Теоретические аспекты формирования банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы рассмотреть разновидность банковских услуг, предоставляемых коммерческим банком населению и разработку мероприятий по внедрению новых видов услуг.
В качестве объекта выступают банковские услуги, пользующиеся спросом у населения, предоставляемые коммерческим банком. Предметом исследования является процесс предоставления банковских услуг населению, а также отношения между банком и населением, возникающие по поводу предоставления и пользования банковскими услугами, рассмотренный на материалах ОАО Сбербанка России.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковские услуги населению- Смирнова Яна.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Второй составной частью продукта банка являются предоставляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом [15,стр.25]:

 

Таблица 1.

Классификация банковских услуг

 

Критерии классификации

Тип предоставляемых  услуг

1

2

 В зависимости  от соответствия специфике банковской деятельности

Специфические услуги

Неспецифические услуги

В зависимости от субъектов  получения услуг

Юридические лица

Физические лица

В зависимости от способа  формирования и размещения ресурсов банка

Активные операции

Пассивные операции

В зависимости от оплаты за предоставление

Платные услуги

Бесплатные услуги

В зависимости от связи  с движением материального продукта

Услуги, связанные с  движением материального продукта

Чистые услуги


 

Таким образом, рассмотрев общую характеристику банковских услуг, отметим, что банковские услуги проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ - в валюте. Спектр банковских услуг настолько разнороден, а критерии их дифференциации настолько разнообразны, что возникает необходимость всеобъемлющей классификации, учитывающей все особенности банковских услуг. В основу классификации могут быть положены как свойства, характерные для всего класса услуг (неосязаемость, неотделимость от источника предоставления, невозможность хранения), так и особенности, присущие исключительно банковским услугам

 

 

 

 

1.2 Традиционные  и специфические банковские услуги

 

 

       Банковские услуги, прежде всего можно подразделить  на специфические и неспецифические  услуги.[14,стр.3] Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности  банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся 3 вида выполняемых ими операций:

    1. депозитные операции
    2. кредитные операции
    3. расчетные операции

Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.[17,стр.11]

Кредитная операция является основной операцией банка. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция, однако, не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции, и следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).

Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование, обеспечивающее быструю связь  и техническую обработку документации поступающей в банк.[18,стр.51]

К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.[7,стр.15]

Промежуточное положение между  традиционными и нетрадиционными  операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в  том  числе:

  • посреднические услуги;
  • услуги, направленные на развитие предприятия(внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.);
  • предоставление гарантий и поручительств;
  • доверительные операции(включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента);
  • услуги по предоставлению сейфов;

В соответствии с рассмотренной  классификацией и в зависимости  от субъектов получения услуги предоставляются  как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг  тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объём. Так же в зависимости от субъектов получения услуги отделения банка могут подразделяться на отделения для юридических и для физических лиц.[14,стр.10]

Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций.

Пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных оперций. К ним  относят: открытие расчетных счетов граждан, предприятий, организаций, выпуск ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.

Активные операции — это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное о долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций, предоставление потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы, предоставляемые другим банкам.[25,стр.70]

В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую — плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.[10,стр.1]

По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладом. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.

Таким образом, рассмотрев традиционные и специфические банковские услуги, выявили, что эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что  постепенно под влиянием многих факторов (не  только конкуренция, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширения их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент.

 

 

1.3  Порядок  оформления и предоставления  банковских услуг 

 

 

При приеме денежно-расчетных  документов на бумажных носителях ответственный  исполнитель обязан проверить:

· Соответствует ли документ установленной форме бланка;

· Заполнены ли все  предусмотренные бланком реквизиты;

· Правильность указания банковских реквизитов;

· Соответствует ли печать и подписи распорядителей счетом, заявленным кредитной организацией образцам.

При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:

- Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий операционный день;

· Все документы, поступающие  в операционное время в бухгалтерские  службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день.[2,стр.25]

· Оплата денежно-расчетных  документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика  на начало дня и по возможности  с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы овердрафта, определенной договором;

· По приходным кассовым операциям сначала принимаются  денежные средства, а затем операция отражается в учете;

· По расходным кассовым операциям сначала операция отражается в учете, а затем денежные средства выдаются получателю;

· При безналичных  расчетах сначала средства списываются  со счета плательщика, а затем  они зачисляются на счет получателя, в том же порядке происходит и  отражение операции в учете

Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.[13,стр.19]

Чеки и платежные  поручения принимаются кредитной  организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки.

Внесение исправлений  в кассовые и банковские документы  не допускается.

Документооборот при расчетно-кассовом обслуживании клиентов

По характеру отражаемых операций документы, поступающие от клиентов классифицируются на:

I. Приходные

· объявление на взнос  наличными (для юридических лиц);

· приходный кассовый ордер (для физических лиц);

II. Расходные

· денежный чек;

· расходный кассовый ордер.

Действия сотрудников  банка, принимающих документы от клиента:

1) документооборот по приходу (объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер)

· клиент передает операционисту  оформленный приходный документ;

· операционист проверяет  правильность заполнения документа, ставит подпись, записывает документ в кассовый журнал по приходу;

·  операционист передает документ кассиру;

· кассир проверяет правильность оформления документа и сверяет  подпись операциониста с образцом подписей, находящихся у него. Вызывает клиента в кассовую кабинку;

· кассир принимает деньги от клиента, пересчитывает сумму и в присутствии клиента сверяет фактическое наличие денег с суммой, указанной в документе. Если сумма совпадает, кассир подписывает документ, разрезает части джокумента, на квитанции ставит печать кассы;

· кассир передает квитанцию клиенту в подтверждение приема суммы;

· кассир передает операционисту  ордер для зачисления суммы на счет.

Когда кассиром установлено  расхождение между суммой, сдаваемой  клиентом, и суммой, указанной в  документе, документ переоформляется клиентом на фактически вносимую сумму. Первоначально оформленный документ кассир перечеркивает, на обороте квитанции указывает фактически принятую сумму денег и расписывается. Документ предается операционисту, который делает исправления в кассовом журнале, оформляет вновь полученный документ и передает его в кассу. Первоначально оформленный документ и ордер уничтожаются, квитанция направляется в кассовые документы.[15,стр.5]

Если клиентом деньги не были внесены, кассир возвращает документ операционисту. Записи в кассовом журнале аннулируются, документ перечеркивается и помещается в кассовые документы.

2) документооборот по  расходу (денежный чек, расходный  кассовый ордер)

· клиент представляет операционисту  заполненный документ, оформленный  в соответствии с правилами;

· операционист проверяет  правильность оформления документа, соответствие суммы цифрами и суммы прописью, соответствие подписей;

· операционист передает документ контролеру на дополнительный контроль;

· контролер проверяет  правильность оформления документа, сверяет  подписи, проверяет наличие подписи  операциониста и регистрирует документ в журнале по расходу;

· контролер передает документ кассиру;

· кассир проверяет подписи  операциониста и контролера на соответствие с образцами подписей, находящихся у него. Набирает и подготавливает сумму денег, причитающихся по документу;

Информация о работе Теоретические аспекты формирования банковских услуг