Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 17:14, контрольная работа
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)
При анализе экономической системы выделяют два уровня:
Микроэкономика – исследует деятельность отдельных экономических субъектов, таких как организации, отрасли, фирмы, домохозяйства, а так же отдельные рынки, товары, услуги и цены на товары и услуги. Она рассматривает экономическую систему на микроуровне и объясняет, как и почему экономические решения принимаются на данном конкретном уровне. Из нее узнаем, как устанавливаются цены, какие факторы на них влияют, исследование капиталов и рычагов, с помощью которых государство влияет на развитие предприятий.
Макроэкономика – изучает хозяйства как целостную систему, совместную деятельность множества экономических субъектов в рамках национальной экономики.
Микро- и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом.
При исследовании экономических процессов различают позитивный и нормативный анализ (позитивная и нормативная экономическая теория). Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений.
Позитивная экономическая теория имеет своей задачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она отвечает на вопрос: как изменится величина спроса на легковые автомобили определенной марки при повышении цен на них на 10%. Позитивная экономическая теория свободна от личностных оценочных суждений исследователя.
В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос что будет если, нормативная экономическая теория содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос, что должно быть (обеспечивает ли рынок справедливое распределение созданного богатства).
Функции экономической теории:
Познавательная – изучающая экономические закономерности на макро- и микроуровне, тенденции экономического прогресса;
Методологическая – позволяющая разработать способы, средства и методы научного исследования экономического исследования;
Прагматическая (практическая) – связана с разработкой принципов рационального хозяйствования;
Применение экономической теории в практике хозяйствования позволяет изучить экономические закономерности и формы проявления хозяйственной жизни, проанализировать механизм функционирования различных экономических систем, изучить методы деятельности отдельных фирм и организаций, исследовать закономерности поведения потребителей, разработать принципы экономической политики.
Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.
Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуан-Цзи», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. В «Гуан-Цзи» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения, и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики.
Основным экономическим трудом Древней Индии является трактат «Артхашастра», состоящий из 15 книг. Трактат посвящён «артхе» — материальной выгоде, которую можно получить путём завоевания новых населённых земель. За счёт доходов от новых земель царь может собрать больше войск и в итоге стать «владыкой мира». В трактате имеются конкретные рекомендации для пополнения казны: максимально возможные и разнообразные налоги, в том числе за алкогольные напитки, взимание средств с паломников, казнь и конфискация имущества преступников. Одной из главных задач ставится борьба с коррупцией и в качестве меры борьбы предлагается частая смена чиновников, чтобы они не успели привыкнуть к должности и использовать своё положение в корыстных целях.
Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества.
В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца. Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте.
Экономи́ческая мысль Анти́чности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества.
Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия» и производный от него «экономика». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда, высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки.
Экономическая мысль Древней Греции
Известным представителем экономической мысли Античности является древнегреческий философ Платон. Экономические вопросы были рассмотрены им в двух трудах: «Государство» и «Законы». В первом описывалось идеальное государство, во втором — более реальное. Причинами возникновения государства он считал необходимость удовлетворения повседневных потребностей населения и обмен. Государство может существовать долго лишь в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве, и деньги имеют ограниченный оборот. Справедливым государством Платон считал такое, в котором каждый житель занимается тем, к чему больше расположен.
Развивая мысль о справедливом государстве, Платон выявил 3 добродетели человека: мудрость, мужество и сдерживающую меру. Соответственно, обладающие мудростью должны быть чиновниками, мужеством — Воинами, сдерживающей мерой — свободными гражданами. Не обладающие ни одной из добродетелей должны быть рабами. По мнению Платона, чиновники и воины не должны иметь частной собственности, чтобы они не отвлекались от заботы о государстве, напротив, крестьяне и ремесленники должны иметь частную собственность, так как это побуждает их больше трудиться.
В своих трудах Платон пришёл к пониманию того, что при обмене товарами происходит их приведение к соразмерности и единообразию. Были догадки о том, что деньги выполняют не только функции обращения и накопления богатств, но ещё и функцию меры стоимости. Платон одним из первых поставил вопрос об основе и уровне цен, считая, что цены должны регулироваться государством и находиться на уровне, обеспечивающем получение умеренной прибыли.
Экономи́ческая мысль Средневеко́вья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этическими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым.
В период разложения Рима возникла христианская церковь, которая стала преемником греческой и римской философии и экономики. Ничего принципиального нового церковь привнести не могла, а лишь установила идеи Аристотеля в нерушимый канон и боролась со всем новым и прогрессивным. Но полностью остановить развитие экономической мысли инквизиция не могла, так как в Средневековье появились новые проблемы, которые не знала Античность. Их анализом занимались выдающиеся представители того времени. Крупнейшим является итальянский философ и теолог Фома Аквинский.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский развивал мысль о естественности натурального хозяйства и делил богатство на натуральное (продукт натурального хозяйства) и искусственное (драгоценности). Осуждалось ростовщичество, но торговля считалась законным делом, предусмотренным провидением, а торговая прибыль не является порочной и может приносить пользу.
Вместе с Аристотелем Фома Аквинский считал виды труда неравнозначными, физический труд считался рабским. В отличие от раннего христианства Фома Аквинский считал частную собственность необходимостью в этом несовершенном мире.
В Позднем Средневековье возник ряд воззрений, в которых пропагандировались отношения, характерных для первых христианских общин.
Середина XIV века; происходит увеличение количества городов, развитие ремесленничества и торговли. В результате возник принцип двойственности оценок, призванный изменить смысл анализируемого явления на противоположный. Пример:
Изначально богатством считалась совокупность материальных благ, созданное приложением труда, и осуждалось, если было создано другими способами («эквивалентный обмен»);
В поздний период были доказаны плюсы неэквивалентного обмена.
В экономической мысли различают 4 периода развития:
I. Период становления
II. Фаза рождения экономической науки (1750-1870 гг.)
III. Фаза открытия и разработки
основополагающих
IV. Фаза современного
Особенностью современного этапа развития экономической мысли является не конфронтация взглядов различных школ и направлений, а попытка сочетания различных направлений для отработки эффективной экономической политики государства и взаимодействия стран мирового хозяйства.
Меркантилизм. Первой школой политической экономии (как основной составляющей части экономической теории) был меркантилизм, получивший свое название от итальянского слова mercante- торговец, купец (XV – начало XVH ст.). Сущность меркантилизма оказывалась в экономической политике, направленной на всестороннее накопления драгоценных металлов в казне и государству. Меркантилизму присуще преувеличение роли торговли и сферы обращения. Меркантилисты считают, что источником прибыли может быть только торговля, а процессу производства отводилась второстепенная роль, т.е. считалось, что этот процесс дает лишь предмет торговли.
В меркантилизме выделяют 2 периода:
- ранний меркантилизм
- развитый (поздний) меркантилизм, длился
со второй половины XVI в. до середины
XVII в., ищет источник накопления
не в примитивном сборе
Меркантилисты обосновывали политику протекционизма, которая была долгое время принята на уровне государств и способствовала развитию ремесленных производства, возникновению мануфактур.
Теоретические предпосылки развития взглядов меркантилизма заложили работы Томаса Кампанеллы, Томаса Мена, Антуана Монкретьена, Ивана Посошкова и Михаила Ломоносова.
Школа физиократов
Считается вариантом классической школы политической экономии во Франции. Физиократы в противовес меркантилистам, источником общественного богатства считали не сферу обращения, а сферу сельскохозяйственного производства, природу. Земля, по их мнению, является наибольшей ценностью. Представители школы физиократов – экономисты Франсуа Кене, А. Тюрго проанализировали капитал как один из факторов производства, и прибыль как форму дохода на капитал. Они ввели в научную практику категорию “чистый продукт”, в качестве которого рассматривали объем и стоимость сельскохозяйственной продукции за вычетом всех расходов. В связи с этим источником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственного продукта его потреблением. Промышленность, транспорт и торговлю физиократы считали “бесплодными” сферами, а труд людей и предпринимателей в этих сферах рассматривали лишь как средство покрытия расходов на их существование. Физиократы предлагали единый налог на земельную ренту, отстаивали необходимость отмены меркантилистских ограничений на свободную торговлю сельскохозяйственными продуктами с целью поддержания высокого уровня цен на них и, соответственно, высокого уровня земельной ренты.