данным Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, в Беларуси на протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция к стабилизации ежегодной численности эмигрантов-ученых и сохранению ее достаточно низкого уровня. Ежегодный миграционный поток ученых и высококвалифицированных специалистов составляет менее 0,1 % от общей численности работников, занятых в научной сфере, и преподавательского состава высшей школы. Этот показатель значительно ниже, чем в странах Западной Европы (табл. 5.1).
Таблица 5.1 - Динамика численности научных и научно - педагогических работников и аспирантов, эмигрировавших за период 1996-2004 гг.
Квалификация эмигрантов |
Всего за1996-2004гг. |
В том числе (гг.): | ||||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | ||
Доктора наук |
48 |
7 |
6 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
2 |
7 |
Кандидаты наук |
272 |
39 |
34 |
30 |
33 |
29 |
18 |
28 |
27 |
34 |
Работники без ученой степени |
327 |
39 |
26 |
25 |
28 |
61 |
34 |
36 |
35 |
43 |
Всего |
647 |
85 |
66 |
61 |
67 |
95 |
56 |
69 |
64 |
84 |
Информация о работе Современная международная трудовая миграция