Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
наличие подготовленной минерально-сырьевой базы для реализации инвестиционных проектов в производстве строительных материалов и для аграрного комплекса;
развитая инфраструктура инновационной деятельности, наличие готовых к реализации инновационных проектов.
Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Пензенской области до 2020 года являются достижение роста производства в базовых секторах за счет модернизации оборудования и технологических процессов, повышения качества продукции и ее конкурентоспособности, формирование новых производств, ориентированных на глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, древесины, природных ресурсов; развитие высокотехнологичных видов производства, сектора услуг, внедрение энергосберегающих технологий в производстве и социальной сфере.
В Пензенской области организована работа по созданию технопарка высоких технологий. Специализацией технопарка высоких технологий станет разработка и производство программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования высокотехнологичных изделий медицинского назначения, как с целью замещения аналогичной импортной продукции, так и экспорта ее за пределы России.
Большое межрегиональное значение для Приволжского федерального округа будет иметь строительство терминально-логистического комплекса при аэропорте (г. Пенза). Уникальное географическое положение Пензы (пересечение коридоров Север-Юг, Восток-Запад, федеральная трасса М-5) позволяет осуществлять перевалку и обслуживание грузов, идущих со всех направлений.
Крупный проект, который будет иметь
межрегиональное значение в рамках
Приволжского федерального округа, запускается
в Никольском районе Пензенской
области – строительство цементного завода
мощностью
4 млн. тонн в год.
Самарская область является одним из наиболее развитых промышленных регионов Российской Федерации, который реализует стратегию инновационного развития.
Основными направлениями промышленной специализации являются производство автомобилей и автокомпонентов, авиакосмическое машиностроение, нефтедобыча и нефтепереработка, цветная металлургия, химия, электроэнергетика. Самарская область занимает первое место в России по производству таких видов промышленной продукции, как легковые автомобили, подшипники качения, синтетический аммиак и линолеум.
Особенностью агропромышленного комплекса Самарской области является наличие развитой пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и выпуск конкурентоспособной продукции.
Важнейшими конкурентными
развитый многоотраслевой
высокий транзитный потенциал, связанный с расположением региона на пересечении транспортных сообщений Запад-Восток и Север-Юг, развитая транспортная инфраструктура;
наличие сформированной Самарско-Тольяттинской агломерации, на территории которой сконцентрированы высокотехнологичные, перспективные кластеры и сферы деятельности;
наличие запасов углеводородного сырья и других общераспространенных полезных ископаемых, а также мощностей по их добыче и комплексной переработке;
наличие мощного научно-
значительный агроресурсный
наличие уникальных туристско-рекреационных ресурсов (природные заповедники, заказники, памятники природы, достопримечательности).
Основным стратегическим направлением экономической политики Самарской области до 2020 года будет являться развитие сформировавшихся в Самарской области кластеров на основе глубокой технологической модернизации: автомобильного, авиакосмического, нефтедобывающего и химического, транспортно-логистического, развитие инновационной инфраструктуры.
В области планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский, предусматривающая развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, производство новых видов продукции и услуг; создание сети технопарков, в т.ч. технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти.
Кроме того, планируется реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч», развитие метрополитена в городе Самаре, строительство крупных животноводческих комплексов.
Ведущими отраслями
Область является крупным сельскохозяйственным регионом Российской Федерации.
Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Саратовской области являются:
значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (строительное сырье, углеводороды, горючие сланцы и другие);
наличие на территории области значительных мощностей по производству электроэнергии;
близкое расположение к ключевым рынкам сбыта (Центральная Россия, Казахстан);
развитая региональная транспортная инфраструктура, представленная разветвленной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, а также водными судоходными путями и воздушными авиалиниями;
наличие высокого научно-технического и инновационного потенциала;
низкая себестоимость строительства жилья, промышленной и коммерческой недвижимости (и, как следствие, низкие арендные ставки на недвижимость).
Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Саратовской области в 2010 - 2020 годах будут:
развитие промышленного и
повышение уровня и качества жизни
населения и создание условий
для динамичного развития человеческого
капитала, формирование комфортной и
привлекательной для жизни
достижение качественно нового уровня конкурентоспособности экономики области на базе инноваций и развития новых бизнесов, что подразумевает реализацию ряда масштабных инвестиционных проектов, развитие новых бизнесов с высоким уровнем добавленной стоимости и внедрением инноваций;
развитие транспортной инфраструктуры;
освоение месторождений полезных ископаемых.
Для Саратовской области основным
стратегическим приоритетом
на 2010 - 2020 годы будет являться создание
крупного пищевого комплекса на базе
развитого сельского хозяйства, модернизация
электротранспортного машиностроения.
Одним из основных приоритетов в регионе
является развитие транспортного комплекса:
строительство обхода Саратовского железнодорожного
узла и строительство совмещенного автомобильного
с железнодорожным мостового перехода
в южном направлении через р. Волга в районе
пос. Увек. Необходимо развитие кластера
промышленности стройматериалов на основе
имеющегося цементного сырья, фосфоритов,
строительных, балластных и стекольных
песков, строительных глин и камня. Возможно
создание инновационных производств в
регионе в условиях избытка электроэнергии
и имеющейся базы машиностроения.
Ключевой отраслью промышленности Ульяновской области является машиностроение (54,8% выпуска промышленной продукции) и пищевая промышленность (14,7 % выпуска промышленной продукции). Значительное развитие получила электроэнергетика и развитие производства строительных материалов.
Ульяновская область – один из важных аграрных регионов России.
Основными конкурентными преимуществами Ульяновской области являются:
богатейшие ресурсы сельхозугод
развитая транспортная система и развивающийся строительный комплекс;
комплекс промышленных предприятий,
в основном, машиностроительного
профиля, научно-исследовательские
институты и конструкторские
бюро являются перспективной площадкой
для освоения широкого спектра современных
высокотехнологичных производст
Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года являются:
создание на собственной территории транспортно-логистического кластера, который обеспечит повышение конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе;
развитие авиастроительного
создание ядерно-инновационного кластера, который позволит решить ряд проблем в энергетическом сегменте и в ядерной медицине;
развитие кластера строительных материалов на базе разведанных месторождений стекольных, формовочных и строительных песков.
В области планируется ввести в строй мостовой переход через реку Волгу, построить объездные дороги вокруг города Ульяновска и города Димитровграда, создать терминально - логистические центры на базе грузового аэропорта «Ульяновск – Восточный» и железнодорожного терминала, модернизировать речной порт, что необходимо для реализации проекта создания логистического кластера «Волжский транзит».
Также планируется строительство
федерального высокотехнологичного центра
медицинской радиологии в городе Димитровграде,
как одного из приоритетных учреждений
здравоохранения, направленных на диагностику,
лечение онкологических и сердечно-сосудистых
заболеваний
с совершенствованием и внедрением новых
радиационных технологий
в диагностике и лечении наиболее значимых
заболеваний.
Основным направлением пространственного развития Приволжского федерального округа является локализация экономических (как производственных, так и непроизводственных) функций при создании управляющей и финансовой инфраструктуры, что повлечет за собой определенные изменения в межрегиональном распределении населения. Будет увеличиваться численность населения регионов-лидеров (прежде всего за счет его концентрации в крупнейших агломерациях) при снижении численности населения территорий с отстающим уровнем социально-экономического развития.
В целях развития межрегиональных экономических связей необходимо выделение территориальных зон опережающего экономического роста с определенной отраслевой специализацией. При локализации в этих зонах общих для Приволжского федерального округа отраслевых приоритетов в первую очередь учитывается ресурсная, технологическая и институциональная предрасположенность территории к качественной модернизации отраслевого экономического уклада.
На территории округа можно выделить несколько типов территориально-отраслевых зон опережающего экономического роста:
зоны опережающего развития химической и нефтеперерабатывающих отраслей промышленности, которые локализуются в крупнейших индустриальных центрах с учетом наиболее коротких транспортных соединений с районами добычи или поставки углеводородного и других видов сырья, в районах с хорошо развитой электро- и теплоэнергетикой;
зоны опережающего развития машиностроения
и металлургии, которые локализуются в
первую очередь в регионах-лидерах и в
регионах с развитой производственно-
зоны опережающего развития агропромышленных, строительных и лесопромышленных направлений, которые локализуются с учетом дифференциации природных условий и ресурсов развития отраслей, значительного вклада в суммарное производство данных отраслей в округе, предпосылок для технологической модернизации и исторической специализации агропромышленного, лесопромышленного и других комплексов отдельных регионов;
зоны опережающего развития транспортно-логистической инфраструктуры;
зоны развития инновационных и образовательных центров;
зоны развития территориально-отраслевых кластерных образований и др.
Важным условием формирования и развития системы зон опережающего развития является также сохранение пространственной организации топливно-энергетического комплекса Приволжского федерального округа.
Ведущая роль в перспективной