Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
Строительство железнодорожной магистрали «Соликамск - Сыктывкар - Архангельск», соединяющей Приволжье и Урал с портами Белого и Баренцева морей (проект «Белкомур»), расширит межрегиональный транзитный потенциал округа. В дальнейшем, с формированием Северного транспортного коридора как трансконтинентального грузового пути, будет обеспечен кратчайший путь в Северную Европу не только из Сибири, но и из Казахстана и Центральной Азии.
Ожидаемые результаты
Реализация проектов развитии транзитного потенциала позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить эффективное подключение к глобальной транспортной системе, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития экономики округа.
Общая характеристика
Потребление электрической энергии
в Приволжском федеральном
Общая установленная мощность электростанций, расположенных на территории Приволжского федерального округа, в 2008 году составила 43,4 ГВт (20% от уровня Российской Федерации). Генерирующие мощности распределены на территории округа неравномерно: более 20% производимой в округе электрической энергии приходится на Саратовскую область, аналогичный показатель составляет более 10% в ряде других регионов: в республиках Башкортостан и Татарстан, в Пермском крае, в Самарской области, доля остальных регионов Приволжского федерального округа в производстве электрической энергии незначительна.
В структуре генерирующих мощностей наибольшую долю занимают тепловые электростанции (71% от установленной мощности и 70% производства электрической энергии) со значительной долей промышленных ТЭЦ, ориентированных на предприятия нефтепереработки и химии органического синтеза.
Доля гидроэлектростанций в структуре генерирующих мощностей занимает 20% от установленной мощности и 14% от выработки электроэнергии в Приволжском федеральном округе. ГЭС Волжско-Камского каскада играют важнейшую роль в поддержании величины транзитных перетоков с объединенных энергетических систем Центра, Урала и Сибири.
В Саратовской области расположена крупнейшая в России Балаковская атомная электрическая станция (9% от установленной мощности и 16% от производства электрической энергии в округе).
Приволжский федеральный округ имеет развитую магистральную электросетевую инфраструктуру, обеспечивающую транзитные перетоки электроэнергии как в границах округа, так и между объединенными энергетическими системами Центра, Средней Волги, Урала и Сибири. Структурообразующее значение в единой энергосистеме страны электроэнергетика Приволжского федерального округа сохранит в период до 2020 года и на более далекую перспективу.
Основные проблемы
К основным проблемам электроэнергетики в Приволжском федеральном округе относятся:
физический износ гидротехнических сооружений и оборудования ГЭС;
высокая доля газа в топливном балансе тепловых электростанций Приволжского федерального округа (более 94% в общем объеме потребленного электростанциями органического топлива);
отставание в переходе к современным технологиям использования газового топлива (парогазовые технологии);
неоптимальные режимы теплоснабжения крупных городов, недостаточно полная загрузка ТЭЦ в теплофикационном режиме;
ограничение выдачи мощности от крупнейших объектов генерации Приволжского федерального округа (Саратовская ГЭС, Балаковская АЭС);
предельная загруженность
высокий физический износ распределительных электрических сетей, проблемы, связанные с локальными дефицитами мощности в отдельных районах и проблемы распределительных сетей (напряжения 110 кВ и ниже), связанные с перераспределением нагрузки на узлы сети, а также с присоединением новых потребителей в условиях динамичного социально-экономического роста отдельных районов;
отсутствие условий и
Основные цели, задачи и направления развития
Целями развития энергетической инфраструктуры Приволжского федерального округа на период до 2020 года являются:
устранение инфраструктурных ограничений
и рисков социально-экономического
развития округа и гарантированное удовлетворение
перспективного совокупного спроса экономики
и населения округа на энергию. Расчетные
данные спроса на электроэнергию по Приволжскому
федеральному округу обосновывают рост
потребления электрической энергии в
округе
в 2020 году до 222 млрд. кВт/ч, что на 17,4% выше
уровня 2008 года;
поддержка ключевых конкурентных преимуществ экономики Приволжского федерального округа путем повышения эффективности использования энергии и снижения к 2020 г. энергоемкости валового регионального продукта округа (в постоянных ценах) на 40% по сравнению с 2008 г.
Основными задачами и направлениями развития электроэнергетической инфраструктуры Приволжского федерального округа на период до 2020 года являются:
1. Развитие крупных объектов генерации:
строительство новых объектов генерации федерального значения (планируется Нижегородская АЭС с вводом к 2020 году 1150 МВт мощности);
модернизация и техническое перевооружение ТЭС на газовом топливе, замена оборудования паросиловых установок на современные парогазовые технологии с достижением эффективности использования топлива (термический КПД) для ТЭС на газе 60%, для ТЭС на твердом топливе – 53%;
модернизация и техническое перевооружение действующих ГЭС Волжско-Камского каскада с увеличением их мощности, что предполагает внедрение в Приволжском федеральном округе условий более эффективного, комплексного, социально- и экологически безопасного использования уникального Волжско-Камского каскада ГЭС. Выявление нереализуемых возможностей гидропотенциала должно сопровождаться разработкой условий их использования.
2. Развитие маломасштабных
использование ресурсов возобновляемых
источников энергии (ВИЭ)
на территории округа с учетом их разнообразия
и оценки технически реализуемого потенциала
(в суммарном потенциале ВИЭ на территории
округа доля каждого вида составляет:
солнце – 54%, малые ГЭС – 1%, ветер – 6%, биомасса
– 3%, НПТ – 3%, георесурсы – 35%);
повышение в структуре генерации Приволжского федерального округа суммарной доли новых объектов, использующих разные виды ВИЭ без учета средних и крупных ГЭС;
расширение использования
3. Реализация проектов, связанных с повышением эффективности тепловой генерации и теплоснабжения в Приволжском федеральном округе, в том числе:
сокращение потерь в тепловых сетях к 2020 году до целевого индикатора 10,7% от отпуска тепловой энергии в сеть и увеличением доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла на крупных ТЭЦ;
развитие распределенной генерации на базе когенерации, перевод крупных и средних котельных в ПГУ-ГТУ- и ГПУ-ТЭЦ.
Реализация государственной
4. Развитие электросетевой
создание новых магистральных электрических сетей высокого напряжения для покрытия энергодефицита, который может возникнуть в ряде регионов округа после 2015 г.;
усиление межсистемного
ввод электросетевых объектов, обеспечивающих выдачу мощности новых и расширяемых электростанций, намечаемых к сооружению в округе генерирующими компаниями на период до 2020 г.;
целенаправленное устранение совокупности проблем «узких мест» энергетической инфраструктуры регионов Приволжского федерального округа и отдельных энергоузлов (включая Северный энергорайон, центральную и южную части Самарской области, Балаково-Саратовский район, Семеново-Борский район и другие);
снижение уровня потерь электроэнергии в электрических сетях всех классов напряжения к 2020 году до целевого индикатора 8,3%;
внедрение современных информационных
технологий (в том числе активно-
снижение затрат на присоединение
к сетям и повышение
развитие инфраструктуры сельских и удаленных районов в регионах Приволжского федерального округа.
Для реализации государственной политики в сфере развития энергетической инфраструктуры на федеральном уровне и уровне отдельных регионов Приволжского федерального округа необходимы следующие инструменты: среднесрочные программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа; системный мониторинг ситуации в региональной электроэнергетике и долгосрочное прогнозирование ее развития; разработка энергетического баланса Приволжского федерального округа, включающего в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике; использование программно-целевого подхода для достижения целевых индикаторов энергоэффективности; соглашения о взаимодействии между субъектами Приволжского федерального округа, крупнейшими субъектами электроэнергетики, инвесторами и другими заинтересованными сторонами для определения целевых ориентиров и решения задач долгосрочной надежности электроснабжения регионов округа.
Эффективная государственная политика предполагает, что среди проблем и задач развития электроэнергетической инфраструктуры Приволжского федерального округа должны быть выделены ключевые приоритеты, которые носят межрегиональный и межотраслевой характер и дают мультипликативный эффект для устойчивого развития экономики всего округа. Такие приоритетные направления политики могут быть реализованы только при существенной поддержке государства и кооперации регионов округа на проектной основе.
На период до 2020 года определены следующие приоритетные проекты (направления), реализуемых на уровне федерального округа:
проект «Хозяин Волги» по восстановлению и развитию инженерных систем и природного комплекса Волжского бассейна с учетом интересов государства и основных групп водопользователей (в т.ч. ГЭС Волжско-Камского каскада). Содержанием деятельности в рамках проекта станет обустройство и эксплуатация водохранилищ и шлюзовых сооружений гидроузлов, строительство сооружений и систем инженерной защиты территорий от подтоплений, создание межрегиональных центров по обеспечению надежной работы и безопасности водозаборов питьевого и технического назначения, строительство и эксплуатация причальных и берегоукрепительных сооружений, систем безопасного пропуска паводковых вод, береговых и русловых водозаборных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, создание современных систем контроля состояния природной среды и др.;
проект «Эффективное теплоснабжение и энергосбережение в Приволжском федеральном округе» по повышению энергоэффективности путем модернизации систем теплоснабжения на инновационной технологической базе, увеличению доли комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, оптимизации экономических отношений в данной сфере, энергосбережению и инвестициям в инфраструктуру теплоснабжения, в т.ч. путем вовлечения научно-промышленного потенциала округа;
проект «Распределенная