Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:52, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной России.
Задачи данной работы:
1) провести анализ теоретических аспектов безработицы, рассмотреть состояние равновесия на рынке руда и возникновение безработицы;
2) раскрыть сущность и особенности безработицы на примере России: выявить ее причины, виды и их проявления, особенности безработицы в России, изучить возникающие социально-экономические последствия безработицы.
Объектом исследования является безработица в России.
Предметом исследования является сведения о структуре безработицы.
Введение 5
1.Теоретические аспекты изучения безработицы 6
1.1 Сущность безработицы 6
1.2 Источники информации исследования занятости и трудовых ресурсов 9
1.3 Виды безработицы на примере современной России 11
2. Оценка социально-экономических последствий безработицы 14
2.1 Анализ уровня безработицы по Российской Федерации 14
2.2 Анализ безработицы Республики Татарстан 21
2.3 Анализ последствий безработицы 24
3. Пути совершенствования методов борьбы с безработицей…………… ……...28
Заключение 32
Список использованных источников………………..……………….…………34
- разработку мер финансово-
- правовое регулирование в
- разработку и реализацию
- создание госслужбы занятости населения.
Все перечисленные выше положения закреплены ст.14 Федерального закона о занятости населения в России.
Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.
Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения :
- федеральный или
- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
- местный или локальный (на территории
органа местного
Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.
Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
На данный момент в регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.
Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству - решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.
Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.
Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.
В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2011-м.
Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году.
На эти цели бюджет 2011 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.
Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.
Заключение
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда - существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины - заняты ведением домашнего хозяйства). Большинство экономистов считает, что полная занятость – это понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства.
Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности. Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др. На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы на 0,6% и составляет 6,4%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет.
Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по моему мнению, - экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике. В России идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата.
Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая - даже откровенно грабительская ставка - легко укладывается в этот норматив.
Список использованных источников
1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991г. и от 11 апреля 1996г.
2. Бачурин, А.В. Экономический кризис в России: причины и уроки. М., 2009.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт-Издат, 2010г.
4. Букасьян Г.М. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Булаков В.С. Рынок труда: учебник/под ред. проф. Булакова В.С. и проф. Волгина Н.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экзамен, 2009.
6. Голуб Л.Л. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. - М: ВЛАДОС, 2009.
7. Елесеева И. И. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2009- 315 с.
8. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 78 с.
9. Курс социально-экономической статистики: Учебник/ Под ред. М.Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
10. Курышева С. В. Статистический анализ рынка труда. М.: 2010.
11. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы//Человек и Труд – 2010. - №8. – с.14-17.
12. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебник/под ред. Р.Г.Мумладзе, Г.Н.Гужина. – М.: КНОРУС, 2010. – с. 84-86.
13. Попов, Г. Об экономическом кризисе /Г. Попов// Вопросы экономики. – 2011. - №12. С. 112.
14. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник/ Ю.Г.Одегов, Г.Г.Руденко. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 679 с.
15. Одегов Ю.Г., Рууденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 119 с.
16. Российский статистический
17. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М.: издательство МГУ, 2011.
18. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2011.
19. Сараев А. Формирование трудовых ресурсов и занятости // Экономист. 2011. №10.
20. Сердюков С.С. Службы занятости и их роль в осуществлении политики занятости. М.: 2009.
21. Селезнева Е. Политика занятости: изменение роли субъектов Федерации в ее осуществлении//Человек и Труд – 2008. - №12. – с.13-14.
22. Солидарность // Газета, № 33.2009.
23. Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. М.: ИЭ РАН, 2009.
24. http://www.egorborisov.ru/
25. http://www.gks.ru
26. http://www.stat.kz
Приложение А
Таблица 3 - Экономическая активность населения
в возрасте 15-72 лет
Экономически активное население, |
В том числе |
Уровень экономи- |
Уровень занятости, |
Уровень безрабо- | ||
занятые |
безработные | |||||
Российская Федерация |
76340,5 |
72319,0 |
4021,5 |
68,9 |
65,2 |
5,3 |
Центральный |
20513,1 |
19891,0 |
622,1 |
70,1 |
68,0 |
3,0 |
Белгородская область |
788,6 |
759,6 |
29,0 |
65,7 |
63,3 |
3,7 |
Брянская область |
665,8 |
632,3 |
33,5 |
66,7 |
63,3 |
5,0 |
Владимирская область |
783,0 |
750,2 |
32,8 |
70,1 |
67,1 |
4,2 |
Воронежская область |
1139,5 |
1075,0 |
64,5 |
64,6 |
60,9 |
5,7 |
Ивановская область |
579,6 |
543,9 |
35,7 |
69,5 |
65,2 |
6,2 |
Калужская область |
540,3 |
518,2 |
22,1 |
68,8 |
66,0 |
4,1 |
Костромская область |
372,4 |
355,4 |
17,0 |
69,8 |
66,6 |
4,6 |
Курская область |
597,1 |
569,0 |
28,1 |
67,1 |
63,9 |
4,7 |
Липецкая область |
638,8 |
617,7 |
21,1 |
70,8 |
68,4 |
3,3 |
Московская область |
3857,2 |
3751,2 |
106,1 |
72,0 |
70,0 |
2,8 |
Орловская область |
427,2 |
405,3 |
21,9 |
67,5 |
64,0 |
5,1 |
Рязанская область |
569,8 |
546,6 |
23,2 |
63,6 |
61,1 |
4,1 |
Смоленская область |
532,6 |
498,8 |
33,9 |
70,2 |
65,7 |
6,4 |
Тамбовская область |
533,7 |
511,1 |
22,6 |
63,0 |
60,4 |
4,2 |
Тверская область |
734,6 |
697,9 |
36,7 |
70,1 |
66,6 |
5,0 |
Тульская область |
817,7 |
788,0 |
29,6 |
67,9 |
65,4 |
3,6 |
Ярославская область |
708,8 |
682,4 |
26,4 |
69,2 |
66,6 |
3,7 |
г.Москва |
6226,3 |
6188,4 |
37,9 |
73,5 |
73,0 |
0,6 |
Северо-Западный |
7550,4 |
7250,6 |
299,9 |
71,0 |
68,1 |
4,0 |
Республика Карелия |
367,8 |
337,8 |
30,1 |
68,2 |
62,6 |
8,2 |
Республика Коми |
533,7 |
498,8 |
34,8 |
70,5 |
65,9 |
6,5 |
Apxaнгельская область |
654,8 |
622,9 |
32,0 |
66,6 |
63,3 |
4,9 |
в том числе |
21,7 |
20,5 |
1,2 |
67,6 |
63,9 |
5,6 |
Вологодская область |
666,3 |
625,4 |
40,9 |
71,0 |
66,7 |
6,1 |
Калининградская область |
516,3 |
483,9 |
32,4 |
69,1 |
64,8 |
6,3 |
Ленинградская область |
922,9 |
895,6 |
27,3 |
71,0 |
68,9 |
3,0 |
Мурманская область |
496,2 |
458,2 |
38,0 |
72,6 |
67,0 |
7,7 |
Новгородская область |
347,7 |
334,1 |
13,6 |
70,3 |
67,6 |
3,9 |
Псковская область |
368,9 |
344,0 |
24,9 |
69,3 |
64,6 |
6,8 |
г.Санкт-Петербург |
2675,8 |
2649,9 |
25,9 |
73,0 |
72,3 |
1,0 |
Южный |
7086,4 |
6672,3 |
414,1 |
66,3 |
62,4 |
5,8 |
Республика Адыгея |
214,0 |
197,8 |
16,2 |
62,8 |
58,0 |
7,6 |
Республика Калмыкия |
149,1 |
133,6 |
15,5 |
69,4 |
62,2 |
10,4 |
Краснодарский край |
2664,6 |
2533,7 |
130,9 |
66,4 |
63,2 |
4,9 |
Астраханская область |
528,5 |
494,2 |
34,3 |
68,0 |
63,6 |
6,5 |
Волгоградская область |
1344,0 |
1263,6 |
80,4 |
66,4 |
62,4 |
6,0 |
Ростовская область |
2186,1 |
2049,3 |
136,8 |
65,7 |
61,6 |
6,3 |
Северо-Кавказский |
4413,2 |
3836,5 |
576,7 |
64,6 |
56,1 |
13,1 |
Республика Дагестан |
1238,5 |
1094,9 |
143,6 |
62,6 |
55,3 |
11,6 |
Республика Ингушетия |
252,2 |
133,0 |
119,2 |
68,4 |
36,1 |
47,3 |
Кабардино-Балкарская |
430,0 |
402,4 |
27,5 |
62,1 |
58,1 |
6,4 |
Карачаево-Черкесская |
211,2 |
193,2 |
18,0 |
65,6 |
60,0 |
8,5 |
Республика Северная |
351,9 |
332,3 |
19,6 |
66,7 |
63,0 |
5,6 |
Чеченская Республика |
528,0 |
354,0 |
174,0 |
63,2 |
42,4 |
33,0 |
Ставропольский край |
1401,6 |
1326,8 |
74,8 |
66,4 |
62,9 |
5,3 |
Приволжский |
16264,4 |
15460,4 |
804,0 |
69,2 |
65,8 |
4,9 |
Республика Башкортостан |
2073,1 |
1945,3 |
127,8 |
66,8 |
62,6 |
6,2 |
Республика Марий Эл |
373,6 |
357,1 |
16,5 |
68,3 |
65,3 |
4,4 |
Республика Мордовия |
462,8 |
441,8 |
21,0 |
70,9 |
67,7 |
4,5 |
Республика Татарстан |
2102,6 |
2021,5 |
81,1 |
71,7 |
69,0 |
3,9 |
Удмуртская Республика |
860,3 |
813,8 |
46,5 |
72,7 |
68,8 |
5,4 |
Чувашская Республика |
675,3 |
637,6 |
37,8 |
68,0 |
64,2 |
5,6 |
Пермский край |
1441,8 |
1371,1 |
70,7 |
68,9 |
65,5 |
4,9 |
Кировская область |
749,7 |
696,2 |
53,6 |
69,1 |
64,2 |
7,1 |
Нижегородская область |
1857,0 |
1752,9 |
104,1 |
71,6 |
67,6 |
5,6 |
Оренбургская область |
1118,7 |
1062,9 |
55,8 |
68,1 |
64,7 |
5,0 |
Пензенская область |
748,7 |
711,0 |
37,7 |
69,0 |
65,6 |
5,0 |
Самарская область |
1731,5 |
1684,7 |
46,8 |
68,7 |
66,9 |
2,7 |
Саратовская область |
1362,1 |
1293,9 |
68,2 |
67,1 |
63,7 |
5,0 |
Ульяновская область |
707,2 |
670,7 |
36,5 |
68,5 |
65,0 |
5,2 |
Уральский |
6775,1 |
6392,3 |
382,8 |
70,5 |
66,5 |
5,6 |
Курганская область |
478,1 |
444,6 |
33,5 |
65,4 |
60,8 |
7,0 |
Свердловская область |
2443,1 |
2311,3 |
131,9 |
71,0 |
67,2 |
5,4 |
Тюменская область |
1938,1 |
1843,1 |
95,0 |
71,5 |
68,0 |
4,9 |
в том
числе: |
904,1 |
856,8 |
47,3 |
73,6 |
69,7 |
5,2 |
Ямало-Ненецкий |
331,6 |
320,3 |
11,3 |
76,3 |
73,7 |
3,4 |
Челябинская область |
1915,8 |
1793,4 |
122,4 |
70,1 |
65,6 |
6,4 |
Сибирский |
10201,7 |
9502,7 |
699,0 |
67,1 |
62,5 |
6,9 |
Республика Алтай |
104,5 |
93,2 |
11,3 |
68,3 |
60,9 |
10,8 |
Республика Бурятия |
457,3 |
425,4 |
31,9 |
62,8 |
58,5 |
7,0 |
Республика Тыва |
127,0 |
97,5 |
29,5 |
56,7 |
43,5 |
23,2 |
Республика Хакасия |
267,4 |
243,7 |
23,7 |
64,1 |
58,4 |
8,9 |
Алтайский край |
1257,2 |
1179,9 |
77,3 |
64,7 |
60,7 |
6,1 |
Забайкальский край |
539,8 |
482,2 |
57,6 |
63,6 |
56,8 |
10,7 |
Красноярский край |
1563,6 |
1485,0 |
78,6 |
68,5 |
65,1 |
5,0 |
Иркутская область |
1346,3 |
1248,2 |
98,1 |
69,7 |
64,6 |
7,3 |
Кемеровская область |
1483,1 |
1372,4 |
110,7 |
67,5 |
62,5 |
7,5 |
Новосибирская область |
1448,9 |
1382,3 |
66,6 |
69,7 |
66,5 |
4,6 |
Омская область |
1112,9 |
1045,5 |
67,4 |
70,6 |
66,3 |
6,1 |
Томская область |
493,6 |
447,4 |
46,2 |
59,6 |
54,0 |
9,4 |
Дальневосточный |
3536,2 |
3313,2 |
223,0 |
69,1 |
64,7 |
6,3 |
Республика Саха |
497,8 |
460,0 |
37,8 |
69,3 |
64,1 |
7,6 |
Камчатский край |
198,7 |
186,8 |
11,9 |
71,0 |
66,8 |
6,0 |
Приморский край |
1086,7 |
1014,2 |
72,5 |
68,1 |
63,6 |
6,7 |
Хабаровский край |
779,0 |
735,0 |
44,0 |
69,3 |
65,4 |
5,7 |
Амурская область |
453,8 |
430,4 |
23,3 |
67,0 |
63,5 |
5,1 |
Магаданская область |
102,7 |
99,5 |
3,2 |
77,9 |
75,5 |
3,1 |
Сахалинская область |
293,1 |
272,4 |
20,7 |
71,3 |
66,3 |
7,0 |
Еврейская авт.область |
92,0 |
83,6 |
8,4 |
63,2 |
57,4 |
9,1 |
Чукотский авт.округ |
32,4 |
31,3 |
1,1 |
84,9 |
82,0 |
3,5 |
Информация о работе Социальные последствия безработицы. Потребительский комплекс