Современная международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия для Беларуси весьма актуальным стал вопрос интеллектуальной и трудовой миграции, причём не только внешней, но и внутренней. Она оказывает значительное влияние на экономическое развитие нашей страны. При развитии аграрного сектора (образование агрогородков), энергетики (строительство АЭС) необходимо учитывать не только наличие собственных высококвалифицированных ресурсов, но и правильное их размещение по территории страны. На данный момент не существует законодательных актов, которые бы регламентировали бы масштабы миграции внутри страны и за её пределами, но уже сложились определённые тенденции, которые способны отразить картину происходящего и позволят в будущем направить их в нужное русло.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1) Современная международная трудовая миграция
2) Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь
3) Некоторые аспекты внешней трудовой миграции в РБ
4) Внутренняя миграция в РБ
5) Республика Беларусь в контексте новых тенденций развития международной интеллектуальной миграции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая- оригинал!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 121.43 Кб (Скачать файл)

 

Анализ имеющихся  данных мониторинга интеллектуальной миграции показывает, что в среднем из Беларуси ежегодно эмигрировало и оставалось за границей порядка 70 научных работников и преподавателей вузов, из них 5 докторов наук, 30 кандидатов наук и 35 работников без ученой степени.

В 2004 г. из Беларуси эмигрировали и остались за границей после временного пребывания 64 научных работника и преподавателя вуза, из них 7 докторов и 34 кандидата наук.

Направление потоков интеллектуальной миграции из Беларуси в 2004 г. следующее:

  • Германия - 12 человек (из них 3 кандидата наук);
  • Россия - 40 (из них 6 докторов и 18 кандидатов наук);
  • Израиль - 3 (из них 1 кандидат наук);
  • США - 8 (из них 1 доктор и 2 кандидата наук);
  • Канада - 9 человек (из них 2 кандидата наук).

Необходимо  отметить, что почти в два раза возросло число научных работников и преподавателей вузов, эмигрировавших в Россию: с 25 человек в 2003 г. до 40 - в 2004 г., или 47,6 % от общей численности  мигрантов. Эмиграционный поток в страны дальнего зарубежья - США, Германию, Израиль и Канаду составил всего 38 % от общего числа эмигрантов-ученых и преподавателей вузов. Это можно объяснить усилением наступательного характера иммиграционной политики Российской Федерации, а также насыщением рынка интеллектуального труда и высоким уровнем его конкуренции в высокоразвитых в научном и технологическом отношении странах (рис 2).


                      1995 г.                                                                              2004 г.

 

Рис. 2. Численность научных работников, преподавателей вузов и аспирантов, выехавших за границу на постоянное место жительства и не вернувшихся  после временного пребывания, по странам  выезда в 1995 г и 2004 г.

 

Как и  в предыдущие годы, в 2004 г. в отраслевой структуре научной эмиграции преобладали специалисты в области физико-математических, химических, биологических и технических наук. Представителей гуманитарных наук в миграционном потоке незначительное количество.

Анализ  данных госстатистики возвратной миграции научных кадров по Беларуси показывает, что в 2004 г. 2803 исследователя (16,6% от общей численности) из 130 научных  организаций, научно-производственных объединений и научно-исследовательских подразделений государственных вузов страны выезжали за границу с различными целями, в том числе и для работы по контракту. Среди них 11,4 % -доктора и 28,6 %- кандидаты наук. Из общей численности исследователей, выезжавших за рубеж, 15,2 % в возрасте до 29 лет, 16,2 % - 30-39 лет, 26,2 % - 40-49 лет, 32,3 % - 50-59 лет, 8,8 % -60-69 лет, 1,3 % - 70 лет и старше. По продолжительности пребывания за рубежом: до 3 месяцев - 94,6 % исследователей, от 3 до 6 месяцев - 1,7 %, от 6 до 12 месяцев - 1,6 %, 1 год и более -2,1 %.

По приглашению  иностранного партнера выезжали 22,6 % исследователей; по направлению организации в служебную командировку - 64,3 %; по контрактам, заключенным через официальные белорусские организации, -2,2 %; по контрактам, заключенным самостоятельно, - 5,8%; по обмену - 1,6 %; по другим причинам (в основном по приглашению общественных организаций) - 3,5 %.

Распределение выезжавших за рубеж исследователей по областям наук приведено в табл. 5.2.

 

Таблица 5.2 - Численность исследователей, выезжавших в 2004 г. за рубеж, по областям наук

 

Области наук

Численность исследователей, выезжавших за рубеж, чел.

В % к общей численности выезжавших за рубеж

Всего

В том числе:

2803

100

Естественные

831

29,7

Технические

1601

57,1

Медицинские

138

4,9

Сельскохозяйственные

77

2,7

Общественные

68

2,4

Гуманитарные

88

3,2



 

        Как видим, в структуре возвратной миграции преобладают специалисты технических - 57,1 % и естественных наук - 29,7 %.

География внешней временной научной миграции следующая: из общего числа исследователей, выезжавших за рубеж в 2004 г.. 50 % выезжали в Россию, в Польшу-9,7, в Германию-7,4, в Украину -7,1, в Китай- 4,6, во Францию-2,0, в Латвию-1,4, в Литву, Италию, Великобританию, Швецию - по 1,2; в США- 1,1, в Швейцарию- 1,0, в Казахстан - 0,9, в Чехию-0,8, в Австрию, Финляндию, Южную Корею - по 0,6, в Бельгию, Индию - по 0,5 %.

Данные  о численности исследователей, выезжавших за границу, по целям выезда приведены в табл.5.3.

 

Таблица5.3 - Численность исследователей, выезжавших за рубеж в 2004 г., по целям выезда

Цель выезда

Численность исследователей, чел.

В % к общей численности выезжавших за рубеж

Всего

Из них выезжали с целью:

2803

100

Чтения лекций, проведения консультаций

89

3,2

Выполнения  совместных исследований, проектов

919

32,8

Научной работы в зарубежных организациях

168

6,0

Работы по контракту

194

6,9

Учебы, стажировки

189

6,7

Участиях в симпозиумах, конгрессах, конференциях, семинарах, выставках

1244

44,4


 

По данным социологических опросов 2002-2004 гг., потенциал внешней миграции среди  научных работников и преподавателей вузов Беларуси остается достаточно значимым. Так, доля респондентов, твердо намеренных эмигрировать из страны в ближайшем будущем, колеблется от 1 до 5 % из числа опрошенных научных работников и преподавателей вузов в зависимости от возраста и отрасли научного знания. Доля намеренных временно выехать за границу для работы по контракту и иных целей значительно больше - от 11 до 25 %. Среди опрошенных научных работников в возрасте до 35 лет эта доля составила 45 %. Исследования показывают, что внешняя миграция молодых ученых в большинстве случаев является одним из способов профессиональной и социальной самореализации, поэтому следует в качестве альтернативы «утечки умов» создавать все необходимые социально-экономические условия для реализации творческого потенциала ученых.

 

 

5.3 Государственное регулирование миграции

 

Как свидетельствует  мировой опыт, имеется два способа  привлечь научные кадры:

     1) реализация масштабных репатриационных программ;

      2) дистанционная мобилизация научной  диаспоры и ее включение в развитие научной сферы страны происхождения посредством информационных сетей.

Реализация  масштабной и дорогостоящей государственной  программы для репатриации большого количества квалифицированных ученых и специалистов оказалась по силам таким странам, как Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др. Так, в Тайване в 1989 г. число возвратившихся составило 500 человек. Репатрианты заняли самые престижные позиции в компьютерной отрасли, микроэлектронике, в проектах по физике твердого тела. В 1992г. количество вернувшихся достигло 2 тыс. человек. В 1990-х гг. обратный поток ученых-экспатриантов стал реальностью для Гонконга, Южной Кореи. Сейчас наиболее мощным центром притяжения не только для репатриантов, но и для специалистов из других стран стал Сингапур, предлагающий весьма выгодные условия.

Для Беларуси в настоящее время наиболее реалистичной программой по возвращению ученых является дистанционная мобилизация научной  диаспоры, и ее включение в развитие белорусской науки посредством создания информационных сетей. Она исходит из посылки, что большинство уехавших вряд ли в ближайшей перспективе возвратятся в страну происхождения. Однако они могут все еще быть заинтересованы в развитии своей бывшей родины из-за имеющихся научных, семейных или других связей. Поэтому необходимо создать благоприятные условия, позволяющие использовать интеллектуальные ресурсы белорусской научной диаспоры. Преимуществом этой стратегии является то, что она не полагается на предшествующую масштабную инвестицию в исследовательскую инфраструктуру, поскольку опирается на извлечение выгоды из уже существующих ресурсов и сложившегося положения. Тем самым она доступна любой стране, которая желает предпринять социальные, политические, организационные и технические усилия для мобилизации своей научной диаспоры. Многообещающая перспектива такой стратегии состоит в том, что через ученых-экспатриантов страна сможет иметь доступ не только к их знаниям, которыми они обладают как индивидуумы, но и к социально-профессиональным сетям, в которых они задействованы за границей. Это весьма продуктивная версия интеграционного подхода. Анализ международной научной прессы показывает, что многие страны создали информационные сети, объединяющие их научные диаспоры, и достигли своей первоначальной цели - мобилизации высококвалифицированных человеческих ресурсов экспатриантов. Размеры наиболее успешных сетей колеблются от нескольких сотен до 2000 членов. Все это свидетельствует о том, что концепция интеграции представителей научной диаспоры в развитие страны их происхождения является продуктивной и реально осуществимой:

Взаимодействие  с белорусской научной диаспорой  может быть осуществлено по следующим направлениям:

1) развитие  информационного обмена и сотрудничества  через механизмы западных и белорусских научных фондов, способствующих привлечению белорусских ученых к проектам, финансируемым фондами зарубежных стран. Сейчас, как показывает практика, многие возможности остаются упущенными из-за отсутствия эффективных каналов информации;

2) стажировка  белорусских ученых в ведущих  научных центрах. Многие страны, включая Японию, Францию, Германию, Англию, Швейцарию, практикуют зарубежную стажировку своих молодых специалистов как условие предоставления им постоянной должности в национальных академических или медицинских институтах. Белорусские ученые, работающие за границей, могут предоставить позиции в своих лабораториях кандидатам-землякам. А вопрос их возврата в Беларусь после стажировки состоит в предоставлении этим молодым специалистам достойных научных должностей на родине и возможностей независимой научной деятельности с собственным финансированием, как это делается во всех странах Западной Европы и Японии;

3) участие  в белорусских инновационных  проектах белорусских ученых-экспатриантов. Так, многие из них участвуют в предпринимательской инновационной деятельности в области высоких технологий, являются консультантами или основателями своих фирм. Этот инновационный потенциал можно привлечь, предоставив льготные налоговые условия, кредиты и производственные площади, как это делается, например, в Китае, Тайване и Японии, при условии создания законодательной базы по защите интеллектуальной собственности.

Следует также предусмотреть механизмы  использования значительного образовательного ресурса, которым располагает белорусская  научная диаспора, путем привлечения белорусских ученых-экспатриантов к преподавательской деятельности в Беларуси. Они могли бы также участвовать в образовательном процессе ведущих белорусских университетов через механизмы дистанционного образования, такие как Интернет-образование и телеконференции.

Кроме того, для нас может быть весьма полезен  опыт восточноевропейских стран по работе с научной диаспорой, включающий: выделение грантов для соотечественников, в рамках которых им предоставляется возможность работать в стране происхождения; проведение разнообразных типов конференций; открытие национальных научных журналов для зарубежных авторов; создание специализированных программ с участием Европейского союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее  время, несмотря на идущие трансформационные  процессы, обусловленные рыночными  реформами и положительными сдвигами в экономике, трудовая сфера Беларуси по основным характеристикам не в полной мере соответствует требованиям эффективно функционирующего рынка труда. В настоящее время его конъюнктура характеризуется существенным дисбалансом структуры предложения рабочей силы и спроса на нее. В этих условиях именно трудовая миграция способна временно аккумулировать излишнюю рабочую силу, стать фактором, облегчающим структурную перестройку национальной экономики. Временный выезд белорусский рабочей силы за рубеж следует рассматривать как дополнительный инструмент решения проблем занятости населения и улучшения конъюнктуры национального рынка груда. Кроме того, неотъемлемой частью в достижении сбалансированности спроса и предложения на рынке труда может стать более активное привлечение иностранной рабочей силы на вакансии, на которые не претендует местное население. Такое решение может стать одним из источников пополнения демографического ресурса страны, серьезным экономическим рычагом в обеспечении роста ВВП.

Учитывая, что проблемы внешней трудовой миграции заключаются не только в правовом обеспечении данного процесса, но и преодолении огромной конкуренции  на международных рынках труда, необходимо разработать долгосрочную широкомасштабную программу расширения международного сотрудничества в трудовой сфере, поддержке  своих граждан в вопросах трудоустройства за границей. При этом регулировать процессы трудовой миграции следует с позиции обеспечения эффективной занятости населения, сбалансированности спроса и предложения на рынке труда.

По моему мнению, основная цель регулирования трудовой миграции должна заключаться:

    • в обеспечении устойчивого социально-экономического и демографического развития страны;
    • в решении текущих и перспективных проблем занятости населения и рынка труда;
    • в создании условий для реализации прав мигрантов.

Основными задачами регулирования процессов  внешней трудовой миграции являются:

    • повышение конкурентоспособности рабочей силы на международных рынках труда;
    • реализация накопленного миграционного  потенциала;
    • совершенствование профессионального  развития  трудовых мигрантов;
    • обеспечение возвратности процесса внешней трудовой миграции.

Информация о работе Современная международная трудовая миграция