Теневая экономика как часть рыночного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 03:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить масштабы развития теневой экономики в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать теневую экономику как часть рыночного хозяйства: её структуру, причины и последствия;
- изучить тенденции теневой экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Структура, причины и последствия теневой экономики 5
1.2 Методы оценки теневой экономики: макро- и микрометоды 19
1.3 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику 26
2 ТЕНДЕНЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 34
2.1 Предыстория теневой экономики в России 34
2.2 Эволюция теневой экономики в 90-е годы 39
2.4 Структура, формы и сферы теневой экономики современной России 43
2.5 Состояние теневой экономики в 2010-2011 гг. 57
2.6 Способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

19.04.2012_БГУ.doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

В связи с признанием факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг ФСФР России аннулировала лицензии виновного профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и депозитарной деятельности. Кроме этого, в качестве дополнительных мер воздействия ФСФР России в июне 2010 г. аннулировала выпуски акций ОАО «Интертрейдинвест» и ОАО «Финкоминвест» из-за недостоверных сведений, содержавшихся в проспекте эмиссии. Это произошло впервые в истории российского рынка ценных бумаг. В результате эти акции больше не могут быть допущены к торгам на биржах.

Важно отметить, что материалы проверки, проведенной ФСФР России, были направлены в правоохранительные органы на предмет наличия признаков уголовных преступлений.

В результате можно сделать вывод, что несовершенства регулятивных процедур как на уровне биржи ММВБ, так и на уровне оперативного контроля ФСФР России способствовали возникновению проанализированной выше ситуации, в результате которой через операции на организованном фондовом рынке страны могли быть легализованы доходы на сумму до 700 млн. руб. Среди причин этого могут быть названы следующие:

1. Низкий уровень текущего контроля за соблюдением участниками рынка ценных бумаг антиотмывочного законодательства со стороны ФСФР России и Росфинмониторинга. Государственные органы не осуществляют оперативный мониторинг подозрительных операций профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов.

2. Невнимательное отношение профессиональных участников рынка ценных бумаг к своим обязанностям противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Профессиональные участники рынка, в особенности брокеры и организаторы торгов, стремятся только формально соблюдать соответствующие требования законодательства. При том, что именно профессиональные участники рынка видят все операции клиентов и могут адекватно выделить те из них, которые не имеют под собой экономического смысла и могут проводиться для противоправных целей. Биржи и брокеры не предпринимают инициативных действий для предотвращения использования инструментов фондового рынка в схемах легализации денежных средств.

Для улучшения ситуации необходимо совершенствовать текущий контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, направленный на интенсификацию борьбы с легализацией денежных средств через фондовый рынок. Для этой цели предлагается принять меры регулирующего и контрольного характера.

Во-первых, ФСФР России в сотрудничестве с Росфинмониторингом необходимо построить систему оперативного мониторинга подозрительных операций профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов. Такая система должна базироваться на современных разработках в области автоматизированных информационных программ. Сотрудники ФСФР России должны в ежедневном режиме отслеживать информацию о нестандартных и подозрительных операциях участников фондового рынка.

Во-вторых, необходимо усилить контрольные мероприятия, нацеленные на выявления случаев нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам В.Д. Миловидов констатировал, что «список фирм, лишенных лицензий за сомнительные операции на фондовом рынке, в последнее время расширился. В 2009 году были отозваны лицензии у 30 компаний, в начале этого года еще у 9. Сейчас сомнительные финансовые операции из банковского сектора перемещаются в небанковский, где контроль слабее»5.

В-третьих, необходимо изменить требования к профессиональным участникам рынка и особенно организаторам торгов в части контроля за нестандартными операциями клиентов, которые могут осуществляться в целях отмывания доходов, полученных преступным путем. На наш взгляд, будут адекватными меры по усилению административной и уголовной ответственности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства России о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. Для усиления контроля за деятельностью бирж возможно на законодательном уровне на ФСФР

России возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства.

Реализация указанных мер позволит повысить эффективность государственного регулирования и контроля с целью противодействия использованию инструментов российского организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Природа теневой экономики неоднородна и многосферна, вследствие этого формы ее проявления различны. Вместе с тем теневая экономика достаточно мобильна и подвержена изменению своей структуры и основных секторов роста в ходе эволюционного развития. Данный факт обуславливает необходимость рассмотрения категории теневой экономики в рамках динамической теории. Важными факторами, которые следует учитывать при разработке стратегии государственного воздействия на теневую деятельность, являются временной и страновой.

При этом, жизнеспособность теневой экономики обусловлена самовоспроизводством и закреплением ее в социально-экономической сфере в виде институционализации многих форм проявления особенно в силу укоренения неформальных отношений.

В связи с этим необходимым, на наш взгляд, является государственный контроль над развитием общественных институтов и четкий анализ социальных потребностей для осуществления возможности внедрения необходимых элементов в действующие институты и организацию новых. Регулирование институциональных изменений полностью находится в компетенции и области влияния государства.

Одна из основных проблем в исследовании теневой экономики заключается в том, что данное явление весьма неоднородно и его проявления различны по качественным характеристикам и значительно отличаются по своей сущности. Следовательно, анализ теневой экономики в целом предопределяет недостаточность изучения каждой составляющей, а уделение пристального внимания каждой форме проявления теневой деятельности обуславливает упущение их взаимосвязей и общего комплекса теневых составляющих. В связи с этим основополагающим является изучение взаимосвязей и следственно-причинных связей внутри рассматриваемой категории.

Государство является единственным институтом, способным разработать стратегии по воздействию на теневой сегмент, организовать и провести целостный комплекс мер и контролировать их выполнение на практике.

Теневая экономика в России, по оценкам Росстата, в настоящее время составляет около 16% ВВП, что соответствует 7 триллионам рублей в год. Занято в теневом бизнесе примерно 13 миллионов человек.

Сегодня ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16 процентов от ВПП. Она представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования. Но это без незаконных видов деятельности: без проституции, торговли наркотиками, без порнографии, контрафакта. По сегодняшним оценкам, там занято примерно 13 миллионов человек, или 17-18 процентов экономически активного населения.

По данным Росстата, ВВП России в 2010 году составил 44,5 трлн рублей. Это означает, что на теневой сектор экономики приходится более 7 трлн рублей.

В ходе данного исследования мы пришли к выводу о том, что наиболее приемлемой стратегией государственного воздействия на теневую экономику является либеральная, представляющая собой комплекс мер, направленных, в первую очередь, на контроль в сфере денежно-кредитных отношений и налогообложения и прежде всего в тех областях, где материальный ущерб наиболее велик. Основными направлениями в рамках данной стратегии является ужесточение контроля над банками и оптимизация налогообложения. Решение данных аспектов позволит увеличить материальные фонды, которыми распоряжается государство, и значительно снизить осуществляемые в настоящее время теневые операции в финансовой сфере. Рассматриваемая стратегия допускает долю теневой экономики в общем объеме ВВП до 10%, но при этом теневые действия не должны затрагивать сферы национальной и экономической безопасности государства. Вместе с тем, мы считаем, что либеральная стратегия должна осуществляться единовременно с мерами по противодействию коррупции и криминальной составляющей экономики.

Акценты государственного воздействия с течением времени меняются. Так, несколько лет назад основной целью было противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. В настоящее время основное внимание направлено на антикоррупционные меры, что обуславливает выделение в настоящей работе антикоррупционной политики как отдельной стратегии, так как на сегодняшний день данная область является наиболее охваченной вниманием со стороны государства и приравнена к государственной национальной программе.

Мы отмечаем необходимость перманентного изучения изменяющихся форм проявления теневой экономики и позиционирования вопросов государственного воздействия на теневую деятельность как составляющих национальной программы. При этом государственная политика должна быть определенной, четкой и жесткой, покрывая все необходимые аспекты, особенно затрагивающие вопросы национальной безопасности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон РФ от 7 авг. 2001 г. «115-ФЗ: (в ред. от 6 дек. 2009 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета, 2001. 9 авг.
  2. Федеральный Закон о валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 № 173-Ф3 (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).
  3. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 "О борьбе с терроризмом"; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма".
  4. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию".
  5. Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности".
  6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 янв. 2003 г. □ 6: (в ред. от 24 окт. 2005 г.) «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» // Собрание законодательства РФ. 2003. 13 янв. (№2). Ст. 188.
  8. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 19 февр. 2003 г. №03-ИК-02/2760 «Об утверждении правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестн. ФКЦБ России. 2003.25 марта (№3).
  9. Акринская Н. Полезная серость // Новое время. - 2011. - 18 апреля. - С.30-32.
  10. Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России // Рос. юстиция. - 2012. - № 2. - С.58-60.
  11. Барсукова С. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. Гл.16,17.
  12. Бекжанова Т.К. К вопросу о проблемах статистического изучения теневой экономики Казахстана // Вопросы статистики. - 2012. - № 2. - С.68-71.
  13. Воронкова О.В. Зарубежный опыт исследования теневых доходов // TERRA ECO№OMICUS. - 2010. - Т. 8. № 4. С. 82-89.
  14. Громыко Г.Л. Приоритетные направления борьбы с теневой экономикой в Республике Казахстан // Вопросы статистики. - 2011. - № 6. - С.76-78.
  15. Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности // Нац. проекты. - 2010. - № 12. - С.130-135.
  16. Головко М.В. Этико-экономический анализ детерминантов теневых отношений // Экономические науки. - 2010. - № 4. - С. 92-96.
  17. Гуриев С., Цывинский О. Ловушка недоверия // Ведомости. 2009, №104 (2374) (9 июня).
  18. Евсеенко А.В. Электронные деньги в борьбе с коррупцией и теневой экономикой в крупном городе / А.В.Евсеенко, К.В.Огрызько // ЭКО. - 2011. - № 8. - С.76-88.
  19. Есаян А.К. Криминализация и тенизация хозяйственной деятельности как угроза экономической безопасности государств Евразии // Междунар. публ. и частное право. - 2009. - № 4. - С.45-47.
  20. Заслон для легализации преступных доходов и финансирования терроризма, противодействие коррупции // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 8. - С.52-56.
  21. Карасева В.Л. Об оценках ненаблюдаемой экономики в странах СНГ // Вопросы статистики. - 2010. - № 9. - С.26-31.
  22. Колтович С.М. Методология борьбы с отмыванием денег // ЭКО. - 2009. - № 12. - С.97-109.
  23. Костин А.В. Опыт измерения теневой экономики в западной литературе // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2011. - Т.11, вып.4. - С.33-43.
  24. Литвиненко А.Н. Механизм противодействия криминализации в системе обеспечения экономической безопасности страны // Экономические науки. - 2010. - № 9. - С. 26-32
  25. Мещеряков А.А. Основные направления совершенствования противодействия легализации доходов в системе экономической безопасности предприятия // Аспирант и соискатель. - 2010. - № 6. - С.16-19.
  26. Неустроева Н.Н. Теневая деятельность - особый экономический институт общества // ЭКО. - 2008. - № 9. - С.150-167.
  27. Некрасов В.Н., Головко М.В. Современные методологические проблемы разработки антикоррупционной политики // Экономические науки. - 2009. - №9. С. 22-26.
  28. Подольный Н. Взаимосвязь организованной преступности и теневой экономики в развитии регионов / Н.Подольный, Н.Подольная // Уголовное право. - 2009. - № 2. - С.105-108.
  29. Рязанцев А.П. Экспорт капитала в форме международных денежных переводов и его влияние на теневую экономику / А.П.Рязанцев, Е.Ю.Хрусталев, Л.Г.Алексеева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 22. - С.41-48.
  30. Старшинин С.А. Способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем // Экономические науки, 2010, №9(70). – С. 216-219.
  31. Старокожева Г.И. Некоторые вопросы легализации предпринимательской деятельности // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 13. - С.36-42.
  32. Цофнас А.Ю. Аспекты понимания финансового кризиса // Вопр. философии. 2009. №11. С. 55-56.
  33. Яковенко Д. Уроки борьбы с однодневками // Эксперт. - 2011. - № 7. - С.54-56.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Сравнительные характеристики предприятии формального и неформального секторов

Характеристики

Формальный сектор

Неформальный сектор

Входные барьеры

Высокие

Низкие

Технологии

Капиталоемкие

Трудоннтенсивные

Управление

Бюрократическое

Семейное

Капитал

Избыточен

Недостаточен

Рабочее время

Регулярное

Нерегулярное

Оплата труда

Нормальная

Ограниченная

Используемые

финансовые

услуги

Используются услуги банков

Используются личные, неформальные услуги

Отношения

с покупателями

Безличные

Личные

Постоянные издержки

Крупные

Незначительные

Использование рекламы

Обязательное

Малое,

либо отсутствует

Использование правительственных субсидий

Часто крупное

Отсутствует

Рыночная ориентация

Часто на экспорт

Редко на экспорт


 

Двойная структура современного мирового хозяйства

Основные компоненты легального мирового хозяйства

Основные компоненты нелегальною мирового хозяйства

Международное движение товаров окончательного потребления

Легальная торговля легальными товарами

Контрабанда — нелегальная торговля нелегальными (наркотики, оружие) и легальными (сигареты, автомашины) товарами

Международное движение факторов производства

Легальная миграция рабочей силы

Нелегальная миграция, торговля людьми

Легальное движение сырьевых ресурсов (полезные ископаемые, древесина)

Контрабанда сырьевых ресурсов (нефть, алмазы, останки редких животных)

Легальное движение капиталов

Международное отмывание денег

Легальное движение информационных ресурсов (ноу-хау, патенты)

Экономический шпионаж, торговое «пиратство»

Информация о работе Теневая экономика как часть рыночного хозяйства