Теневая экономика как часть рыночного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 03:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить масштабы развития теневой экономики в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать теневую экономику как часть рыночного хозяйства: её структуру, причины и последствия;
- изучить тенденции теневой экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Структура, причины и последствия теневой экономики 5
1.2 Методы оценки теневой экономики: макро- и микрометоды 19
1.3 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику 26
2 ТЕНДЕНЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 34
2.1 Предыстория теневой экономики в России 34
2.2 Эволюция теневой экономики в 90-е годы 39
2.4 Структура, формы и сферы теневой экономики современной России 43
2.5 Состояние теневой экономики в 2010-2011 гг. 57
2.6 Способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

19.04.2012_БГУ.doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

В целом можно выделить несколько этапов в развитии теневой экономики в постсоветской России.

1 этап (1991—1994). Ликвидация системы централизованного государственного планирования и ее организационных структур — Госплана и Госснаба СССР. После того как Президент России Б.Н. Ельцин по инициативе Е. Гайдара «освободил» цены на все товары, кроме стратегических, были созданы исключительно благоприятные условия для роста теневой экономики. Это был этап товарных бирж и посреднических сделок, приносящих даже не десятки, а сотни процентов прибыли. Искусственно поддерживаемая правительством диспропорция цен на внутреннем и внешнем рынках, измеряемая многими порядками, также вела к широкомасштабным спекуляциям. Коммерческие фирмы закупали товары и ресурсы по внутренним ценам, а реализовывали их за границей по мировым. Формально этот процесс не нарушал существовавшие в то время законы, но реально получение сверхприбылей стало возможным потому, что в эти операции была вложена значительная часть средств криминального капитала. В то же время десятки миллионов россиян остались практически без средств к существованию, что резко увеличило численность вынужденных теневиков, полагающихся на неформальные источники заработков.

Ключевым процессом этого этапа явилась массовая приватизация, инициированная радикальными либералами из российского правительства. Каждому гражданину был выдан ваучер, символизирующий его долю в народном богатстве. Предъявительская форма ваучера представляла отличную возможность для легализации средств, полученных преступным путем. Преступники могли купить неограниченное число приватизационных чеков у обнищавшего населения и использовать их на аукционах для покупки пакетов акций государственных предприятий. Таким образом лица, ставшие обладателями огромных сумм нажитых преступным путем денег, смогли стать богатыми людьми в законном порядке.

II этап (1995—1996). На этот период приходится второй этап приватизации — денежный, проходивший на основе Указа президента о залоговых аукционах. Фактически это была теневая сделка власти с крупными финансовыми дельцами. Огромные куски государственной собственности, в первую очередь месторождения нефти вместе с инфраструктурой, необходимой для добычи и переработки сырья (что вообще выходит за рамки любой морали, так как путем чрезвычайного напряжения сил ее объекты создавала вся страна), были распределены среди узкого круга одиозных личностей. По заниженной, мизерной цене в частные руки ушли такие всесоюзные гиганты, как ТНК, «Сибнефть», «Норильский никель» и др. Крайняя нечистоплотность этой сделки по отношению к обществу заключалась в том, что стороны прекрасно понимали: пройдет год — и государство эти объекты назад уже не выкупит. Их выкупят олигархи, причем за государственные же деньги, которые были получены ими в виде льготных кредитов.

Основными целями приватизации провозглашались создание широкого слоя эффективных собственников и значительное пополнение доходной части бюджета. За годы реформ в России приватизировано более 130 тыс. предприятий. Однако, удельный вес доходов бюджета от приватизации оказался ничтожным и составил не более 0,2% (табл. 4). Таким образом, в результате сговора бизнесменов и власти сформировался узкий слой собственников-олигархов.

Таблица 4 - Основные модели условий развития бизнеса (по Т. Фрею и А. Шляйфару)

Модели

Правовая среда

Административное регулирование

Невидимая рука: большинство стран Восточной Европы

Правительство не стоит над законом. Контракты защищается судами

Правительство следует узаконенным правилам. Регулирование минимально. Коррупция слаба

Помогающая рука: КНР, Южная Корея, Сингапур

Правительство стоит над законом, используя власть для помощи бизнесу. Контракты защищаются государственными чиновниками

Правительство агрессивно помогает некоторым предпринимателям. Организованная коррупция

Грабящая рука: большинство постсоветских республик

Правительство стоит над законом, используя власть для получения ренты. Правовая система не работает, контракты защищаются мафией

Многочисленные полусамостоятельные государственные институты осуществляют грабительское регулирование.

Дезорганизованная коррупция


 

В 1996-1997 гг. группа экспертов Всемирного банка организовала в ряде постсоциалистических стран (Польша, Словакия, Россия, Украина и др.) опросы владельцев мелких частных фирм, нацеленные на изучение причин ухода фирм в «тень». По результатам этих исследований сформулирована концепция «грабя-щей руки» (табл. 4), которая довольно быстро завоевала широкую популярность.

III этап (1997—1999). В последние годы президентства Б.Н. Ельцина теневая экономика и экономическая преступность еще более разрослись. Продолжалась приватизация оставшихся лакомых кусков госсобственности (например, компании «Связьинвест»). Но самым большим экономическим потрясением этого времени стал финансовый кризис 1998 г. Крупные бизнесмены и коррумпированные государственные чиновники успели спасти и даже приумножить свои средства. В то же время перед банками выстроились огромные очереди еще раз обманутых вкладчиков. Наибольшие потери понес только что зародившийся малый и средний бизнес.

Таблица 5 - Доходы от приватизации госсобственности в странах мира (1990-1998)

 

Доходы

Доходы на душу населения

Млн долл.

Россия = 1

Млн долл.

Россия = 1

Россия

7 998

1,0

54,8

1,0

Великобритания

66 729

8,3

412,4

7,6

Бразилия

64 044

8,0

1 092,0

20,0

Италия

63 474

7,9

1102

20,2

Франция

48 531

6,1

824,7

15,1

Австралия

47 954

6,0

2 560,3

46,9

Япония

46 720

5,8

369,6

6,8

Испания

35 434

4,4

900,0

16,5

Мексика

31 458

3,9

328,0

6,0

Аргентина

28 404

2,6

786,4

14,4

Германия

15 717

2,0

191,6

3,5

Венгрия

12 666

1,6

1 252,8

23,0

Малайзия

10 028

1,3

452,1

8,3

Польша

8 231

1,0

214,1

3,9

Перу

7 957

1,0

320,8

5,9


 

Развитие теневой экономики тесно связано с особенностями процесса формирования современного российского предпринимательства. Наблюдаемые сегодня действующие лица экономики могли появиться на российской сцене двояким образом. В основном сегодняшние предприниматели — это ровесники «перестройки», но многие являют собой результат обратной трансформации: это вышедшие из тени на свет «протобизнесмены» советской эпохи.

После принятия Закона о кооперации и Закона об индивидуальной трудовой деятельности произошли коренные изменения в развитии теневого сектора. Практически это означало, что государство дает возможность узаконить теневой бизнес и вывести его из тени. Именно в этот момент многие теневые или близкие к ним структуры стали официально регистрировать свои виды деятельности. Денежный капитал кооператоров формировался в значительной степени из нелегальных с точки зрения тогдашнего законодательства источников, а главной сферой деятельности стали мелкооптовая и розничная торговля и услуги. По данным социологических опросов, в начале 1990-х годов почти 40% российских частных предпринимателей занимались ранее подпольным бизнесом — в основном спекуляцией товарами, нелегально привозимыми из западных стран, 22,5% ранее привлекались к уголовной ответственности и каждый четвертый имел друзей, связанных с уголовным миром.

 

2.4 Структура, формы и сферы теневой экономики современной России

 

В современной России существует множество социальных субъектов, специализирующихся на теневой экономической деятельности. Они образуют своего рода пирамиду (рис. 7).

На ее вершине — криминальные авторитеты и их рабочая сила: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки. Здесь же коррумпированные представители органов власти и управления. По оценке МВД России, численность этой группы доходит до 9 млн. человек, или около 14% всех экономически активных граждан страны.

Среднюю часть пирамиды образуют теневики-хозяйственники (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки»). Эти люди — мотор экономической деятельности, причем не только нелегальной. В перспективе они способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Сейчас они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований полагают, что избранная модель реформирования нуждается в радикальных изменениях, и при этом не приемлют возврата к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе.

Рисунок 6 – Субъекты теневой экономики

 

Нижняя группа представлена наемными работниками физического и умственного труда. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона «в тень». Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках теневиков второй группы16.

Сейчас наиболее актуальным основанием классификации субъектов теневой экономики становится их социальная полезность или опасность. Исходя из этого можно выделить две группы:

  • тех, кто ведет продуктивную деятельность, создает полезные товары и оказывает нужные потребителю услуги, не выплачивая при этом всех налогов государству и совершая некоторые другие (нетяжкие) виды экономических нарушений;
  • тех, кто специализируется на криминальной деятельности.

В первую группу можно включить два нижних этажа вышеописанной пирамиды, во вторую — ее верхушку.

В рамках криминальной экономики сформировались свои стабильные профессии, которые приносят их владельцам более или менее постоянный доход (рис. 7).

Таблица 6 – Профессии в криминальной экономике (оценки экспертов)

Профессия

Приблизительное

число профессионалов

Продолжительность профессиональной деятельности (лет)

Средний

годовой доход

(тыс. долл.)

Вор в законе

300

10

2000

Попрошайка

80 000

10

10

«Классический» вор

60 000

20

10

Проститутка

50 000

5

30

Мошенник

150 000

10

20

Фальшивомонетчик

500

5

50

Рэкетир

100 000

4

50

Киллер

600

5

40

Информация о работе Теневая экономика как часть рыночного хозяйства