Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 03:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить масштабы развития теневой экономики в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать теневую экономику как часть рыночного хозяйства: её структуру, причины и последствия;
- изучить тенденции теневой экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Структура, причины и последствия теневой экономики 5
1.2 Методы оценки теневой экономики: макро- и микрометоды 19
1.3 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику 26
2 ТЕНДЕНЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 34
2.1 Предыстория теневой экономики в России 34
2.2 Эволюция теневой экономики в 90-е годы 39
2.4 Структура, формы и сферы теневой экономики современной России 43
2.5 Состояние теневой экономики в 2010-2011 гг. 57
2.6 Способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В связи с признанием факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг ФСФР России аннулировала лицензии виновного профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и депозитарной деятельности. Кроме этого, в качестве дополнительных мер воздействия ФСФР России в июне 2010 г. аннулировала выпуски акций ОАО «Интертрейдинвест» и ОАО «Финкоминвест» из-за недостоверных сведений, содержавшихся в проспекте эмиссии. Это произошло впервые в истории российского рынка ценных бумаг. В результате эти акции больше не могут быть допущены к торгам на биржах.
Важно отметить, что материалы проверки, проведенной ФСФР России, были направлены в правоохранительные органы на предмет наличия признаков уголовных преступлений.
В результате можно сделать вывод, что несовершенства регулятивных процедур как на уровне биржи ММВБ, так и на уровне оперативного контроля ФСФР России способствовали возникновению проанализированной выше ситуации, в результате которой через операции на организованном фондовом рынке страны могли быть легализованы доходы на сумму до 700 млн. руб. Среди причин этого могут быть названы следующие:
1. Низкий уровень текущего контроля за соблюдением участниками рынка ценных бумаг антиотмывочного законодательства со стороны ФСФР России и Росфинмониторинга. Государственные органы не осуществляют оперативный мониторинг подозрительных операций профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов.
2. Невнимательное отношение профессиональных участников рынка ценных бумаг к своим обязанностям противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Профессиональные участники рынка, в особенности брокеры и организаторы торгов, стремятся только формально соблюдать соответствующие требования законодательства. При том, что именно профессиональные участники рынка видят все операции клиентов и могут адекватно выделить те из них, которые не имеют под собой экономического смысла и могут проводиться для противоправных целей. Биржи и брокеры не предпринимают инициативных действий для предотвращения использования инструментов фондового рынка в схемах легализации денежных средств.
Для улучшения ситуации необходимо совершенствовать текущий контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, направленный на интенсификацию борьбы с легализацией денежных средств через фондовый рынок. Для этой цели предлагается принять меры регулирующего и контрольного характера.
Во-первых, ФСФР России в сотрудничестве с Росфинмониторингом необходимо построить систему оперативного мониторинга подозрительных операций профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов. Такая система должна базироваться на современных разработках в области автоматизированных информационных программ. Сотрудники ФСФР России должны в ежедневном режиме отслеживать информацию о нестандартных и подозрительных операциях участников фондового рынка.
Во-вторых, необходимо усилить контрольные мероприятия, нацеленные на выявления случаев нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам В.Д. Миловидов констатировал, что «список фирм, лишенных лицензий за сомнительные операции на фондовом рынке, в последнее время расширился. В 2009 году были отозваны лицензии у 30 компаний, в начале этого года еще у 9. Сейчас сомнительные финансовые операции из банковского сектора перемещаются в небанковский, где контроль слабее»5.
В-третьих, необходимо изменить требования к профессиональным участникам рынка и особенно организаторам торгов в части контроля за нестандартными операциями клиентов, которые могут осуществляться в целях отмывания доходов, полученных преступным путем. На наш взгляд, будут адекватными меры по усилению административной и уголовной ответственности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства России о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. Для усиления контроля за деятельностью бирж возможно на законодательном уровне на ФСФР
России возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства.
Реализация указанных мер позволит повысить эффективность государственного регулирования и контроля с целью противодействия использованию инструментов российского организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем.
Природа теневой экономики неоднородна и многосферна, вследствие этого формы ее проявления различны. Вместе с тем теневая экономика достаточно мобильна и подвержена изменению своей структуры и основных секторов роста в ходе эволюционного развития. Данный факт обуславливает необходимость рассмотрения категории теневой экономики в рамках динамической теории. Важными факторами, которые следует учитывать при разработке стратегии государственного воздействия на теневую деятельность, являются временной и страновой.
При этом, жизнеспособность теневой экономики обусловлена самовоспроизводством и закреплением ее в социально-экономической сфере в виде институционализации многих форм проявления особенно в силу укоренения неформальных отношений.
В связи с этим необходимым, на наш взгляд, является государственный контроль над развитием общественных институтов и четкий анализ социальных потребностей для осуществления возможности внедрения необходимых элементов в действующие институты и организацию новых. Регулирование институциональных изменений полностью находится в компетенции и области влияния государства.
Одна из основных проблем в исследовании
теневой экономики заключается в том, что данное явление весьма неоднородно
и его проявления различны по качественным
характеристикам и значительно отличаются
по своей сущности. Следовательно, анализ
теневой экономики в целом предопределяет
недостаточность изучения каждой составляющей,
а уделение пристального внимания каждой
форме проявления теневой деятельности
обуславливает упущение их взаимосвязей
и общего комплекса теневых составляющих
Государство является единственным институтом, способным разработать стратегии по воздействию на теневой сегмент, организовать и провести целостный комплекс мер и контролировать их выполнение на практике.
Теневая экономика в России, по оценкам Росстата, в настоящее время составляет около 16% ВВП, что соответствует 7 триллионам рублей в год. Занято в теневом бизнесе примерно 13 миллионов человек.
Сегодня ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16 процентов от ВПП. Она представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования. Но это без незаконных видов деятельности: без проституции, торговли наркотиками, без порнографии, контрафакта. По сегодняшним оценкам, там занято примерно 13 миллионов человек, или 17-18 процентов экономически активного населения.
По данным Росстата, ВВП России в 2010 году составил 44,5 трлн рублей. Это означает, что на теневой сектор экономики приходится более 7 трлн рублей.
В ходе данного исследования мы пришли к выводу о том, что наиболее приемлемой стратегией государственного воздействия на теневую экономику является либеральная, представляющая собой комплекс мер, направленных, в первую очередь, на контроль в сфере денежно-кредитных отношений и налогообложения и прежде всего в тех областях, где материальный ущерб наиболее велик. Основными направлениями в рамках данной стратегии является ужесточение контроля над банками и оптимизация налогообложения. Решение данных аспектов позволит увеличить материальные фонды, которыми распоряжается государство, и значительно снизить осуществляемые в настоящее время теневые операции в финансовой сфере. Рассматриваемая стратегия допускает долю теневой экономики в общем объеме ВВП до 10%, но при этом теневые действия не должны затрагивать сферы национальной и экономической безопасности государства. Вместе с тем, мы считаем, что либеральная стратегия должна осуществляться единовременно с мерами по противодействию коррупции и криминальной составляющей экономики.
Акценты государственного воздействия с течением времени меняются. Так, несколько лет назад основной целью было противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. В настоящее время основное внимание направлено на антикоррупционные меры, что обуславливает выделение в настоящей работе антикоррупционной политики как отдельной стратегии, так как на сегодняшний день данная область является наиболее охваченной вниманием со стороны государства и приравнена к государственной национальной программе.
Мы отмечаем необходимость перманентного изучения изменяющихся форм проявления теневой экономики и позиционирования вопросов государственного воздействия на теневую деятельность как составляющих национальной программы. При этом государственная политика должна быть определенной, четкой и жесткой, покрывая все необходимые аспекты, особенно затрагивающие вопросы национальной безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Сравнительные характеристики предприятии формального и неформального секторов
Характеристики |
Формальный сектор |
Неформальный сектор |
Входные барьеры |
Высокие |
Низкие |
Технологии |
Капиталоемкие |
Трудоннтенсивные |
Управление |
Бюрократическое |
Семейное |
Капитал |
Избыточен |
Недостаточен |
Рабочее время |
Регулярное |
Нерегулярное |
Оплата труда |
Нормальная |
Ограниченная |
Используемые финансовые услуги |
Используются услуги банков |
Используются личные, неформальные услуги |
Отношения с покупателями |
Безличные |
Личные |
Постоянные издержки |
Крупные |
Незначительные |
Использование рекламы |
Обязательное |
Малое, либо отсутствует |
Использование правительственных субсидий |
Часто крупное |
Отсутствует |
Рыночная ориентация |
Часто на экспорт |
Редко на экспорт |
Двойная структура современного мирового хозяйства
Основные компоненты легального мирового хозяйства |
Основные компоненты нелегальною мирового хозяйства |
Международное движение товаров окончательного потребления | |
Легальная торговля легальными товарами |
Контрабанда — нелегальная торговля нелегальными (наркотики, оружие) и легальными (сигареты, автомашины) товарами |
Международное движение факторов производства | |
Легальная миграция рабочей силы |
Нелегальная миграция, торговля людьми |
Легальное движение сырьевых ресурсов (полезные ископаемые, древесина) |
Контрабанда сырьевых ресурсов (нефть, алмазы, останки редких животных) |
Легальное движение капиталов |
Международное отмывание денег |
Легальное движение информационных ресурсов (ноу-хау, патенты) |
Экономический шпионаж, торговое «пиратство» |
Информация о работе Теневая экономика как часть рыночного хозяйства