Современные тенденции и перспективы развития торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические, экономические основы торговли;
-дать краткую характеристику и анализировать состояние торговли в России.
- охарактеризовать основные черты розничной и оптовой торговли, выявить их основные отличия;
- описать и структурировать основные форматы розничной торговли, выявить возможные подходы к структурированию;
- описать и структурировать основные форматы оптовой торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы развития розничной и оптовой торговли ………….4 1.1Особбености развития оптовой и розничной торговли………………...…..4
1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли……...……….7
1.3 Характеристика современных форматов…………………………..………12
2.Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю………..15
2.1.Оптовая и розничная торговля в РФ и Оренбургской области……….…..15
2.2Форматы оптовой и розничной торговли……………………………..…….24
2.3Проблемы развития отрасли торговли……………………………………...28
3.Современные тенденции и перспективы развития торговли…….…….…33
3.1 Государственное регулирование……………………………………………33
3.2 Пути совершенствования отрасли торговли……………..…………….…..39
Заключение……………………………………………………….……………...45
Список использованных источников…………………………….…………….47

Вложенные файлы: 1 файл

отрасль111111 (восстановлен) (восстановлен).docx

— 435.27 Кб (Скачать файл)

 
Увеличивается также и обеспеченность товарными запасами (табл.4):  [7 c 220-228]

 

 

 Табл. 4.Товарные запасы в организациях розничной торговли 

 

 

 
2000

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2009

 
2010

 
2011

 
Млрд. руб.

 
98,2

 
117,9

 
134,2

 
162,8

 
208,4

 
280,5

 
349,5

 
478,1

 
428,9

 
492,9

 
591,1

 
727,3

 
в днях торговли

 
29

 
31

 
32

 
33

 
32

 
28

 
28

 
27

 
28

 
29

   

 
В Оренбургской области наблюдается  устойчивый рост оборота розничной  торговли. Оборот розничной торговли – явление динамическое; он непрерывно изменяется ,проанализируем динамику данного явления (табл.5):  [8 c 330-336]

Табл. 5. Оборот розничной торговли по Оренбургской области

 

Годы

Миллионов рублей за (1990,1995гг.-млрд.руб.)

В процентах к предыдущему  году (в сопоставимых ценах )

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2,9

3331,1

17099,6

21841,6

26007,5

30469,8

40885,8

54408,7

69486,9

90265,5

125959,2

136473,4

157681,8

123,4

73,4

102,6

108,4

107,7

107,5

124,3

122,3

118,8

121,3

123,4

99,7

108,7


 

Оборотом розничной торговли называется выручка от продажи товаров, проданных населению для личного  пользования или для применения в домашнем хозяйстве. Учитывались  расчеты в наличной форме, по кредитным  картам или по банковским расчетным  чекам, перечисления со счетов вкладчиков, выплаты по поручению физических лиц без открытия счета в банке, расчеты через платежные карты. В полном объеме в оборот розничной  торговли включается цена товаров, которые  проданы некоторым категориям населения  со скидкой либо целиком оплачены органами социальной защиты. Сумма  оборота образуется путем проведения сплошного федерального статистического  наблюдения. Наблюдаются организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, выборочно обследуются  малые предприятия розничной  торговли. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области сообщает, что оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на рынках и ярмарках за прошедшие 9 месяцев 2010 года составил порядка 112 миллиардов рублей, что на 7,6% выше аналогичного показателя за 2009 год. Статистика сообщает также, что за 9 месяцев текущего года оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка достиг 95 миллиардов рублей, и этот показатель также выше, чем в прошлом году, на 9%. На розничных рынках и ярмарках продано товара на 17,5 миллиардов рублей, что на полтора процента ниже показателя прошлого года.[12 c 230]

Отметим, на 87,5% он сформировался  за счёт торгующих организаций и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в стационарной торговой сети. В Оренбуржье незначительно снизился спрос на пищевые продукты и вырос на непродовольственные товары: 43,8% и 56,2% соответственно, по сравнению с прошлогодним показателями – 45,4% и 54,6%. За десять месяцев года населению области продано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, почти на 76 миллиардов рублей, непродовольственных товаров – более чем на 97 миллиардов рублей, что в товарной массе составило к уровню января-октября 2011 года соответственно 105,8% и 111,8%. На 11,2% увеличился по сравнению с прошлым годом индекс физического объёма оборота общественного питания, составив в сумме 10 миллиардов 782,4 миллиона рублей. Удельный вес продажи товаров на рынках и ярмарках составил 12,5% оборота розничной торговли. В городах и районах области продолжается проведение ярмарок «выходного дня». За январь-октябрь 2012 года проведено 2081 таких ярмарок, где продано товаров на сумму свыше 902,3 миллионов рублей. [3c.30-32]

Оптовая торговля

Ежегодный прирост оборота  оптовой торговли в реальном выражении  составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 30 трлн. руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается  весьма динамично и по темпам роста  идет в ногу с предприятиями розницы (диаграмма 3). 
 
 
Диаграмма 2. Оборот оптовой торговли 
 
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных товаров.[5 с 34-38] 
 
 
 
 Диаграмма 3. Структура оптовой торговли 
 
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву, при том, что доля Москвы в розничной торговле только 23%. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к менее широкому ассортименту продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д.  
Диаграмма 4. Развитие оптовой торговли по регионам

Оборот оптовой торговли в Оренбургской области не стабилен , в 2000, 2001  и 2004 годах наблюдалось резкое снижение оборота до 40% в год ,в настоящее время он возрастает. Данные представлены в таблице (табл.5):

Табл. 6. Оборот оптовой торговли по Оренбургской области

ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

( в фактически действовавших  ценах)

 

2000

2005

2007

2008

2009

2010

Миллионов рублей 

Оборот оптовой торговли

Всего

 

Из него оборот организаций  оптовой торговли

 

 

31482,0

 

23908,7

 

 

48269,8

 

23779,6

 

 

79655,4

 

51811,7

 

 

108266,6

 

79464,8

 

 

71311,9

 

57156,0

 

 

85523,5

 

77116,9

В процентах к предыдущему  году

( в сопоставимых ценах)

Оборот оптовой торговли

Всего

 

Из него оборот организаций  оптовой торговли

 

 

57,8

 

68,4

 

 

104,9

 

106,1

 

 

123,6

 

133,2

 

 

107,9

 

121,7

 

 

74,3

 

81,1

 

 

103,7

 

116,6


 

 

2.2Форматы оптовой и  розничной торговли 

В современной торгово-экономической  среде роль розничной торговли стала  существенно выше, чем была ещё  несколько лет назад. Всё дело в развитии новых маркетинговых  технологий: теперь розничная торговля – это не просто деятельность по обеспечению транспортировки и  непосредственно продаже товара или продукции.  
В общем объеме оборота розничной торговли продовольственными товарами современные форматы занимают менее 20%. Еще 44% приходятся на открытые рынки и 36% на другие устаревающие форматы, такие как киоски, традиционные магазины «возле дома» и т. д. В некоторых регионах доля современных предприятий розничной торговли еще ниже. Ожидается, что эта доля в ближайшее время быстро возрастет, так как сети розничной торговли активно продвигаются в регионы. 

Наиболее активными темпами, как показали ежегодные исследования , наращивают количество торговых точек (ТТ) гипермаркеты и супермаркеты, причем в связи с закрытием «АЛПИ» и «Мосмарта» доля гипермаркетов демонстрирует тенденцию к снижению, несмотря на высокие темпы органического роста сетей «Карусель» и «Магнит»

В структуре увеличения торговых площадей по СЗФО на долю гипермаркетов  пришлось 40,6% (открылись шесть гипермаркетов  совокупной торговой площадью 39,9 тыс. кв. м). На долю дискаунтеров пришлось 27% (прирост количества объектов составил 135, в том числе 55 «Магнитов», 50 «Пятерочек» и 23 «Дикси» общей площадью 26,5 тыс. кв. м), а на «магазины у дома» и супермаркеты – соответственно 23,4% (плюс 65 объектов – 23 тыс. кв. м) и 9,1% (шесть объектов – 8,9 тыс. кв. м).   

В 2009 г. прирост ТТ в сегменте продуктового ритейла в городах России составил 12,6%: 5,1% – в 24 крупнейших городах, соответственно 7,5% пришлись на другие города. Показатели же традиционных видов торговли в мегаполисах постепенно сокращаются. Доля прироста ТТ через каналы прод- и промрынков открытого типа соответственно составляет -10% и -12%. Наибольшие потери открытые рынки имеют в обеих столицах, где потребители предпочитают отовариваться продуктами питания и предметами первой необходимости в гипер супермаркетах и дискаунтерах.

 В Москве и Санкт-Петербурге  продолжается борьба между форматами,  но пока закупки в дискаунтерах совершает большая доля покупателей. Тех, кто выбирает гипермаркеты, стало на 7% меньше, чем было (26% и 33%), а количество клиентов дискаунтеров увеличилось (с 26% до 34%). Дискаунтеры Петербурга оказались единственным каналом торговли с положительной динамикой роста (с 43% до 47%). В процентном отношении количество супермаркетов практически не изменилось по сравнению с прошлым годом: в Москве – 34%, в Санкт-Петербурге – 11%.

Население обеих столиц стало тратить более половины семейного бюджета в дискаунтерах не только по причине сокращения «покупательской корзины» и экономии, но и во избежание больших временных затрат при совершении необходимых покупок.Учитывался индекс капитала марки, численно выражающий, насколько силен бренд сети, который складывался из двух составляющих: знания марки (сколько опрошенных знают о марке и называют ее в числе первых) и отношения к марке (готовность предпочесть ее другим). [9 ]

В Москве лидером по показателю индекса капитала марки остается «Ашан», в Санкт-Петербурге – ритейлер «О’кей». Сеть «Лента» в Санкт-Петербурге получила самые низкие результаты указанного индекса среди всех ритейл-брендов за 5-летний срок. Наибольший рост продемонстрировала сеть «Пятерочка»: и на московском, и на петербургском рынках восприятие ее имиджа улучшилось. Эксперты объясняют это действиями компании по укреплению своих позиций: коммуникативными стратегиями (привлечение покупателей с помощью рекламы и промоакций) и бизнес-решениями (снижение цен на товары, открытие новых ТТ и т.д.).[22]

 Для формирования сильного  бренда также важен такой показатель, как число приверженных покупателей.  Лояльные покупатели готовы не  только постоянно совершать покупки  в ТТ избранной розничной сети и оставлять там большие суммы денег, но и рекомендовать их своему близкому окружению. Именно базовый потребитель более всего восприимчив к рекламным акциям своей любимой сети и не обращает внимания на все другие.Самое большее количество приверженцев в Москве оказалось у сети «Ашан» (50% совершавших покупки там хотя бы один раз в течение последнего месяца назвали магазин любимым). В сети «Пятерочка» наблюдался обратный результат: из 82% постоянных клиентов только 25% – приверженцы. Это говорит о том, что при появлении магазина-конкурента со схожим ассортиментом и ценовой политикой 75% могут предпочесть новую ТТ.[22]

По ценовому фактору (в  категории «Самые низкие цены») в  Москве стали лидерами «Ашан», «Копейка»  и «Пятерочка». Дискаунтеры «Пятерочка» и «Копейка» оказались, по мнению респондентов, магазинами с наиболее выгодными ценами: «Копейку» отметили 22% (в 2009 г. – 17%), «Пятерочку» – 31% москвичей (в 2009 г. – 23%). «Ашан» назвали 36% опрошенных (в 2009 г. – 45%). [22]

 В Санкт-Петербурге  первые позиции удерживают «Пятерочка»,  сеть смешанных форматов «О’кей» и сеть гипермаркетов «Лента». В этом году 42% петербуржцев считают магазины «Пятерочка» самыми выгодными в ценовом отношении. У «Ленты» же, несмотря на лидерство, по сравнению с прошлым годом – отрицательные показатели в категории «Наиболее низкие цены» (в 2009 г. – 30%, в 2010 г. – 19%). Доля «О’кей» выросла на 5 пунктов относительно 2009 г. (13%).

Отметив успешную работу «Пятерочки»  в укреплении имиджа бренда, а также  прирост в 8% за год (очень высокий  показатель для столицы), эксперты Nielsen Shopper Trends констатировали сокращение разрыва в ценовом факторе между данной сетью и лидирующим «Ашаном».

Завидных результатов  достигла и сеть «Магнит»: она открыла  в 2009 г. 646 магазинов (против 382 в 2008 г.), львиную  долю которых составили дискаунтеры, и увеличила выручку на 28,12%. Средний чек в «Магните» вырос на 5,75%. Сеть сделала ставку на развитие в регионах, покупательская способность которых была наиболее уязвима для инфляции. Клиенты «Магнита» стали не только тратить меньше денег на покупки, но и реже ходить в магазины – поэтому количество чеков в сети снизилось на 1,52%.[6]

 «Дикси», специализирующаяся на нижнем ценовом сегменте, по темпам роста отстала от конкурентов: компания открыла 44 магазина, ее выручка увеличилась в сравнении с 2008 г. всего на 12% (тогда – на 38%).

 Все лидеры продуктового ритейла,  придерживались политики низких цен. Однако, утверждают специалисты, уже в ближайшей перспективе российским ритейлерам для удачного позиционирования своих услуг на рынке необходимо будет предложить потребителю не только дешевые товары, но и, например, приемлемое соотношение «цены-качества», расширенный ассортимент, удобное размещение продукции и отсутствие пустых товарных полок.

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития торговли