Сущность институциональной экономики, ее основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы является исследование понятия и сущности институциональной экономики. Задачи:
1. Исследование теоретических основ институциональной экономики.
2. Исследование институциональной структуры инвестиционной политики Республики Беларусь.
Предметом исследования являются институциональные подходы к решению существующих макроэкономических проблем.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия…5
2. Институциональная структура и институциональная среда……...12
3. Обзор институциональной инвестиционной политики…………….15
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

институци.экономика.docx

— 794.73 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.2.

Объём промышленного производства по видам деятельности и доля прямых иностранных инвестиций по видам  деятельности за 2007 год (проценты)

 

Вклад в объём  промышленного производства (%)

Доля прямых иностранных  инвестиций в деятельности

Электроэнергия

5,9

0,0

Топливная промышленность

21,8

0,7

Химическая и нефтехимическая  промышленность

11,2

2,0

Чёрная металлургия

3,6

0,7

Машиностроение и металлообработка

23,8

2,1

Пиломатериалы, деревообработка  и целлюлозно-бумажная промышленность

4,4

6,0

Строительные материалы

4,3

0,2

Лёгкая промышленность

4,4

2,2

Переработка пищевой/сельскохозяйственной продукции

18,4

3,4


Большая часть прямых иностранных  инвестиций в промышленность расположена  в шести свободных экономических  зонах страны.

В 1996 году, Беларусь создала  свою первую Свободную экономическую  зону (СЭЗ) в Бресте с целью создания благоприятных условий для инвестиций и для развития регионов. Цель заключалась  также в реализации прогрессивной, экологически чистой технологии и способствовании  международной интеграции и сотрудничеству. Сегодня государство имеет и  эксплуатирует свободные экономические  зоны в каждой из шести областей страны. Свободные экономические  зоны в Минске и Бресте отмечают наибольшую долю из общего числа в 260 инвесторов в СЭЗ (т.е. инвесторов в  пределах зон), составляющую 67 и 76, соответственно. Большинство инвесторов в СЭЗ занято в производстве. Например, в СЭЗ Минск 60% инвесторов заняты в машиностроении и металлообработке. [11]

Чуть больше половины общего объёма инвестиций, поступающих в  зоны, являются прямыми иностранными инвестициями. В 2007 году прямые иностранные  инвестиции в свободные экономические  зоны составили 64,3 миллиона долларов США, которые представляют только 4% от общих  притоков прямых иностранных инвестиций в страну за тот год. [11]

Сектор                                                           Страна происхождения

Рис.3.5-СЭЗ Минск 2007: Прямые иностранные инвестиции по секторам промышленности и странам происхождения

Среди вероятных причин низкой эффективности свободных экономических  зон в привлечении прямых иностранных  инвестиций – продолжительный процесс  выдачи разрешений (занимающий, согласно имеющейся информации, более года) и строгие требования к вступлению. Инвестиционные проекты привлекаются в свободные экономические зоны на основании оценки для каждого  конкретного случая того факта, насколько  хорошо они соответствуют характеру  социально-экономической политики государства. Другие критерии включают в себя 70% или более от производства, которое предназначено для экспорта, если продукция внесена в список импортозамещающих товаров и  более чем 90% импортного производственного  оборудования не старше 5 лет. [11]

В 2008 году указ №42 установил  дополнительное минимальное требование к инвестициям в 1 миллион евро. Он ввёл в силу также такие преимущества, как освобождение от налога на обмен  валюты и от вычетов для фонда  инноваций Министерства архитектуры  и строительства, которые обычно являются обязательными. Другие поддерживаемые преимущества для резидентов включали в себя: освобождение от налогов, такое, как освобождение от налога на прибыль  сроком на пять лет, а после этого  верхний предел налога на прибыль, устанавливаемый  на уровне половины его нормальной ставки; освобождение от налога на недвижимость; некоторые таможенные привилегии, такие, как отсутствие таможенных пошлин и  экспортных пошлин на товары, экспортируемые в Россию или за пределы Беларуси, или в своей стране, если продукция внесена в список импортозамещающих товаров. [11]

Сельское хозяйство является сокращающимся сектором, который  в настоящее время представляет около 8% валового внутреннего продукта. Исторически данный сектор управлялся через систему коллективов и  жёсткую политику аренды. Со смягчением политики аренды земли и собственности  на землю в начале 2000-х годов, подсобные  хозяйства и мелкие частные фермы  начали приобретать растущую важность. Эти хозяйства и частные фермы  в настоящее время производят почти половину всей производимой сельскохозяйственной продукции, занимая при этом всего  лишь 20% площади земли. Несмотря на рост частного фермерства, данный сектор прочно удерживается в руках государства  с тремя четвертями всей сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой контролируемыми  государством предприятиями, включая  потребляемые ресурсы и услуги фермерским хозяйствам. К сожалению, рентабельность кооперативов и агропромышленных предприятий  была не на должном уровне, что требовало  субсидий со стороны правительства  для поддержания системы. Иностранные  инвестиции в данный сектор также  весьма ограничены и составляют всего  лишь один процент общих притоков прямых иностранных инвестиций между 2002 и 2007 годами. [7,с.71]

Сектор услуг внёс вклад  в 43% в ВВП в 2007 году – показатель, не претерпевавший больших изменений с 1995 года. В рамках услуг торговля и общественное питание (10,3%), и транспорт (6,7%) составили самую большую долю ВВП в 2006 году – последовательная тенденция с 1995 года. Строительные услуги становятся всё более и более важными. В 2007 году они составили 7,9% валового внутреннего продукта – отражение бума строительства, который имеет место в настоящее время. [7,с.71]

Сектор услуг является сектором, в котором прямые иностранные  инвестиции являются наиболее видимыми, в частности, в банковском деле и  телекоммуникациях. В конце 2007 года в Беларуси было 30 банков, большая часть которых представляли собой акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью; 26 банков имели иностранный капитал, включая 10 банков, которые полностью находились в иностранном владении. Иностранная доля активов банковского сектора оставалась на уровне 14,7%, и общий совокупный иностранный капитал (прямые иностранные инвестиции и портфель) в данном секторе составил 7,8% в 2007 году. Среди иностранных банков, за исключением «Raiffeisen» (Austria), главным образом, на белорусский рынок привлекались мелкие банки из ряда стран, включая Польшу («Alpha Bank»), Швейцарию («BelSwissBank») и Литву («Технобанк»). [7,с.71]

Сектор мобильных телекоммуникаций значительно развился через прямые иностранные инвестиции. В 1999 году кипрская фирма «SB Telecom» вошла на рынок через совместное предприятие с государственными предприятиями и создала первую компанию мобильной связи «Mobile Digital Communications» (MDC) [«Цифровая мобильная связь»]. Она занялась поставкой на рынок услуг мобильной связи через «Velcom» и инвестировала 500 миллионов долларов США. Российская компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) вошла на рынок в 2002 году через совместное предприятие с компанией «Белтелеком» и владеет в настоящее время 49% акций. Она также инвестировала 700 миллионов долларов США в расширение сети. В 2007 году компания «Austria Telkom» приобрела 70-процентную долю в компании «SB Telecom» примерно за 1 миллиард долларов США, став новым владельцем компании «MDC», отражающим продолжающуюся привлекательность рынка мобильной связи Беларуси. Самое последнее приобретение 80% государственного предприятия «БеСТ» компанией «Turkcell» за сообщённую сумму в 500 миллионов долларов США является дальнейшим указанием на привлекательность данного сектора для иностранных инвесторов. [7,с.72]

Розничная торговля и строительство  представляют собой два других сектора  услуг, которые получают иностранные  инвестиции, хотя и в меньшей степени. Прямые иностранные инвестиции в  сектор прямых иностранных инвестиций пришли в Беларусь в форме гипермаркетов, таких, как Российская компания «Вестер» и FINOX – белорусско-американское совместное предприятие. Недавний подъём строительства  также извлёк выгоду из иностранных  инвестиций. В 2007 году российская фирма «Московская инвестиционная строительная компания» начала реализацию проекта строительства жилых домов в Минске стоимостью в 161 миллион долларов США. Два других крупных проекта реализуются в настоящее время иранской фирмой «Keyson Prilesie». Первый проект строительства центра материально-технического обеспечения в СЭЗ Минск начался в 2005 году с инвестирования 150 миллионов долларов США. В 2008 году началась реализация второго проекта по строительству гостинично-делового комплекса в городе Минске с инвестированием 236 миллионов долларов США. Однако крупнейший из реализуемых в настоящее время проектов был начат в конце 2007 года латвийской фирмой «UAB Ūkio Banko Investicinė Grupė», которая инвестировала 350 миллионов долларов США для строительства Минского центра досуга, расширения и модернизации Минского стадиона «Трактор» (ŪBIG, 2007). [7,с.72]

Сегодня Беларусь поддерживает систему прямого государственного управления и функционирования экономики, целью которой является повышение уровня жизни населения. В данном контексте и до недавнего времени развитию частного сектора и прямых иностранных инвестиций не придавалось большого значения на повестке дня правительства, и установки на их развитие были в течение длительного времени осторожными и часто непоследовательными.

Поэтому нет ничего удивительного  в том, что Беларусь привлекала малых  объёмы прямых иностранных инвестиций по сравнению с большинством стран  в регионе. В результате, воздействие  прямых иностранных инвестиций на общее  экономическое развитие было ограничено, за исключением секторов, в которых  иностранные инвестиции активно  поощрялись, таких, как телекоммуникации и банковское дело.

С конца 2007 года правительство  выступило инициатором нового цикла  реформ, направленных на прогрессивное  повышение вклада частного сектора  в экономическое развитие. Они  включают в себя новую концентрацию усилий на улучшение деловой конъюнктуры  и привлечение увеличенных и  более разнообразных притоков прямых иностранных инвестиций – задачу, которая стала более трудной  в результате глобального экономического кризиса. В данном контексте, проблема для Беларуси состоит в том, чтобы  вернуть доверие инвесторов за счёт прозрачного и открытого представления  своих целей и установок как  местным, так и иностранным инвесторам. Более того, правительству требуется  эффективная реализация согласованных  реформ на всех уровнях администрации. В то же самое время, правительству  следует фокусировать своё внимание на ввод в действие соответствующих  механизмов для обеспечения того, чтобы местные инвесторы, в частности, средние и малые предприятия, могли извлечь выгоду из повышенной экономической активности, которая  могла бы явиться результатом  более высоких уровней притоков прямых иностранных инвестиций. [8,с.293]

Беларусь имеет большой  неиспользованный потенциал для  привлечения прямых иностранных  инвестиций при наличии соответствующего качества её инфраструктуры и человеческого  капитала, а также её благоприятного географического положения между  Западной Европой и Россией. Однако, если вопросы, касающиеся государственных  предприятий и конкуренции, развития частного сектора и доверия к  реформам, благоприятным для деловой  активности, не будут адекватно разрешены, реализовать данный потенциал будет  трудно.

Общеизвестно, что  одним из ключевых факторов формирования благоприятного инвестиционного климата  является в том числе, налоговая  политика, проводимая государством.

Необходимо отметить, что благодаря стимулирующим  мерам налогового характера (различные  виды льгот и специальные режимы налогообложения) только в январе–сентябре  текущего года сумма денежных средств, оставшихся в распоряжении субъектов  хозяйствования, составила более 170 млрд. руб., или 0,2 % к ВВП. [8,с.293]

Государство гарантирует  равенство прав, предоставляемых  инвесторам независимо от их формы  собственности при осуществлении  инвестиционной деятельности, а также  равную, без какой-либо дискриминации, защиту прав и законных интересов  инвесторов.

Государственная поддержка иностранных инвестиций, как определено Инвестиционным кодексом предусматривает поддержку государством иностранных инвесторов. Это может принимать форму: a) гарантий Правительства Беларуси; b) доступа к централизованным инвестиционным ресурсам; или c) индивидуальных инвестиционных договоров с государством. Четвёртая форма поддержки, в области освобождения от налогов и таможенных пошлин, была отменена в самой последней редакции Кодекса (и сохранена только для инвесторов, подписывающих индивидуальные инвестиционные договоры). Перед предоставлением данной государственной поддержки органы власти проводят комплексную проверку (оценку) инвестиционных проектов на основании критериев, предусмотренных Кодексом. [7,с.95]

Первый вид поддержки  – правительственная гарантия – доступен для кредиторов, финансирующих инвестиционные проекты. Кредиторы включают в себя белорусские юридические лица или иностранные государства и их экономические единицы, международные организации и иностранные юридические лица, предоставляющие займы в иностранной валюте Республике Беларусь или Белорусским юридическим лицам.

Утверждение таких займов базируется на комплексной проверке (оценке) инвестиционного проекта  кандидата на основании решения, достигнутого Правительством в соответствии с утверждением Президентом.

Инвестиционный кодекс также  предусматривает специальную правительственную  поддержку производства, основанного  на новых и прогрессивных технологиях. Тип, охват и продолжительность  правительственной поддержки, предусмотренной  в данном случае, определяются для  каждого конкретного случая решением Президента Беларуси. Поддержка может  оказываться только тем организациям, которые включены в список отраслей промышленности и организаций, использующих новые и прогрессивные технологии, как утверждено Правительством.

Второй вид поддержки  – централизованные инвестиционные ресурсы – оказывается в форме правительственного фондирования для финансирования инвестиционных проектов и Гарантии Белорусского правительства по отношению к займам, предоставленным белорусскими банками, при условии, что собственные фонды инвестора (национального или иностранного) составляют, как минимум, 20% от общей инвестиции. На основании результатов обзора инвестиционных проектов, Министерство экономики готовит список инвестиционных проектов, имеющих право на размещение централизованных инвестиционных ресурсов, и представляет указанный список в рамках ежегодной Программы правительственных инвестиций на утверждение Президенту Беларуси. [7,с.95]

Информация о работе Сущность институциональной экономики, ее основные понятия