Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Производственную основу зоны составят инновационные проекты, среди которых  базовым является строительство  завода по производству солнечных модулей с применением нанотехнологий.

В республике планируется начать производство по серийному выпуску грузовых вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Ввод нового производства позволит увеличить объемы производства, обеспечит дополнительные высококвалифицированные рабочие места. Мощность нового производства – 6 тыс. грузовых вагонов разных моделей в год, производительность – 24 вагона в сутки.

Пермский край

 

Ведущими отраслями  промышленности являются добывающая и  нефтеперерабатывающая промышленность (среднегодовой объем добычи нефти – 11,3 млн. тонн), химическая промышленность, машиностроение, металлургия, лесная промышленность.

Основными конкурентными преимуществами Пермского края являются:

наличие природных ресурсов (основу составляют минерально-сырьевые ресурсы, в том числе такие, как Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, а также лесные и водные ресурсы);

энергоизбыточность региона (20% электроэнергии поставляется в соседние субъекты);

важное транзитное положение региона в транспортной сети России, расположение на пересечении широтных железнодорожных,  автодорожных магистралей федерального уровня и меридиональной водной магистрали – реки Кама.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Пермского края до 2020 года являются:

строительство железнодорожной магистрали Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск (участок Белкомур). Магистраль Белкомур в составе Северного транспортного коридора обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, а в перспективе станет частью трансконтинентального грузового пути.  Формирование прямой транспортной артерии предполагается производить путем соединения действующих тупиковых участков этого направления;

формирование инновационной инфраструктуры Пермского края, в рамках которой  предполагается разработать механизмы, позволяющие получать новации в независимости от этапа реализации;

развитие кластера авиадвигателестроения, предполагающее создание центра двигателестроения на основе Пермского кластера авиадвигателестроения (основные результаты: разработка и серийное производство на предприятиях Пермского края авиационного двигателя пятого поколения (ПД-14А);

размещение производства жидкостного  ракетного двигателя РД-191  
для ракетоносителя «Ангара»;

создание в Пермском крае центра обслуживания воздушных судов.

Кировская область

 

Ведущими отраслями промышленности Кировской области являются химическая промышленность, машиностроение, металлургическое производство, пищевая промышленность, лесное и сельское хозяйство.

Основными конкурентными преимуществами Кировской области являются:

относительно богатая сырьевая база: лесосырьевая база; полезные ископаемые - фосфориты, известняки, мергель, торф, строительный камень, лечебные грязи и минеральная вода. Изучены месторождения нефти, перспективные для освоения;

наличие конкурентоспособных производств (химическая промышленность, производство препаратов крови, производство высококачественной мебели);

высокий уровень развития научно-производственной базы племенного животноводства и селекционного растениеводства;

высокий уровень туристско-рекреационного потенциала: минеральные воды, лечебные грязи, инфраструктура оздоровительных  учреждений.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Кировской области до 2020 года являются развитие отраслей экономики, в которых сосредоточен основной инвестиционный потенциал - добыча полезных ископаемых и их переработка (стройматериалы, фосфориты и торф), лесопромышленный и агропромышленный комплекс, а также повышение конкурентоспособности транспортной системы области и реализация транзитного потенциала, формирование производственных кластеров (мебельного и легкой промышленности), развитие туризма и рекреации.

Формирование кластера биотехнологий на территории Кировской области будет способствовать развитию медицинской промышленности, биотехнологической  и фармацевтической отраслей, а также сельского хозяйства, пищевой промышленности, лесопереработки и безотходного использования биологических ресурсов.

Кроме того, в Кировской области  создан научно-образовательный центр супер-вычислительных технологий и систем государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский государственный университет», который будет способствовать развитию микробиологии и освоению нанотехнологии.

В г. Кирове продолжается строительство крупнейшего в Восточной Европе завода по производству плазмы крови, получит дальнейшее развитие федеральное государственное учреждение «Приволжский окружной медицинский центр экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плазмы», призванный обеспечить заготовку плазмы крови, развитие инновационного сектора экономики Кировской области со специализацией в сфере биохимических технологий и производства препаратов крови.

В результате реконструкции газопровода  Оханск-Киров станет возможным увеличение объемов газа, поставляемого в  центральную и северо-восточную  части области, что будет способствовать активному освоению крупнейшего в Европе Волго-Камского месторождения фофсофритов и их переработке.

Основой формирования туристско-рекреационного кластера в Кировской области  станет активное развитие лечебно-оздоровительной  и спортивной рекреации, культурно-познавательного и научного туризма, а также комплексных туров.

Нижегородская область

 

Основой экономики Нижегородской области является обрабатывающая промышленность, которая составляет более 30% от объема валового регионального продукта.

Ведущими отраслями промышленности являются: машиностроительный комплекс, авиастроение, судостроение, радиоэлектроника, металлургическое производство, нефтехимический, топливно-энергетический и лесной комплексы.

Область является крупным сельскохозяйственным регионом Нечерноземья. Основное направление в сельском хозяйстве – животноводство (около 70% выручки от реализации сельскохозяйственной продукции).

Конкурентными преимуществами Нижегородской  области являются:

выгодное экономико-географическое положение;

образовательная и инновационная  инфраструктура (российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности);

мощный промышленный потенциал (5 место  в Российской Федерации по объему обрабатывающих производств по итогам 2009 года и лидирующее - среди регионов Приволжского федерального округа);

богатые водные ресурсы;

уникальные туристско-рекреационные ресурсы.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года являются автомобилестроение, авиастроение, судостроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, черная металлургия, топливная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность, сельское хозяйство, научно-образовательный комплекс и инновации, информационные технологии.

Важнейшей задачей для экономического роста является обеспечение инновационного развития, а также развитие производственной инфраструктуры, направленной на снятие ограничений экономического роста, созданных энергетическими и транспортными проблемами.

Приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры является реализация высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей  и транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи.

Строительство автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке Южного обхода г. Нижний Новгород позволит вывести транзитный транспорт за пределы города, ликвидировать линейный разрыв на маршруте международного транспортного коридора Панъевропейский № 2.

Кроме того, планируется строительство  Северного обхода г. Нижний Новгород, которое предусматривает строительство моста через реку Волга, совмещенного с низконапорным гидроузлом в районе п. Б. Козино и строительство мостового перехода через р. Волга в районе п. Подновье.

Реализация данного проекта  будет способствовать увеличению транспортных перевозок между странами тихоокеанского бассейна и Западной Европы, обеспечивая  связь федеральной дороги М-7 «Волга»  с межрегиональной трассой Нижний Новгород – Киров, а также позволит обеспечить развитие судоходства по р. Волга.

Крупнейшим социально-значимым проектом, реализуемым на территории Нижегородской  области, является строительство метро, включающего в себя линию метрополитена  и совмещенный мост через р. Оку с автодорожными подходами к нему.

К реализации намечены масштабные проекты, имеющие стратегическое значение для  региона. Это строительство Нижегородской  АЭС, состоящей из двух энергоблоков, каждый мощностью не менее 1150 МВт, предусматривающее возможность расширения до четырех блоков, и строительство современной парогазовой теплоэлектроцентрали в Нижнем Новгороде. Строительство АЭС позволит не только полностью исключить дефицит электроэнергии в Нижегородской области, но и обеспечить электроэнергией ближайшие регионы, а строительство парогазовой теплоэлектроцентрали обеспечит тепловой энергией перспективные жилые массивы г. Нижнего Новгорода и существенно снизит энергодефицит в Нижегородском промышленном узле.

Оренбургская  область

 

Ведущими отраслями промышленности Оренбургской области являются нефтегазохимический комплекс, черная и цветная металлургия,  машиностроение, промышленность строительных материалов.

Область является крупным сельскохозяйственным регионом.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Оренбургской области являются:

существенный природно-ресурсный  потенциал (значительные запасы углеводородов, руд цветных металлов, калийных и  каменных солей, бурого угля, сырья  для производства строительных материалов; природные условия области подходят для выращивания твердых сортов пшеницы, развития животноводства);

потенциал для производства промышленной продукции высоких переделов (наличие  предприятий металлургической, газо- и нефтехимической промышленности, машиностроительного комплекса, по некоторым видам продукции которого регион занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью);

полицентричная система расселения (в территориальной структуре расселения выделяются несколько городских центров, Оренбургская и Орско-Новотроицкая агломерации);

геополитическое положение области  на рубеже Урала и Поволжья, России и Республики Казахстан. Область  традиционно связывает крупнейшие рынки сбыта Европы и Азии, находится в центре быстрорастущих региональных экономик, входящих в состав Приволжского федерального округа, и стран Средней Азии.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Оренбургской области в 2010-2020 годах являются развитие человеческого потенциала и создание комфортной среды проживания, модернизация традиционных для области отраслей с целью максимизации получения в них добавленной стоимости, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, формирование постиндустриального сегмента экономики, трансграничное сотрудничество, развитие транспортно-логистического и туристско-рекреационного комплексов.

В области получат развитие биотехнологии в агропромышленном комплексе, медицине и фармацевтике, энергосберегающие, информационные и нано- технологии, высокотехнологичное оборудование и мехатроника.

Для реализации транзитного потенциала области будет сформирован современный  транспортно-логистический комплекс, в рамках которого планируется строительство  оренбургского участка международного коридора Европа – Западный Китай, реконструкция международных аэропортов Оренбурга и Орска, создание логистических комплексов.

Среди наиболее значимых для области  проектов – создание полиолефиновых производств на базе оренбургского газохимического комплекса, строительство двух современных цементных заводов в г. Новотроицке и пос. Акбулаке,  создание кластера по производству бытовой техники в г. Орске, крупных животноводческих комплексов.

Пензенская  область

 

Промышленность Пензенской области представлена электроэнергетикой, черной металлургией, машиностроением и металлообработкой, производством строительных материалов, топливной, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, стекольной и фарфорово-фаянсовой, легкой, пищевой и мукомольно-крупяной и комбикормовой отраслями.

Область является зоной интенсивного ведения сельскохозяйственного  производства, где развиты как  животноводство, так и растениеводство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Пензенской области являются:

высокий уровень оснащенности региона  основными инженерными инфраструктурами, высокая плотность транспортного  сообщения, близкое расположение к  главным транспортным магистралям  и развитая система перевозок различными видами транспорта;

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года