Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа
Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45
|Отправление грузов транспортом общего 23.9 19.3 17.2 17.7
|пользования (без внутреннего водного)
|Реальные денежные доходы населения 62.0 73.0 106.0 132.5
|Реальные
начисления заработная плата
|Реальный
размер назначений месячной
|пенсии
|Розничный
товарооборот
|Платные
услуги
|Удельный вес убыточных предприятий и 17.9 18.4 22.3 34.2
|организаций в общем их числе (текущем г.)
|Рентабельность реализованной продукции, 9.9 9.7 13.1 8.2
|работ и
услуг (в текущем году)
|Индекс потребительских цен (декабрь к 344.0 139.3 207.5 146.1
|декабрю)
|Объем внешней торговли к 1995г., 100.0 121.4 153.4 149.3
|в том
числе:
|экспорт
|импорт
|Сальдо внешней торговли (млн. долл. -760 -1228 -1244 -621
| США в текущем
году)
Сравнивая данные показатели со странами-партнерами по СНГ, можно говорить об ухудшении в последнее время положения Беларуси.
Только в 1997 году ситуация начала кардинально меняться и в 2005 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2005 год составил в текущих ценах 63 678,9 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП по отношению к 2003 году составлял 11,4%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%
В определяющей
мере рост объемов ВВП в реальном
секторе экономики был
Доля
предприятий государственной
Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.
В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году.
На объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов использовано 2,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году.
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6 млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования.
Объем продукции сельского хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 2,1%.
Однако
в экономике Беларуси остаётся ещё
много нерешённых проблем. Это и
низкая рентабельность реального сектора,
убыточность и слабая реформированность
сельскохозяйственного
Тем не менее сегодня в Беларуси определена стратегическая линия на формирование социально ориентированной смешанной экономики, происходят многие трансформации в этом направлении, благодаря чему и растёт, хотя и не столь быстро как хотелось бы, уровень благосостояния населения.
Важнейшие черты формируемой белорусской экономической модели следующие:
- сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
- равенство
различных форм собственности,
в основе которого лежит
- многовекторность
внешнеэкономической политики
- активизация
интеграционных процессов со
странами СНГ и Россией,
- сильная
социальная политика
Белорусская модель экономики находится в процессе формирования. Сегодняшнее её состояние обусловлено, с одной стороны, стартовым состоянием хозяйства, с другой — ходом многолетнего эволюционного развития. Как отмечалось выше, она позволила преодолеть глубокий спад производства, подойти к серьезным институциональным рыночным преобразованиям, придать экономической системе социально ориентированный характер, укрепить государственность и реальный суверенитет страны в условиях современной глобализации, сохранить социальную стабильность в обществе.
Таким образом,
правомерно констатировать, что белорусская
социально ориентированная
Социально-экономическая модель реализуется в следующих принципах:
- единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;
- единство
интересов частной
- экономическая свобода человека и свобода экономического выбора;
- повышение роли рыночного механизма и конкурентной среды;
- равенство
государственных и частных
- экономическое и социальное партнерство;
- ориентация
на жизненные потребности
- стабильность
стратегического курса на
- приоритет прав граждан;
- ответственность
предпринимателя перед
- ответственность государства перед гражданами и социальная защита;
- ограничение
сфер действия
- сочетание
свободной конкуренции с
- взаимодействие институтов труда и капитала.
Переход к социально ориентированной рыночной экономике (от начальной модели командно-административной системы) является сложным и длительным историческим процессом преобразований стартовой модели экономики, её приближения к перспективной направлениям. Исходя из основных характеристик командно-административной системы (монополизм, централизация экономики, контроль бюрократии над народным хозяйством, отсутствие малого и среднего бизнеса, частной инициативы), достигнут консенсус относительно основных задач переходного периода. Это — макроэкономическая стабилизация, либерализация цен, торговли и производства на фоне демонополизационных процессов, реструктуризация (приведение структуры производства в соответствие с реальными общественными потребностями), приватизация и институциональная реформа, призванная обеспечить закрепление прав собственности, свободу контрактов и др. Однако ни в теории, ни на практике нет консенсуса относительно важности отдельных задач, порядка и скорости их решения.
Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует достаточно длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной, (смешанной) экономике устраняет опасность шокового навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать наиболее конструктивное, отсечь неэффективное, укрепить ростки нового, учесть при этом и мировой опыт.
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь
Рост доходов населения страны нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, которые провоцируются высоким уровнем инфляции. Согласно оценкам независимых экспертов по заказу Программы развития ООН, по величине индекса потребительских цен за период 1990-1999 гг. Беларусь уступала только трём государствам в списке из 148 стран мира и занимала второе место в мире по среднегодовым темпам инфляции (после Болгарии).
Высокий
уровень инфляции в значительной
мере повышает налоговую нагрузку на
предприятия и не позволяет на всех уровнях
управления принимать эффективные решения.
Она является одним из препятствий привлечения
иностранных инвестиций в экономику. Наряду
с этим проявляется тенденция обострения инфляционных
процессов. Она (примерно на 75%) определяется
«инфляцией издержек», что обусловлено
ростом производственных затрат. Инфляция
стала «производственной», и только организационно-
Негативное
проявление инфляции, помимо прочего,
реализуется в
Коэффициент Джини, характеризующий неравенство распределения доходов населения, имеет в РБ тенденцию к возрастанию: в 1996 г. он составил 0,254, в 1997 г. — 0,258, в 2000 г. — уже 0,269. Но объективность этого показателя, основанного на данных официальной статистики о доходах, весьма сомнительна, что обнаруживается хотя бы при рассмотрении существующей в республике системы льгот. Дело в том, что адресный характер практикуемых в республике льгот выдерживается лишь по двум их видам — содержание детей в дошкольных учреждениях и питание. Основную же массу льгот (на проезд в общественном транспорте, путевки в дома отдыха и т.д.) получает 20% наиболее обеспеченного населения. На долю этих 20%, согласно исследованиям проекта «Концепция экономических и институциональных реформ в Беларуси», приходится льгот в 1,7 раз больше, чем на долю 20% наименее обеспеченных семей (и это без учёта доступа к различным источникам дохода и ренты, которых не имеют наиболее бедные семьи республики).
Доминирующими в структуре доходов населения республики остаются продукты питания (порядка 80%). Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения РБ к структуре доходов населения слаборазвитых стран.
Начиная с 1992 г. смертность населения Беларуси устойчиво превышает рождаемость — рождаемость продолжает снижаться (с 13,9 человек на 1000 жителей в 1990 году до 8,9 в 1997 г.), смертность растёт (с 10,7 человек на 1000 жителей в 1990 г. до 13,4 — в 1997 г.). В последние несколько лет наблюдается демографический взрыв(с 2007 года). Но средняя продолжительность жизни падает; если в конце 80-х годов она составляла 72 года, то в середине 90-х упала до 68 лет.
Не столь уж оптимистичным при ближайшем рассмотрении представляется и факт роста ВВП в республике за последнее десятилетие.
1)несмотря на 36% прироста показателя, РБ всё ещё далека от уровня дореформенного периода: ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9% от уровня 1990 г.
2) показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики, помимо стоимости произведенной и реализованной продукции (формирующей величину ВВП в странах с развитой рыночной экономикой), также стоимости нереализованной продукции.